Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Хочу поднять одну важную проблему, которая последнее время начинает о себе всё больше и больше давать знать на нашем сайте. Имя этой проблеме - БЕЗРАЗЛИЧИЕ.
В течение некоторого довольно длительного времени мне казалось, что вокруг нашего сайте кристаллизовалось некое сообщество любителей и знатоков советской массовой песни. Шли довольно бурные обмены мнениями (порой довольно острые), перекрещивались просьбы людей о поисках определённых песен с появляющимися предложениями поделиться найденными песнями. Скачивание песен сопровождалось выражением своих впечатлений о прослушанном и сердечными благодарностями в адрес человека, выложившего то или иное произведение. Должен почти прескорбно констатировать, что этому типу взаимоотношений на сайте пришёл конец (будем надеяться, что не необратимый).
В последний период (около года) на сайте воцарилась атмосфера почти кричащей индифферентности и откровенного потребительства. К огромному сожалению, иногда и тов. Лэйк показывает примеры поразительной апатии. Приходит на сайт человек и даёт на форуме объявление: мол, у меня есть такая-то такая-то песня, отсутствующая на сайте - могу выложить, стоит ли? Ни Лэйк, ни Ляксей, ни даже "рядовые" форумчане не реагируют на вопрос. Ну ответьте - да, выложите, или нет, не надо! Нет - полное молчание. Публикует Вася Грозин список песен из своего собрания. Допустим, по меньшей мере 5 песен из 10 подходят под формат сайта. Неужели сложно написать просьбу о том, чтобы Вася (или любой другой человек) что-то выложил на сайте? А ведь ситуация парадоксальная. С просьбами к, скажем, Васе никто не обращается (кроме меня), а когда он выкладывает вещи на самодеятельности, их начинают скачивать! Как это объяснить? Лень что ли попросить? Как же избаловались скачивальщики! Вынь им и положь на блюдечке с золотой каёмочкой. Мол, есть песня передо мной уже готовая к скачиванию - буду качать, а нет - ну и х_рен с ней!
К сожалению, такому менталитету и его развитию потакает и некоторые элементы того, как тов. Лэйк видит работу сайта. В своих недавних мыслях по поводу модернизации сайта тов. Лэйк проявил верх заботы о том, как бы по максимуму облегчить нахождение песен для любителей, которые забрели на сайт. Бедные, ведь им приходится иногда перелистнуть аж целых 7-8 страничек сайта в поисках той или иной песни, о которой случилось вспомнить какой-нибудь тёте Моте во время семейного застолья. Тот факт, что настоящие знатоки и поклонники советской песни иногда искали какой-нибудь материал в течение ДЕСЯТКОВ ЛЕТ, ездя по всей стране и тратя на это немалые суммы денег и энергии, по-видимому не идёт в расчёт. Главное, чтобы бедные посетители не утомились после пролистования 5 страничек - на большее у них (больших ценителей и ещё более ярых энтузиастов) терпения, видите ли, не хватит...
Не хотелось бы, чтобы сайт стал некой зоной пресмыкания перед любым случайно попавшим сюда посетителем. Сайт и его коллекция созданы УСИЛИЯМИ энтузиастов, их знаниями, трудом, щедростью, человечностью. Посетители сайта и его потребители по меньшей мере должны, ОБЯЗАНЫ ответить по достоинству - ответить участием, активностью и, главное, отсутствием БЕЗРАЗЛИЧИЯ и АПАТИИ.
Когда я шлю вам тексты и уточнения к описаниям (их уже за сотню, и поверьте, это отнимает немало времени), я думаю не о благодарности, а о той же эффективности пропаганды песни и музыки, которая заботит и вас (правда, здесь есть ограничение формата, но это мне облегчение).
В своё время я накопил приличную коллекцию песен "детского" репертуара. Делалась она для близкого мне подрастающего поколения всех возрастов, и от них тоже благодарности не требовал, но эффект явно есть, и это главное. Теперь будет переходить к следующим поколениям, притом все песни (~1000) там с текстами. Кстати, хочу напомнить, что привитие интереса к качественной песне, как части музыкальной и общей культуры, надо начинать с раннего детства и не прерывать до юношества (там уже уход "в свободное плавание"). Но это тема отдельная.
Согласен со многим в Вашем посте. Но хочу отметить пару моментов.
Мне кажется, что действительно сайт находится на какой-то половинчатой стадии и как бы не может решить куда ему - к тете Моте с плакатом и Ваттом, или намного более высоким целям.
Нет, сайт не находится в половинчатой стадии. Наоборот, он разросся настолько, что не может вместиться ни в одно из крайних направлений.
1) Сайт чисто технически уже не может быть "узким профессиональным междусобойчиком" т. к. посещаемость, объем фонотеки, массовость аудитории делают это уже невозможным. Если пытаться привести сайт к этому формату придется похерить немалую часть сделанного.
2) Сайт не может быть просто рекламной агиткой для любителей приколов. Хотя бы потому что уровень и объем фонотеки, уровень людей собравшихся вокруг него несоизмеримо выше уровня такой агитки. Попытка ограничиться этим - тоже была бы шагом назад.
Дело не в том что я пытаюсь сидеть на двух стульях, а в том что я ВЫНУЖДЕН на них сидеть!
Это тем более естественно, что технически решение этих двух задач взаимосвязано, и развитие одного направления способствует развитию другого. Пример - появление наличие большого количества редких, красивых интересных песен (качество) прямым образом сказывается на посещаемости. И наоборот, увеличение посещаемости приводит к тому, что на сайт приходят новые люди, проникаются его содержимым, и некоторые из них привносят что то свое, новое, а в итоге обогащают фонотеку. Таких примеров я много могу наприводить.
Так что не надо противопоставлять эти две вещи. НУжно искать баланс и исправлять перекосы там где они начинают наблюдаться.
После повторного прочтения вынужден отредактировать это сообщение, т. к. хочу уточнить, что мое согласие с казаком касается вот этого:
Если цель сайта - быть красной тряпкой мелькающей где-то в интернете, быть рекламой, напоминанием, наживкой, альтернативой секс-сайту, плакатом для популяризации и тому подобное - то вообще можно перейти на полную релаксацию. Тогда вообще ничего не нужно, тем более такого количества материалов, всех разделов, редких песен, "самодеятельности", итд. Для того чтобы сделать это достаточно 100-200 самых известных песен и пары плакатов. Но такие сайты уже есть в интернете. А дисков с советскими песнями которые могут раздражить аппетит к советской музыке тоже хватает. Но допустим что человек на таких множественных сайтах уже был, и диски уже покупал. Допустим что у него уже есть какой-то интерес к советской музыке. Куда ему идти? Мне кажется что сайт совмузыки и должен быть этим более серьезным местом. Как очередная реклама для детсадика он не нужен. Он должен быть не первой ступенью для тети Моти и ее родственников, а второй ступенью, и даже больше. Сегодня 2007 год на календаре, интернет уже давно не реклама и не наживка. Сегодня интернет для многих (молодежи тем более) это их мир. Они не пойдут сразу записываться в партии, библиотеки, искать пластинки и обивать пороги фондов. Если им не помогут серьезно развить их интерес, а не только его разбудить, этот интерес у них погибнет. Вот для того чтобы серьезно развить этот интрес к советской музыке, направить в правильное русло и даже дать этому интересу показать себя сайтов в интернете очень мало. Мне кажется что наша цель, между прочим, помочь этим людям. Наша цель не только помочь им перейти с секс-сайта, но и понять что-то, и не как можно меньше, а как можно больше. И даже, Боже упаси, сделать что-то, и опять же, Боже упаси, не как можно меньше, а больше.
И оно ну никоим образом не касается поиска на сайте "идеологических внутренних врагов" и прочих личностных выпадов казака. Каковые, во избежание очередной свары удаляю.
Сообщение отредактировано модератором lake 15.09.2007 05:26
Надо добавить что надо остеречься с неправильными аллегориями. То что мы делаем -не музейная выставка и не мозаика. Музейная выставка по определению должна вызывать лишь самый поверхностный интерес к предмету, быть красочной, представительной, увлекательной. Она не ставит перед собой цели убедить кого-то в чем-то, перевести его на свою сторону, или довести его до какого-то глубокого душевного изменения. Выставки не воспитывают. В определенном смысле они та-же реклама. Кроме того, в музейных выставках выставляются вещи у которых есть какое-то визуальное в большинстве случаев притяжение которое может повлиять на всех. А у нашего материала такой возможности визуального притяжения нет - их "поверхность" скорее отталкивает большинство людей. Поэтому просто выбрасывать их на рассмотрение и давать людям глазеть на них - не умно. Кроме того, над хорошей музейной выставкой действительно очень долго и серьезно работают, составляют, а не просто набрасывают чего попало в надежде что кому-то это понравится. Вот к такой серьезной работе мы с Сатурном и призываем. Кроме того, всех на все выставки не водят. Детсадовских детей не водят на серьезные выставки, а на выставки подходящие им. А некоторые тут сами и говорили что идет дело о тетях Мотях и им подобных.
И мозаика это тоже достаточно неправильный пример. Тот кому нравится общий вид мозаики еще не понимает то что она хочет передать, каков ее смысл, содержание. Он видит только ее красоту, но красота это не содержание. Добавленный знатоком редкий элемент в мозаику не делает вдруг ее содержание более понятным, а ее лишь более красочной, и то не для всех, а для тех кто может увидеть разницу. Оценить влияние этого элемента на мозаику простой человек не сможет. Она для него останется примерно такой-же. А для специалиста может быть полностью нарушена если его убрать. Наоборот, иногда непонимающие люди предпочитают именно то что ужасает знатоков. Да и что, собственно, являет собой это восторжение простого посетителя красотой всей мозаики в переводе на реальность сайта? Просто человек приходящий и говорящий: "ничего себе, сколько старых клевых песен насобирали". И как такой вот "ценитель" поможет сайту и станет "знатоком" и "энтузиастом"? Единственное что он сделает это начнет слать все что под руку попало, под влиянием первичного впечатления что "во клево, во насобирали", что и происходит каждый раз.
То что делаем мы, похоже на политический кружок или партию. Или даже фирму. Они не просто собирают что-то рандомально из того что им нравится или кажется правильным, предлагают это кому попало, и надеятся на лучшее. Они делают кропотливую работу, они работают с их аудиторией, они хотят на нее повлиять, привлечь ее к нужному действию, они ждут от нее реакции, они не дают ей решать что делать, а стремятся самим ее привести в нужное место, и не разовым влиянием, а долговременными плановыми мерами. Они так-же имеют четкое разделение полномочий, рангов, ценят вклад в их работу тех кто на него способен и его делает, и не идут на приравниловку.
Лейку - мне кажется что проблема в том, что Вы все таки должны решить - будете ли Вы прикалывать и рекламировать для тетушки Моти с помощью более-менее серьезной базы, или наоборот - строить более-менее серьезную базу которая и будет притягивать людей своим характером. Если не решите - опять - два стула.
Кажется, и я тоже не участвую в таких обсуждениях песен
Я, из тех, кто познакомился с советскими песнями, главным образом благодаря сайту. До него мне было известно, песен 5-7. Что могу рассказать, кроме того, что советские песни мне, в основном, очень нравятся? Как я могу искать песню, если не знаю, о ее существовании. А откуда могу узнать о ее существовании, если Вы настойчиво предлагаете их выкладывать только для тех, кто их ищет?
А двадцатилетних, и моложе это автоматически лишает возможности познакомиться с советскими песнями.
Наоборот бы придушить «господ демократов» за то, что упрятали все в архивы и ничего не показывают. Хорошо, если хоть еще что-то сохранят.
Понимаю, уважаю и ценю труд. Но подобная позиция мне иногда наше «газетное» «начальство» напоминает, которое работает для узкого круга читателей. И все попытки привлечь людей за пределами этого круга натыкаются на похожие возражения. Для кого ж тогда трудится и кого агитировать? Самих себя?
В очередной раз придём к тому, что и тётя Мотя, и влиятельные знатоки могут ужиться на сайте. На деле выйдет наоборот – как философы спорят, что первично, так и товарищи в кровь – не кровь, но на нервах друг другу в отношении тематики и целей сайта поиграют. Сидеть придётся то на одном, то на другом стуле, и стараться выдерживать одинаковое к обоим предметам мебели отношение.
Чтобы человек прочувствовал, понял и стал истинным ценителем Советской музыки, первым делом нужно привлечь. Без собственной опорной базы не будет достаточного понимания, разговора с новичком у нас не выйдет. Хорошо, если опорной базой, как у тов. Стрельца, станет именно sovmusic. Народ теперь стал избирательным и лишь немногие стремятся получить от Сети больше, нежели реально требуют: мы не можем говорить о манипуляции аудиторией, неких уловках, поскольку сайт тяготеет к качественности (и за это всецело выступает тов. Казак). Как при этом работать с массами, неясно. Сайт имеет репутацию среди огромного числа людей и, несомненно, на нём найдётся место и колхознику Агафону, который “купил новый патефон – семью веселит”, и знатному исследователю Советской музыкальной культуры. Главное, чтобы ссылку нашли.
Самый простой и действенный способ – рассказать всем, стреляя идеей в толпу, что есть на просторах рунета такой огромный портал. Без народа не подтянутся истинные знатоки, без всеобщего признания не соберутся здесь настоящие коллекционеры (да бог с коллекционерами – ценители, а не просто любители послушать и подпеть). Недаром и сайт дореволюционных записей, ссылка на который есть у тов. Кружкова, многое раздаёт бесплатно, привлекая всё новых и новых людей. Без элемента рекламы невозможно – на этом стоит товарищ Лейк, настаивая на массовости портала. Как при этом работать с качественной группой посетителей, тоже непонятно.
Два пути основной дороги:
1) Стремясь к высшему качеству, СовМузыка возьмёт курс на узко-конкретную специализацию, возникнет некий сайт ностальгистов, только не любителей, а профи со схемой “попросил-нашёл-выслал-поблагодарил”, бОльшая часть аудитории утеряна;
2) приобретая более массового слушателя, разбавляя ценные произведения различными “левыми” экземплярами, портал рискует стать слишком вольным сборищем разнообразной музыки – вольнее ККРЭ или какой-нибудь “попсы-инфо”. Минус - не оценят мыслящие слушатели. Потому и придерживается СМ в данный момент золотой середины, не дёргаясь ни в сторону дешёвого ширпотреба, ни в сторону матёрого, но ограниченного спец.проекта.
Важное дело – уровень предварительной информированности, когда поверхностно знающий о портале пришедший товарищ ещё не понимает что к чему и встречает СовМузыку по одёжке. Формат красной тряпки отпугнёт знатоков, уровень “выше нас только самолёты” не понравится массовому слушателю. Сознательно не говорю про всенародного “потребителя”, ибо Советскую музыку не потребляют, это не водка. С другой стороны, тётя Мотя, если конечная цель её – найти и послушать, не станет ни Анатолием Железным, ни Глебом Скороходовым. Никакими пытками, уговорами или интересными материалами мы не заставим тётю Мотю – и что все к бедной Матрёне так привязались – стать коллекционеркой или музыковедом высшего разряда. Она (или её добрый внучок) скачает нежданно впрыгнувшую в память песню и уйдёт, довольная. В противном случае – ничего не скачает, уйдёт злая. Кстати, для поиска совсем не надо ничего листать – к счастью, кто-то когда-то придумал программу-робота, способную самостоятельно находить всё, что ударит в голову даже подвыпившему клиенту.
Понятны терзания Лейка, идущего вразрез с научно-просветительской идеей в угоду обществу, и негодование Казака, не желающего сбивать с панталыку несведущую Матрёну ненужным ей количеством качественной для нас музыки. Полемика обещает стать долгой, практически вечной. В Челябинске метро строят уже двадцать лет: все документы подписаны, договоры составлены, но не хватает мощностей и мозгов. У нас же все возможности есть, да не можем договориться, куда метнуться. Консервативненько, но всё же: стОит ли метаться? Нет, можно, конечно, сделать из одного большого пути два, только это лишь усугубит обстановку и вконец запутает и левых и правых: что куда относить, какую запись оставлять, как и кому дифференцировать поток мелодий, что оценивать и кто чем будет заниматься.
Спор тт. Лейка и Казака ясен, но вопрос-то, думается, был в другом. Тов. Сатурн спрашивал, почему люди стали инертные, неактивные, безучастные – неблагодарные, мол. Да благодарные они, только очень стеснительные, молчаливые. Говорить не умеют речисто или времени жалеют: одно дело песню скачать и прослушать, другое – осмыслить и оценить, да ещё – правильно, корректно, чтобы не задеть авторитетных мнений именитых товарищей (страшно ведь лезти в разговоры той Матрёне, когда джигиты разговаривают) и не раскрыть-выказать местечковость, приземлённость или узость своих дилетантских взглядов (при всём уважении к пресловутой "тёте"). Люди, что на сайте, как рыба в воде, и
И тогда вопрос о неактивности товарищей
из простого благодарного народа отпадёт сам собой.
----------------------------------------
Люди, что на сайте, как рыба в воде, и смекают что к чему, каждое произведение оценят по достоинству. Другие просто скачают. Может, скажут чего. По большей части каждый оцифровщик «Самодеятельности» выбирает для себя аудиторию: сегодня товарищ выложил две песни для массового слушателя, завтра – для «качественного». Вчера поделился записью с кем-то лично, в дополнение её скачали ещё сто человек.
Чтобы менять направленность сайта, надо переворачивать воззрения сформировавшейся аудитории, ставить людей перед фактом. А на “агитку” хоть красно-блеклую, хоть научно-концептуальную, никто не купится: всё зависит от человека – увы, не от нас, если мы используем незапрещённые приёмы.
В общем, сайт это СМИ. Вернее, информационный проводник.
И “редакционная политика” его устраивает не всех.
Не всегда, по крайней мере.
"Соответственно ответить на вопрос о желательности той или иной выкладки просто не могу. Не владею настолько материалом. Тем более, что есть кому.
Соответственно, мне ближе точка зрения Лэйка, что главная задача сайта, это пробуждение интереса к Советской музыке и удовлетворение этого интереса, а коллекционерские радости - попутно. И, в рамках этого, интересы знакомого тети Моти мне ближе, чем интересы собирателя пятнадцатого, крайне редкого, исполнения известной песни, или даже нахождения новой, совершенно неизвестной доселе вещи (за редким исключением)."
=================================================================
Мне лично кажется, что такая позиция довольно странная. Я тоже не причисляю себя к коллекционерам, даже считаю, что в какой-то момент коллекционирование переходит в своеобразное психическое расстройство. Мне тоже не интересуют САМИ ПО СЕБЕ матричные номера пластинок или каталожные коды. Они меня могут заинтересовать только в качестве инструментов для поиска того, что я, собственно, и ищу.
В Вашей же, тов. Ляксей, позиции меня лично удивляет вот что. Разве у Вас самого не существует какого-то хотя бы и очень широкого направления, по которому Вы что-то разыскиваете? Например, песни какого-то исполнителя, композитора, какой-то определённой тематики? Подчеркну: я не говорю о коллекционировании! Вы в целом ЧТО-ТО ищете? Вот меня, например, интересуют песни определённых композиторов (включая те, которых я раньше не слышал), интересует определённая тематика, о которой я здесь на сайте говорил. Многие из песен, которые я ищу, не нужны самым заядлым коллекционерам (равно также как мне часто не особо нужны раритеты, которые они разыскивают). Но всё-таки у меня есть определённые "звёзды", по которым я ориентируюсь в море советской песни. А у Вас есть интересы в этой области? Если да, то почему Вы никогда о них не говорите (неважно какие они)? Это не претензия, а просто личный вопрос. :-)
На ваш вопрос есть несколько разных ответов.
1. Я не считаю, что поиски чего-то конкретного столь уж важны. Поиски чего-то не исчерпывают интереса к предмету. Например, меня гораздо больше интересуют книги о композиторах и исполнителях, их мемуары, информация о бытовании песен, их общественной судьбе, нежели сбор чьих-то песен, всех до одной. Я по характеру не археолог, а историк. Можно годами выявлять в архивах чьё-то наследие, разыскивая каждую строчку, а можно изучать то, что давно и хорошо известно, но никем, в общем, толком не осмыслено. Меня интересует как, зачем и почему, а не поиск еще одного штриха.
2. У меня довольно широкий круг музыкальных интересов и одной Советской песней он не ограничивается. Например я люблю оперетту и собрал уже довольно неплохую подборку. В моей фонотеке довольно широко представлены и другие музыкальные направления. А не ищу и не задаю вопросов на форуме потому, что могу обойтись и без этого. Просто я знаю где, у кого и почему лежит то, что меня интересует, и, если мне очень хочется, иду туда и беру. А если хочется не очень, то прекрасно обхожусь, до того времени, когда захочется. Опять же, считаю, что проще написать лично человеку и обговорить возможность помощи, или обмена, нежели сообщать о своих поисках всей вселенной.
3. Интересующих меня исполнителей и авторов я собрал практически целиком, и заметил такой эффект. После сбора определенного процента произведений (чаще после 50-60) дальнейшие находки (за редким исключением) вызывают полнейшее разочарование. Оказывается, что там масса случайных записей, творческих неудач, проходных вещей, малоинтересных вариантов и т.п. Исключений пока не встречал. Вот и вопрос, стоит ли тратить время и деньги, чтоб найти еще одну неудачную запись даже великого художника. Я, даже из любимых композиторов и исполнителей делаю для себя сборники избранного, для слушания. Слушать полный материал почти невозможно, все время что-то режет ухо.
4. В Советской песне меня интересует не столько ее сбор, сколько использование. Меня гораздо больше радует, когда удается еще кому-нибудь открыть пласты Советской песни, когда эти песни начинают звучать еще где-то (у тети Моти, скажем), нежели заперев двери и окна и отключив интернет (чтоб кто-то не услыхал ненароком) наслаждаться очередным "раритетом", про себя надуваясь от важности, что у меня есть, а у них - фиг, и какой я, блин, важный знаток. Готов бесплатно записать хоть всю свою фонотеку любому (все же не любому) желающему (только, может, болванки попрошу подогнать, да времени займет немеряно - сколько у меня дисков сам точно не знаю, но много) и считаю это гораздо более правильным, чем делить произведения искусства на "для понимающих" и "для толпы"
5. Песня для меня хобби, а не профессия, я их все же больше слушать люблю (ну все - пропал, среди "знатоков" просто любить слушать - великое преступление, песни надо ценить и понимать, а слушать и получать от этого эстетическое наслаждение, строго воспрещается). Что же касается моего неучастия в обсуждении песен, то считаю, что такие обсуждения всегда все же в значительной степени определяются вкусами и возможны только в обстановке взаимного доверия и приятия, что, к сожалению, в сети маловероятно. А читать бессвязный поток сознания, почему известный всему миру шедевр Дунаевского хуже чем приблатненная самоделка, с автоматическим переходом в бессмысленную ругань, простите не хочу.
Надеюсь, я ответил на ваши вопросы достаточно полно.
Так как Вы любите оперетту, то у меня у к Вам вопрос и просьба.
В оперетте Ю.Милютина "Поцелуй Чаниты" есть "Песня студентов" (или "Студенческая песня", первая строчка: "Когда, друзья, шагаем мы вместе"). Нет ли у Вас этой песни? Если да, не поделитесь ли? Кстати, есть несколько и других оперетточных вещей Милютина, которые я разыскиваю. Чуть позже составлю список.
В моей записи звучит только один куплет и вместе с мелодрамой. Если хотите, могу выслать.
Кроме Чаниты, оперетт Милютина в МР3 у меня нет. Цирк зажигает огни и Трембита только на видеокассетах, а Девичий переполох достать пока не получилось.
По мне, извините, вырисовывается достаточно странная картина.
Нужна, вроде бы, пропаганда советских песен, но не для того чтобы их, не дай Бог, понимали, чтобы проникались чем-то, изменялись под их влиянием, а для того чтобы от них получали простое эстетическое наслаждение, как и от других любых типов музыки - джаза или оперетты. Верх желаний и целей сайта, это чтобы Тетя Мотя просто иногда врубала что-то советское, полностью не понимая что это такое. Цель сайта это показать что советская патриотическая музыка это подходящая вещь если хочешь покайфовать и отдохнуть.
Кроме того, не важен поиск самого первичного материала, источника, самих песен, то что в них есть - не важно, а важны мемуары исполнителей, историческая информация о бытовании песен и их судьбе. Важно осмысление всего этого. Спрашивается вопрос - бытования чего и судьбе чего, осмысление чего? Того что не найдено и к тематическому и музыкальному содержанию и пониманию чего нет интереса?
Также, непонятно как такой человек может судить о "случайных записях, творческих неудачах, проходных вещах, малоинтересных вариантах"? Из за того что он просто не получает от них свое первичное эстетическое удовольствие, или из за того что он прочитал в книге мемуаров что они не стали популярными? Ведь понимание песен и интерес к их содержанию и музыкальныму уровню были отброшены как какие-то коллекционерские умничанья.
Знаете, мне кажется, что всё достаточно просто и даже в целом банально. У разных посетителей сайта разный уровень интереса к советской песне. Скажу за себя, например. У меня есть определённый "пунктик". Он заключается в просто жгучем любопытстве по поводу звучания песен определённых композиторов на определённую тематику, которые уже не звучали в эфире по меньшей мере лет 30-40. Что-то магическое есть в процессе нахождения и прослушивания таких песен. В отличие от Ляксея, меня как раз поражало насколько МНОГО песен, которые можно признать отличными и уж точно хорошими, лежит мертвым грузом во всяких хранилищах и архивах.
Более того, моё отношение к песням основано на приоритезации именно песен забытых или "задвинутых" по тем или иным причинам. Я уже говорил, что постоянно дивлюсь динамики скачивания песен, например, с самодеятельности. Чем более известна песня, тем больше её скачивают. Для меня это странно. Мне кажется, что чем более песня известна, тем более она доступна, тем легче её приобрести, тем больше шансов на то, что она уже у многих интересующихся имеется. Например, "День Победы". У меня она есть на дисках, на кассетах, на ЧЕТЫРЁХ долгоиграющих пластинках. Получается, что общедоступность вовсе не определяет динамику скачивания. А вот если выкладывается песня МАЛО известная (не будем сейчас разбирать причины), то её скачивать не станут с такой же скоростью, как песню более известную (за исключением случаев, когда в названии песни есть какая-то экзотика). МНЕ лично такое отношение кажется иррациональным, непонятным. Я скачиваю В ПЕРВУЮ очередь именно то, что ДЛЯ МЕНЯ незнакомо, так как большинство общеизвестных и общедоступных песен у меня и так есть (предполагаю, что есть они и у других ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ тематикой людей). В итоге мы упираемся в проблему отношения людей к песням для них неизвестным. Предположить можно несколько причин такого поведения. Но главная всё-таки следующая. Неизвестность отождествляется с низким или посредственным качеством (примерно такая же логика, на которую указал Ляксей): мол, песня малоизвестная из-за того, что является творческой неудачей и, соответственно, представляет малый интерес. Таким образом, отношение людей к песням продолжает формироваться по тенью "фильтрационных" решений, которые были сделаны в 1960-70-е гг. На тот момент административные структуры, заведующие культурой в СССР, приняли какие-то решения по поводу тех "старых" совпесен, которые стоит продолжать исполнять и переисполнять, а какие оставить собирать пыль на полках. А дальше уже получилась психологическая инерция - люди хотят слушать то, что знают, а знают они то, что кто-то в 60-70-е гг. объявил достойным исполнения. Вот и получается замкнутый круг.
У меня есть определённый "пунктик". Он заключается в просто жгучем любопытстве по поводу звучания песен определённых композиторов на определённую тематику, которые уже не звучали в эфире по меньшей мере лет 30-40.\\\\\\\
Так это у вас. А я песни, которые звучали 30 лет назад, в общем, помню. И помню, что не все они вызывали восторг.
меня как раз поражало насколько МНОГО песен, которые можно признать отличными и уж точно хорошими, лежит мертвым грузом во всяких хранилищах и архивах.\\\\\
Ну и замечательно, что лежат. Значит будут сохранены и никуда (как общий случай, ситуативно бывает всякое) не денутся. У вас классическая ситуация человека не сталкивающегося особо с проблемами глобального хранения информации. Все через это проходят. Я тоже, попав в первый раз в серьезный исторический архив, пытался хвататься за все. Увольте. В разного рода архивах, библиотеках, музеях лежат десятки миллионов ед.хр. интереснейших материалов. Ввести их ВСЕ (или даже большей частью) в серьезный оборот невозможно в принципе и не будет возможно никогда. Просто потому, что людей, занимающихся такого рода деятельностью, меньше, чем тех, кто производит эти материалы. Примите это как реальность, которая не изменится. Это относится не только к песням, но и к худлиту, к фильмам, изобразительному искусству. Вы хотите ложкой вычерпать море? Не получится. Даже если ведром будете черпать, все рано не получится. И ни один музейщик, при подготовке экспозиции, не будет пытаться выставить все, потому, что это раньше не экспонировалось. Ну, представьте себе музей с тысячами залов. Сможет кто-то его посмотреть? Нет, потому, что возможности восприятия ограниченны. В лучшем случае побежит к известному и тому, о чем слышал. В худшем - плюнет вообще.. Поэтому проблема любой экспозиции, это отбор, экспертиза ценности, выявление НАИБОЛЕЕ интересного и характерного, "говорящего", того, что произведет большее впечатления. А для специалистов есть запасники - там можно изучать отдельную, малоинтересную для большинства вещь, хоть до посинения. При выявлении могут быть любые споры, но сам принцип еще никто под сомнение не ставил. Даже археологи ведут свои поиски под теорию, под программу, а не по принципу, копать везде, где что-то может быть. Это не профессионализм, а наоборот, голимый дилетантизм.
К слову, отчасти и поэтому к "коллекционерам" прохладное отношение в крупных хранилищах. Они смотрят на это, как на блажь и фантазии.. К тем, кто приходит в хранилища работать под понятную программу, отношение иное. Знаю не понаслышке.
отношение людей к песням продолжает формироваться по тенью "фильтрационных" решений, которые были сделаны в 1960-70-е гг. На тот момент административные структуры, заведующие культурой в СССР, приняли какие-то решения по поводу тех "старых" совпесен, которые стоит продолжать исполнять и переисполнять, а какие оставить собирать пыль на полках\\\\
Масонский заговор в совпесне. Собрались комиссии, прослушали десятки тысяч песен и составили списки. Не фантазируйте. То есть были, конечно песни, которые по тем или иным политическим причинам, были задвинуты, но их вряд ли больше процента-другого. Причем, наиболее интересные из таких песен просто переписывались, вы это прекрасно знаете. А остальные уходили просто по причине ограниченности возможности трансляции и восприятия. И это касается абсолютно всех произведений искусства в абсолютно всех культурах.
Неизвестность отождествляется с низким или посредственным качеством (примерно такая же логика, на которую указал Ляксей): мол, песня малоизвестная из-за того, что является творческой неудачей и, соответственно, представляет малый интерес.\\\\\\
Извините уж, но у меня сложилось такое впечатление именно по тем художникам, которых я собрал почти полностью. Да это, собственно, обычно. Вы знаете тех, у кого были одни шедевры?
дальше уже получилась психологическая инерция - люди хотят слушать то, что знают, а знают они то, что кто-то в 60-70-е гг. объявил достойным исполнения. Вот и получается замкнутый круг.\\\\\
Никакого круга. Люди хотят слушать то, что производит на них впечатление. Ну поймите вы наконец. ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОГРАНИЧЕННЫ.
Вот о себе скажу. Кроме Совпесни я люблю и симфоническую музыку и джаз и оперетту и рок и часть авторской песни и некоторые этнические музыкальные традиции. Я не стану гоняться за раритетами. У меня на это ни времени, ни возмржности регулярно слушать. А искать, чтоб лежало, мне неинтересно. Есть отдельные исключения, но картину это не меняет. Но я живу в музыке с раннего детства, а у многих музыка вообще на периферии интересов. И за их интерес конкуренция еще более жесткая. За их интерес надо бороться, а не ублажать пару десятков "знатоков", задвинутых на периоде, исполнителе, или еще чем-то
За их интерес слушать Советские песни. Не будут они копаться в "раритетах". Этим даже я, с моим интересом к Совпесне, не занимаюсь. Ну неинтересны мне армейские самоделки и пионерские речевки. Если и интересны, то
За их интерес слушать Советские песни. Не будут они копаться в "раритетах". Этим даже я, с моим интересом к Совпесне, не занимаюсь. Ну неинтересны мне армейские самоделки и пионерские речевки. Если и интересны, то только как штрих времени. Бывают счастливые исключения, но это именно исключения, их немного.
И не пытайтейтесь доказать, что только ваши интересы единственно правильны, а мои "маргинальны". У меня не меньше аргументов, что "маргинальны" именно ваши, а, для Советской парадигмы, в квадрате. Но я же этого не делаю. Нравится вам именно так - на здоровье. Но и на меня не наезжайте со своей верой. Обойдусь, знаете, без комиссаров.
И личная просьба. Если отвечаете на мои посты, не делайте этого пожалуйста в третьем лице. Я так пишу иногда, в отношении участников, с которыми вообще не хочу иметь дело. Но у нас с вами такой ситуации, вроде, нет?
Интересующих меня исполнителей и авторов я собрал практически целиком, и заметил такой эффект. После сбора определенного процента произведений (чаще после 50-60) дальнейшие находки (за редким исключением) вызывают полнейшее разочарование. Оказывается, что там масса случайных записей, творческих неудач, проходных вещей, малоинтересных вариантов и т.п. Исключений пока не встречал.
Знаете, если бы речь шла о живописи, литературе или даже музыкальной лирике - скорее всего в большей части случаев Ваша точка зрения оказалась бы близка к истине.
Но, мы тут занимаемся не просто советской, но еще и политической песней. У нашего материала в силу его специфики гораздо больше шансов "выпасть из мейнстрима". Причем не в силу какого то "заговора" а просто в силу утраты злободневности.
Предположим написал Дунаевский где-то в 30-е какую нибудь песню сообразно задачам политического момента. Песня - замечательная, исполнение хорошее, но вот слова - описывают очень узкий предмет. Это могут быть, например, выборы в Веровный Совет, восхваление определенных политиков (а все переменчиво на кремлевском олимпе), обеспечение какой нибудь соответствующей времени пропагандистской кампании, ее лозунгов (коллективизация, чистки, перелеты через полюс, сбор средств на займ и т. п.). Хорошо если эти кампании были успешными, а если получилось нечто о чем стыдно вспоминать (те же чистки, финляндия и т. п.)
И если событие (выборы в Верховный Совет) прошло - песня уйдет на полку, каким бы замечательным шедевром с музыкальной точки зрения она не была. И никаких масонов при этом не требуется.
Я не говорю о том, что все раритеты обязательно являются шедеврами. Вне сомнения среди них немало неудачных, "проходных" вещей. Но, учитывая специфику материала, у нас намного больше шансов разыскать среди них "жемчужину".
Сообщение отредактировано модератором lake 17.09.2007 11:34
Да полным-полно ещё ненайденных (большинством интересующихся людей) жемчужин! Нет целого ряда песен Дунаевского ("Песня о счастье", "Хороша столица наша", "За здоровье советских людей", например), десятков ОТЛИЧНЫХ песен Лепина, Островского, Туликова, Блантера, Каца, Левитина, Холминова, Пахмутовой, Фельцмана, Носова, Фрадкина, Листова, Макарова, Мурадели, Долуханяна... Список может быть продолжен и дальше. Некоторые из них мне приходилось слышать: песни высочайшего уровня!
Не все так просто с раритетами\\\
Не все. Но тогда и надо говорить о раритетах, ограниченных определенными условиями. Вот, скажем, недавно выложенная "Песня о Сталине" Вертинского. Здесь нет вопросов. Такие записи бесценны. Или та же, ставшая уже сакральной "Суоми - красавица". Но ведь в раритеты зачисляются и бесконечные песни о том, как герои рубают супостатов и возвращаются с победой к любимым или как счастливые колхозницы идут по раздольным полям, а вокруг цветут сады, только из за их редкости и интереса ограниченного круга собирателей Причем не признанные шедевры, а достаточно типовые произведения. Вы сами ставили многим таким песням троечки. Я об этих "раритетах", а не о тех замечательных песнях, которые "задвигали" по политическим соображением. Открытие и публикация таких песен - одна из главных заслуг сайта. Но таких песен относительно немного, зато "коллекционерских" раритетов - сотни. Вот о пиетете перед такими "раритетами" я и говорил. Под формат они формально попадают, да и как штрихи времени могут быть интересны, но сводить все только к таким песням, мне кажется неправильным. Я ведь не говорю об их абсолютной ненужности. Я возражаю против того, что бы поднимать подобное как знамя, смысл и основную ценность. Такие произведения - один из оттенков Советской песни. Может даже достаточно ярких, но не единственных и основных. ОДИН ИЗ, А НЕ ГЛАВНЫЙ. Нравится кому-то этим заниматься - честь и хвала, но не стоит сводить к таким занятиям и их оценкам вообще все.
Знаете, если бы речь шла о живописи, литературе или даже музыкальной лирике - скорее всего в большей части случаев Ваша точка зрения оказалась бы близка к истине.\\\\\\
Ну я, в общем, такой случай и описывал. Никто ведь не писал и не исполнял исключительно и только идеологический репертуар. Я и говорил, что целиком взятое творчество любого художника включает как шедевры, так и неудачи. В среднем, шедевры более известны и распространены, неудачи - менее. И, собирая что-то целиком, сталкиваешься с тем, в неизвестном неудачи встречаются относительно чаще. Существуют ведь и авторы вообще одной отличной песни. Не так и редко случается.
И если событие (выборы в Верховный Совет) прошло - песня уйдет на полку, каким бы замечательным шедевром с музыкальной точки зрения она не буда. \\\\\
Конечно. Но гораздо чаще песни идут на полку просто потому, что весь массив ротировать невозможно, он практически бесконечен. Приходится что-то выбирать, от чего-то отказываться. При накоплении материала выше определенного предела этот этап неизбежен.
Понимаете, вся сложность ситуации вот в чём. Вы совершенно правы, что среди раритетов есть целое море посредственности. Я лично с этим не спорю и никогда и не спорил. Однако, среди них есть и существенное кол-во хороших и даже отличных песен, о которых мы просто даже и не подозреваем (или многие из нас, включая меня, даже в принципе не осведомлены). А почему не подозреваем и почему не осведомлены? Да потому что эти песни - раритеты! Вот и получается замкнутый круг.