Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
В соседней ветке Ляксей поднял ряд важных вопросах о сути и гранях представленного на сайте жанра. Переношу его сообщение сюда. Далее последует мой ответ.
Ляксей пишет:
===================================================================
Тема достаточно сложная. Чтобы удовлетворительно ее осветить, надо написать немаленькую статью, поэтому тезисно и фрагментарно.
Я почти целиком согласен, что описываемый сегмент чрезвычайно интересен и сам отношусь к нему с большой любовью. Мне не нужно было к нему ниоткуда приходить, потому, что на этих песнях я вырос, слышал их с раннего детства по радио и на (тогда еще) патефоне, звучали они в школе на уроках пения, в музыкальной школе, кое-что даже пелось в компании, когда стал постарше. Советская массовая и народная песня и симфоническая музыка были основным музыкальным фоном моего детства и юности. Все остальные жанры пришли потом. Теперь по существу.
Я ни в коем случае не могу согласиться, что песня это только музыкальный жанр. Это жанр музыкально-поэтический. Имена Фатьянова, Исаковского, Лебедева-Кумача, Долматовского, Ошанина. Стоят рядом с именами Дунаевского, Блантера или Соловьева-Седого. И, в этом качестве, совершенно невозможно, на мой взгляд, рассматривать песню, а особенно Советскую песню, вне того поля идеологических, политических, духовных смыслов, которые она несет. Собственно, это понимает и уважаемый Сатурн, когда оговаривается, что нельзя относить к Советским песням, песни сложенные в той же музыкальной стилистике, но имеющие нелояльное содержание. И этой оговоркой, в определенной степени дезавуируется утверждение, что главное в Советской песне ее музыкальный стиль.
Столь же сомнительно определение Советской песни, как музыкально-психологического явления. Любая музыка оказывает то или иное воздействие на психику (вспомните хотя бы "Крейцерову сонату" Толстого). Т.е. любая музыка это явление музыкально-психологическое.
Не могу так же согласиться, что все Советские песни 30х-50х относятся к одному и тому же стилю, хотя значительное большинство из них бесспорно относится к той версии неоклассики, которая позже получила название Большого стиля. Но рядом с ним существовала и традиция идущая от народной песни (причем разных народов) и традиция камерной песни (Бернес, Утесов, Шульженко) и джазовые традиции. Не уверен, что можно отнести все это к одному стилю. Я не музыковед и мне сложно проанализировать этот пункт в корректных терминах и системе понятий этой науки, но, по ощущениям, это именно так. Вопрос жанровых рамок любого явления искусства необычайно сложен, но, коль скоро такие рамки устанавливаются, хотелось бы услышать их более или менее внятное определение, доступное для понимания иными путями, кроме чисто медитативных.
Далее. Песня, и особенно популярная, как и любое другое искусство, безусловно, является выражением социальных, во многих аспектах этого понятия, представлений о мире и своем месте в нем, о желательных и нежелательных параметрах этого мира. Причем песня, это наиболее непосредственный, оперативный и демократичный способ выражения таких представлений. В этой связи просто невозможно оторвать песню, в любых ее характеристиках, от политических и идеологических представлений своего времени, функцией которых она, в значительной степени, является. Тип эстетичесой реализации является столь же социально обусловленным, как и вообще все явления этической и эстетической сферы. Искусственно отрывать этот тип от породивших его условий, значило бы уподобиться известному животному под не менее известным. растением.
А, коль скоро, сайт определяет свой формат, как звуковую летопись эпохи, это недопустимо вдвойне. В сети довольно много сайтов, где бесхитростно сообщается, что здесь выложены песни, которые нравятся создателю сайта, и такое положение вполне приемлимо и не вызывает ни малейшего протеста. Если Совмузыка захочет тоже пойти по этому пути, возражений также не может быть, но тогда об этом стоит открыто и однозначно заявить. Но, если Совмузыка замахивается на летопись эпохи, на нечто вроде антологии Советской песни (что лично мною было бы встречено с великим энтузиазмом), то такие вопросы следует решать на серьезной методологической базе, уходя от исключительно личностных оценок и предпочтений и пытаясь нащупать некую объективность и сбалансированность.
Советская эпоха была эпохой крайне динамичной и эта динамика, как и многое другое отразилась и в песне. Большой стиль продержался два десятилетия, но ушел бы в любом случае. Да, песни 30х-50х отличаются от позднейших, но они столь же отличаются и от предшествующих. Даже согласясь, что эти песни в музыкальном отношении совершеннее, нежели песни других периодов, нельзя автоматически делать вывод об их исключительной ценности и о малоценности иных песен. Общеизвестно совершенство поэзии Золотого века, но ни в одну антологию не включают эту поэзию в пропорции шесть к четырем. Иначе это уже не антология, а сборник поэтов Золотого века. И существование Пушкина, Лермонтова и Бора
"Новое качество" советской песни (которое не уступало бы прежнему) так и не сформировалось.\\\\\
Присоединяюсь к Олегу. Не успело сформироваться. Причем было два этапа. На одном, начавшемся около середины 60х (примерно то время, которые апологеты Большого стиля считают рубежным), новые течения попали под тотальный пресинг, по содержанию чем-то похожий на эту дискуссию. Вместо того, чтобы развиваться, вырабатывать критерии, отбраковывать неудачи в собственных рамках, новые течения вынуждены были постоянно оправдываться, уступать, обрубать собственные выразительные средства. Удивительно не то, что они не смогли подняться на высокий уровень, а то, что вообще смогли предложить достаточно достойные образцы. Тот-же рок уходил в какие-то боковые каналы, в театральные постановки, в рестораны (что ему здорово повредило, загнав в попсу), в фанатские сэйшены. К концу 70х рок был практически загублен (только Песняры еще трепыхались).
А в середине 80х в попсу загнали уже всех тотально и целенаправленно. Не говоря о том, что еще с конца 60х всю эстраду загнали в экономический криминал.
Похожий путь прошла и авторская песня. Там еще забавней. Сначала загнали в антисоветчину, а потом, уже в этом качестве, стали слегка поддерживать.
Паранойя, конечно, но у меня до сих пор сильное ощущение, что это все делалось целенаправленно.
(а не только и не столько тексты\\\\
А с текстами своя история. С одной стороны, встречались тексты не хуже, чем в 50е., а с другой, пелось такое, что волосы вставали дыбом.. Причем не в гражданских песнях, сколько во, вроде, нейтральных. Вот кто это запустил еще в 83м в детском фильме - "Он придет, он будет добрый, ласковый, ветер перемен". А если учесть время на съемки, то еще в 82м. Это уже тогда, или как? Кто забросил слоган "Вся жизнь впереди, надейся и жди"? Кто сформулировал "Наше счастье постоянно - жуй кокосы, ешь бананы"? Таких примеров, со второй половины 70х, полно. Это все случайно? А не слишком много?
Новая Советская песня, у которой всего то лет десять - пятнадцать и было, предложила столько, что не пинать ее нужно, а поклониться. Было бы у нее нормальные условия, уже к середине 70х были бы произведения не хуже Большого стиля. Увы, не сложилось.
Я не замечал преднамеренности сверху.
А особо меня умиляла песня насчет просьбы к птице счастья выбрать меня!!! Это верх застойной тупости и нахлебничества, я уверен - не инициированной сверху.
\Вот кто это запустил еще в 83м в детском фильме - "Он придет, он будет добрый, ласковый, ветер перемен"
Астрид Лингрен.
Мэри Поппинс жила в доме, "пока не переменится ветер". Тут изначально социальный подтекст, причем трактованный в мюзикле как раз с оптимистических позиций. как достаточно здоровая, хоть и не осмысленная реакция на тот самый бюрократизм в отечественной культуре.
\"Вся жизнь впереди, надейся и жди"
А вот тут вырвано из контекста. Песня была про то, что если личная жизнь не складывается, не надо уходить в личные драмы и программировать себя на неудачу. "Сегодня любовь прошла стороной, а завтра, а завтра ты встретишься с ней". И все. Точно так же и с "птицей счастья": "надежное сердце любовь сохранит, а птица удачи опять улетит". Это песни психологической реабилитации. "Мечта сбывается, и не сбывается..." Такой жанр тоже необходим.
\Это все случайно? А не слишком много?
А вот не случайно. Это сдерживало нараставшую в обществе психологическую депрессию. Отказались от этого - пошел вал нового пролеткульта:
"Для кого-то время - лишь новая мода,
Для нас - столкновенье идей.
Мы все перестроим и скоро, я верю,
Земля превратится в куб" :-)
\Кто сформулировал "Наше счастье постоянно - жуй кокосы, ешь бананы"?
Так это как раз пародия над потребительским обществом! Это же юмор! :-)
"Присоединяюсь к Олегу. Не успело сформироваться. "
===================================
Присоединяюсь третьим.
Дело еще и в том, что правда жизни всегда живет между дистиллированными идеалами и грязью.
Дистиллированные идеалы хороши, когда грязь "достала". Но и сами эти идеалы могут "достать".
Грязь ощутима всегда, а идеалы - это миражи. Но сила идеалов реальна. Она в их организующей способности. Так что покушение на миражи - это покушение на организацию общего бытия.
Поэтому необходимым было и остается только одно требование к искусству и к творческим личностям: обязательная ответственность за общую жизнедеятельность.
Это требование нужно было облечь в рациональную идеологическую форму, которую нельзя было бы использовать как дубинку против людей с другим вкусом и другим стилем.
К сожалению, это рациональное требование и в данной дискуссии трансформируется в субъективную конкуренцию, которой место не в "определении формата", а на кухнях.
Я не замечал преднамеренности сверху\\\\\\\
Что касается прессинга, его нельзя было не заметить. Любой, кто хоть чуть-чуть был связан с публичным исполнительством, сталкивался сразу.
Это верх застойной тупости и нахлебничества, я уверен - не инициированной сверху.\\\\\
Не знаю, о чем и пишу. В любом случае, выйти в широкую ротацию и на ТВ без высокого одобрения, песня не могла.
"Если я возьму песню "Пшеница золотая" и "осовременю" её, то она перестанет нести в себе ту эстетически-ассоциативную информацию, какая была в классическом исполнении.
ОЧЕНЬ спорный тезис."
===============================================================
Ничего спорного в этом нет. "Осовременить" вовсе не означает исполнить старую песню вновь. Например, в 70-е годы Тамара Синявская и Алибек Днишев переисполнили многие лирические песни М.Блантера. Причём спели они эти песни классически с замечательным классическим оркестровым аккомпанементом. "Лучше нету того цвета" вообще до Синявской и Днишева никто удачно не исполнял! Так что дело не в том, что эту песню исполняли "новые исполнители", а в том, что мы имеем в виду под понятием "осовременивание". Например, послушайте "Морскую застольную" Б.Терентьева в исполнении В.Будилина или же "Далеко-далеко" Г.Носова в исполнении Ю.Подольской или же "Ночь над Белградом" Н.Богословского в исполнении Э.Пьехи. В этих попытках осовременивания заложены очень любопытные и странные мотивы. То ли это попытка сделать "примитивное" звучание более "усложнённым", то ли это попытка некой самоиронии (мол, не принимайте то, что я пою особо всерьёз), то ли эротизировать звучание музыки (от а-сексуального к более "сексуализированному"), то ли ещё что-то.
Вообще-то, одна из причин того, что архаичное исполнение было не в моде, а к 80м годам стало восприниматься как нечто пахнущее нафталином, заключается в том, что многим стало казаться, что песни большого стиля и, главное, сам большой стиль ПРИМИТИВЕН и что песни нового периода должны в каком-то непрояснённом смысле быть более СЛОЖНЫМИ. Именно поэтому Ляксею казалось, что "Марш БАМ" звучал в середине 70-х по-идиотски. Я много раз сталкивался со схожими доводами, исходящими от совершенно разных людей с разными убеждениями. Одна 27-летняя девушка, послушав около одной минуты "Колыбельную" М.Блантера в исполнении В.Нечаева, вынесла свой вердикт: "ритм несовременный и песня НАИВНАЯ".
По-видимому, определённая ритмика воспринимается в качестве выражения наивности или же цинизма, как прямой противоположности наивности. "Наивность" песни заключалась не только в словах, но и в музыкальном стиле. Музыка медленная, не "сексуальная" (о репрезентации "сексуальности" в советском большом стиле нужно поговорить отдельна - тема очень важная и интересная), невинная. Она раздражает людей современного мира, людей, привыкшим к цинизму как к жизненному правилу. Осовременивание - это во многом превращение наивно звучащих песен (наивных как в своем лиризме, так и в своей мажорности) в песни, выражающие мироощущение людей, "потерявших невинность", образно говоря.
Астрид Лингрен. \\\\\
Неужели лично? И сценарий, и тексты, и поставила?
Тут изначально социальный подтекст, причем трактованный в мюзикле как раз с оптимистических позиций.\\\\\
Припоминаю подобный подтекст, с оптимистических позиций. Перестройка называлось.
Песня была про то, что если личная жизнь не складывается, не надо уходить в личные драмы и программировать себя на неудачу.\\\\\
"Надейся и жди" это лучшее программирование на неудачу. Лучшее не придумать. А программирование на удачу, чтоб с личной жизнью все тип-топ, это "Посажу я по земле сады весенние". Не зря этот рефрен тут же и травестизировали. "Вся жизнь впереди, разденься и жди". Чтоб уж полная ясность.
Это сдерживало нараставшую в обществе психологическую депрессию\\\\\
Любой психолог вам скажет, что "надейся и жди" и "птица счастья" это лучший способ усугубить депрессию. А чтоб сдержать ее, нужно прямо противоположное.
Так это как раз пародия над потребительским обществом! Это же юмор! :-)\\\\\
Не заметил в мультике пародии. Изображен некий рай, где симпатичные мартышки объясняют, как должно выглядеть счастье. И это ведь не единично. Еще один симпатичнейший мультгерой формулировал так - "Я теперь вдвое счастливей, потому, что у меня две коровы есть". А "До чего же хочется братцы, на живом жирафе покататься", а "Ааа в Африке горы вот такой вышины", а "Только небо, только ветер, только радость впереди"? Это все юмор, пародии и психологическая реабилитация? А "и у судьбы, КАК ВСЕ, КАК ВСЕ счастья себе ПРОШУ"? Это что еще за пропаганда массового социального нищенства? Ведь практически в то же время было и "Засвищет ветер боя, взовьется пыль веков". (кстати пример совершенно Советской песни в новых ритмах и стилистике).
Очень даже согласен с Вашим последним комментарием по поводу "Чунги-чанги" и мюзиклов Леонида Нечаева, хотя, признаюсь, я на них вырос и есть определённая (конролируемая!) сентиментальная привязанность к ним. :-)
В них уже происходит то, что я назвал БАНАЛИЗАЦИЯ всяких представлений. Чувствуется, что авторы этих песен как будто уверены в том, что та жизнь, при которой они всё это писали, навечно, что ничто никогда по большому счёту не изменится. Всё, наступил некий конец истории под названием "развитой социализм" и всё, что будет дальше - это уже изменения ВНУТРИ этой данности, а не вне её. В то же время (особенно в песнх Пугачёвой) - это агрессивно пропагандируемая АПОЛИТИЧНОСТЬ.
поэтому Ляксею казалось, что "Марш БАМ" звучал в середине 70-х по-идиотски.\\\\
Да не казалось. Так и было. Девять из десяти, кто жил в те годы, скажут вам то же самое. Удивительно. Я помню это время, и помню, какая была реакция. Вас тогда еще не было, но вы, который этого вообще не видел, мне объясняете, как было на самом деле. Не находите, что это абсурдно.
Я много раз сталкивался со схожими доводами, исходящими от совершенно разных людей с разными убеждениями.\\\\\
Так может прислушаться? Или все неправы, только вы правы.
Сатурн, вы же ранее марксизм упоминали. Ну вспомните наконец. Материальный мир и изменения этого мира тащат за собой все остальное. Материальный мир (пресловутое развитие средств производства) изменился, этого и вы не станете отрицать. КАК МОГЛО не измениться все остальное? Именно эти изменения проспала политически хрущевско-брежневская команда. Именно их она пыталась тормозить. В т.ч. и изменения в культуре. Они оказались не марксистами, пошли против времени и профукали страну. Не могло городское образованное общество жить музыкой периода индустриализации, как не могли строители Днепрогэса жить музыкой немеханизированной крестьянской общины 18го - 19го века. Музыка отвечает времени, а не наоборот. Вам это уже десять раз повторили. Смиритесь, наконец, что дважды два - четыре, даже если вам больше нравится - одиннадцать.
В то же время (особенно в песнх Пугачёвой) - это агрессивно пропагандируемая АПОЛИТИЧНОСТЬ\\\\
Нет на свете никакой аполитичности, как нет и ничего деидологизированного. Во всем есть политика и идеология. То, что называют аполитичностью, это сокрытие реальной системы ценностей. Ее, в рамках любой системы, стыдновато признавать, вот и ищут "невинные" синонимы - аполитичность, деидеологизация, частная жизнь. Если назвать своими именами, получится следующее. Хочу много и сладко есть, пить, и совокупляться, желательно за чужой счет. Вот это и выдается за аполитичность и частную жизнь, за прогрессивное, единственно возможное и т.п. У на на форуме один из участников демонстрирует постоянно и последовательно. В свое время называлось точнее - буржуазное сознание, буржуазный тип и т.п.
\Например, в 70-е годы Тамара Синявская и Алибек Днишев переисполнили многие лирические песни М.Блантера.
Хорошее исполнение, но это уже не эстрада, а ближе к оперному пению.
Арии из опер почти никогда не осовременивают, их исполняют канонически. И на первый план выходит уровень исполнения, а не содержание песни и заложенные в ней идеи.
\"Ночь над Белградом" Н.Богословского в исполнении Э.Пьехи.
Это не осовременивание. Это чисто формальная аранжировка либо обязательного номера, либо попытка восстановить номер, не вписывающийся в тогдашнюю концертную программу. "Ночь над Белградом" - песня ненависти, и в исполнении Пьехи она просто потеряла смысл. Точно так же было неудачным и восстановление Великановой песни "Воспоминание" Иллютович и Фадеевой, где драматизм был переделан в идиллию (хотя, возможно, это было требованием свыше).
\Одна 27-летняя девушка, послушав около одной минуты "Колыбельную" М.Блантера в исполнении В.Нечаева, вынесла свой вердикт: "ритм несовременный и песня НАИВНАЯ".
А как насчет исполнения Анны Герман? В 70-х оно было очень популярно, гораздо более, чем Синявской.
Просто сейчас не нашлось другой Анны Герман для этой песни.
\Музыка медленная, не "сексуальная" (о репрезентации "сексуальности" в советском \большом стиле нужно поговорить отдельна - тема очень важная и интересная), невинная.
Сексуальная колыбельная? :-))))
До этого пока даже Милявская не додумалась :-))))
\Осовременивание - это во многом превращение наивно звучащих песен (наивных как в \своем лиризме, так и в своей мажорности) в песни, выражающие мироощущение людей, \"потерявших невинность", образно говоря.
Странно, не заметил у римейка Аллы Горбачевой сексуальной озабоченности :-)
Да, а вот "целуй меня еще, целуй сто тысяч раз" - это как: наивно или сексуально?
\Неужели лично? И сценарий, и тексты, и поставила?
"...Пока не переменится ветер..." - это взято именно из авторского источника.
\Припоминаю подобный подтекст, с оптимистических позиций. Перестройка называлось.
Не это?
"Дальнейшее улучшение комсомольской работы возможно только на основе быстрейшей ПЕРЕСТРОЙКИ в духе тезисов по организационному вопросу, в духе доклада товарища Кагановича, потому что только это направление ПЕРЕСТРОЙКИ обеспечивает нам такую постановку комсомольской работы, какой требуют партия и ее ЦК. Только такая ПЕРЕСТРОЙКА поднимет Ленинский комсомол и его практическую работу в помощь партии на новую, высшую ступень. Однако ПЕРЕСТРОЙКА нашей работы не может быть проведена без серьезной и повседневной помощи всех парторганизаций, начиная от первичных парторганизаций и кончая областными и краевыми партийными комитетами.
Смысл нашей ПЕРЕСТРОЙКИ полностью определяется словами товарища Сталина на съезде колхозников-ударников. "
(с) Тов. Салтанов, выступление 8 февраля 1934 г.
или вот:
"Когда я умру, то на мою могилу нанесут кучи мусора, но я верю, что ветер перемен сдует этот мусор" (с) И.В. Сталин.
\"Надейся и жди" это лучшее программирование на неудачу
Это уже о роли специалистов по социальной психологии в Министерстве Культуры и их уровне. Авторы самореализовывались в меру их глубины знаний в этом вопросе.
\Не заметил в мультике пародии. Изображен некий рай, где симпатичные мартышки \объясняют, как должно выглядеть счастье
Лично я заметил иронию. И, судя по тому, в каком контексте цитируют эту крылатую фразу - а никто не цитирует ее всерьез типа "пей фанта, будь бамбуча", иронию заметил не только я.
\До чего же хочется братцы, на живом жирафе покататься"
"Медведь- это аллегория" (с)
В этой песенке поется о беззаботном детстве, и о чисто детском восприятии, когда надо все попробовать. Увидел забор - надо на забор залезть, увидел жирафа - надо на жирафе покататься. Но на забор залезть проще и отсюда особая вожделенность езды на жирафе :-)
А еще есть Чуковский, у которого Айболит, подает личный пример, бросается в Африку лечить больных обезъян и бороться с местным криминалом. :-)
\"Только небо, только ветер, только радость впереди"?
Вот это не что иное, как субъективные ощущения ребенка на качелях.
\А "и у судьбы, КАК ВСЕ, КАК ВСЕ счастья себе ПРОШУ"? Это что еще за пропаганда массового социального нищенства?
Ну не могла же Пугачева тогда написать "У Христа прошу". А лирика в обществе на современном этапе не может быть исключительно атеистической. "Судьба, прошу, не пожалей добра..." "Дежурный ангел мне явился ночью..."
"Только небо, только ветер, только радость впереди"? rnВот это не что иное, как субъективные ощущения ребенка на качелях.rn=====================================================rnrnКстати, хочу чуть заступиться за эту песню. Песня выдержана в довольно классическом стиле (кроме некоторых элементов аранжировки), да и смысл песни восторженно-оптимистический, в чём-то сродни "Прощайте, голуби!", хотя и явно намного уступает этому шедевру советской романтико-героической лирики.rnrnrnА вообще-то в детских песнях 60-80-х годов (особенно 70-80-х) появляется то, что никогда не было свойственно советской песне для детей раньше - сюсюканье и инфантильность, включая замену слов песни (!) восклицаниями "ля-ля, тра-ля-ля". Ужас! Меня это с детства раздражало!
\А вообще-то в детских песнях 60-80-х годов (особенно 70-80-х) появляется то, что никогда не \было свойственно советской песне для детей раньше - сюсюканье и инфантильность
Это, скорее, результат общего снижения уровня детской песни.
В 50-х вообще для детей записывали песни в исполнении Виноградова, Лядовой, Поставничевой, за Чипполино пела Гелена Великанова... Были очень жесткие требования, причем не только к уровню и репертуару, но и к дикции - все слова должны быть сказаны безукоризнено!
Не это? \\\\\
Интересно, я в 70 е при всяких литовках применял идентичные отмазки. Только ссылался не на тов. Салтанова и Сталина, а на последний съезд и лично Леню. И думал, как я здорово борюсь с бюрократией. А "бюрократия" смотрела понимающе и разрешала все подряд, вместо чтоб оторвать все подряд. Странная все же эта бюрократия.
Авторы самореализовывались в меру их глубины знаний в этом вопросе\\\
Дык, авторы - да. А вот те, кто организовывал ротацию, тиражирование и прочее. Они что, просто были плохими социальными психологами? Или сочуствовали именно таким позициям..
никто не цитирует ее всерьез типа "пей фанта, будь бамбуча", иронию заметил не только я.\\\\\\
Это такая ирония с фигой в кармане. Вроде и не всерьез, а на деле-то вышло именно "пей фанту".
Айболит, подает личный пример, бросается в Африку лечить больных обезъян и бороться с местным криминалом. :-) \\\\
Вот именно. Айболит едет с понятной целью (а в малоизвестном варианте 43го года он там ваще освободительную войну ведет) а тут просто - хочу в Африку, там клево, а забор - полный отстой. Дети ведь понимают в прямом смысле, им наши подтексты и контексты непонятны. А вот тем взрослым, которые выпускали подобные песни, должны были быть понятны.
Вот это не что иное, как субъективные ощущения ребенка на качелях.\\\\\
Вы еще скажите, что песня про катание на качелях. Там сплошные обобщения и генерализации. Качели - символ.
Ну не могла же Пугачева тогда написать "У Христа прошу". \\\\\\
И чем бы это было лучше? Что так, что эдак, проповедь социальной пассивности.
да и смысл песни восторженно-оптимистический, в чём-то сродни "Прощайте, голуби!"\\\\\\
Не думаю. Мне в "Прощайте, голуби" всегда слышался не столько восторженный оптимизм, сколько некоторая тревога. Это вообще было характерно для Советских песен для старшего школьного возраста. Предчуствие жизненного экзамена. Почти вмегда подчеркивался переход от беззаботного детства к серьезным вещам (завтра спутники пустим в полет). Не зря же одна из культовых песен называется "Песня о ТРЕВОЖНОЙ молодости". А в Качелях, для этого же, примерно, возраста, безудержная убежденность в "только радости", непонятно откуда должной появиться. Не "не думай, что все пропели, что бури все отгремели", а "только радость впереди". Даже не "жизнь, это самый серьезный предмет, радость найдем, одолеем невзгоды", не "учитесь, ребята, держаться в седле". Это называется психологическая демобилизация. Разве для нее были основания?
Песня отличная, но вот слова.... И это ведь не единичный пример.
Вы еще скажите, что песня про катание на качелях. Там сплошные обобщения и генерализации. Качели - символ.
-------------------------------
НУ, Вы еще скажите, что слова:
В юном месяце апреле
В старом парке тает снег
И крылатые качели
Начинают свой разбег...
буквально с точностью до месяца (апрель) предсказывают (или совсем конспирологически - намекают на то) когда у нас начнется перестройка. :)
Этак мы далеко зайдем. Хотя система ценностей, конечно, менялись, в том числе и в детских песнях.