Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
С детства советская пропаганда мне внушила, что в скором времени наступит коммунизм, и все люди будут друг другу: Друг, Товарищ и Брат. Последнее слово меня, правда, настораживало. Причем тут "брат", когда одновременно признается понятие "Классовой борьбы"? Если есть Брат, то нет Классовой борьбы, а если есть Классовая борьба, то нет ни Брата, ни даже отца (см. миф. пример Павлика Морозова).
Вот в таких противоречиях прошло мое детство.
Но мне хотелось, чтобы наступило это светлое завтра, когда не надо будет вдевать замки в заушины дверей, когда люди перестанут заниматься накопительством и грести под себя.
Но время шло. Последние два обстоятельства очень ярко проявились в брежневскую эпоху. Для меня человеком светлого коммунистического завтра, готовым положить жизнь за други своя, стал А.Д. Сахаров.
Брежневский коммунизм с его очередями за золотом и взятками за автомобили, отвратительными комсоломонцами стал для меня отвратителен.
Он погребен под обломками истории, и значит, так думал не один я.
Ельцин его подмел.
Но мечта о Братстве человечества не исчезла. Я, конечно, стал еще в брежневские годы христианином, то есть человеком, который трезво смотрит на ближнего.
Но понятие "человек светлого коммунистического завтра" для меня осталось.
Уважаемые форумчане, кто-нибудь думал похоже? Очень интересует.
Ивиняюсь. Я имел в виду не "комсоломонцы", а комсоломонские вожаки. Которые вместе с братками из РПЦ Московского Патриархата стали самыми крутыми "братками" в 90-е годы.
(То есть + чтобы меня не считали ассоциированным с РПЦ МП).
"Брежневский коммунизм с его очередями за золотом и взятками за автомобили, отвратительными комсоломонцами стал для меня отвратителен. "
Как-то вы странно, товарищ Корочкин, светлого будущего ожидали. В какой-то дурной компании. Остальные в это время были в шахтах и рудниках, строя по мере сил и возможностей светлое будущее себе и детям, а вы в очередях за золотом и отвратительными комсомольскими вожаками. Вы значит и есть человек коммунистического завтра - уже на всём готовом.
Тов. Михаил, а вы читаете иногда те тексты, на которые вы отвечаете?
Для меня золото - одна из отвратительнейших вещей, о чем я ясно сказал в основании ветки.
Комсоломонские вожаки - то же самое "золото партии".
Есть еще меткое русское слово "золотарь".
Как раз мои-то родственники (не знаю, как ваши) как раз и горбились в прядильно-ткацких фабриках, дорожно-строительных управлениях и совхозах. И их жизнь я знаю. И их-то и считаю людьми светлого коммунистического завтра. Потому что редко я видел людей лучше.
Тема интересная, хотя, читая Ваши посты, сомневаешься в искренности Вашего вопроса. "Золото партии", "братки из РПЦ"... Набор штампов из желтой антикоммунистической прессы, за которыми ничего не стоит. И почему-то "комсоломонские"... Комсомол - расшифровку аббревиатуры знаю. А это что за расшифровка?
Коммунистическая тема мне, скажем, интересна с точки зрения фантастики. Советские фантасты неизбежно описывали коммунистическое будущее, иначе представлять будущее не полагалось. Причем, на мой взгляд, лучшее описание человека коммунистической эпохи принадлежит самым ярым ее ненавистникам - братьям Стругацким (Малыш ХХ век).
На Западе нет (якобы) преград творчеству. Казалось бы – писатели могли пофантазировать и в сфере утопии. Ан нет! Фантазии жестко ограничиваются сферой антиутопий! Пауки, пришельцы, апокалиптические картины изживания человека из вселенной и прочая ахинея.
В первом случае мы имеем диктат общественного устройства, а во втором – ну, педположим, диктат рынка, который якобы ничего не хочет кроме как страшилок (хотя предложение формирует спрос).
Но нет ли тут еще и другого? В первом случае – искреннего желания увидеть устройство мира, который формируется коллективистской идеей, а во-втором – встроенного в сознание понимания безысходности индивидуалистического пути? В первом случае –осознания самоограничения, разумного контроля потребностей и использования ресурсов, гибельность потребительского тупика, во втором – пассивного признания неизбежности этой гибельности и смакование все новых подробностей грязи и смерти земной цивилизации.
В мое время как-то не было принято обсуждать реальность коммунизма. Кто-то считал неибежным, что он придет весь в белом, как написано классиками, кто-то предсказывал казарменный путь земного шара – но что интересно, в любом случае не сомневались в этом пути развития человечества.
Сейчас это все в прошлом. Коммунистические цели Китая невнятны, коммунистические идеалы КПРФ сведены к борьбе за власть без четкого представления, что делать, если она возьмет да вдруг и свалится к ногам. Иногда захожу на сайты компартий мира, но такое впечатление, что оказываешься либо в гостях у батьки Махно, либо в гей-клубе по интересам.
Вероятно, наша память о коммунистическом будущем отомрет вместе с поколением бывших октябрят и пионеров, сносом ВВЦ и уничтожением величественной архитектуры сталинской эпохи, включая колоннады заводских дворцов культуры.
Но продолжение существования нынешней либеральной идеи будет генерировать новый протест, а протест в свою очередь – позитивные идеи нестяжательства, равного коммунистическому устройству жизни. Иначе человек не выживет. Не Маркс, не Ленин и не Сталин написали эти слова: "Там где богатство, там и хищничество, там виден волк, там свирепость, там виден лев, а не человек".
В этой дискуссии я только одно хочу сказать. И это очень важно. Капитализм или индивидуалистическая цивилизация должны выродиться сами, через естественные кризисы. Их нельзя задушить топорно-административным путём, так как они всё равно на поверхность рано или поздно вылезут.
Тов. Виссарионыч, я скорее имел в виду людей светлого коммунистического завтра, а не устройство, не ту структуру, которая пыталась бы их "производить" и воспроизводить.
Тов. Сатурн. Пока жив человек, кризисы неизбежны. Кризисы даже среди ангелов были (см. историю падения одного ангела).
Еще приходит один пример в голову.
В Швейцарии сколько-то лет назад газеты лежали в специальных коробках стопками на улицах; люди их брали и оставляли деньги на тарелке!
Потом, когда понаехало какое-то количество людей с Востока, эта практика прекратилась.
Являются ли швейцарцы с их честностью людьми светлого коммунистического завтра? По-моему - да!
В обществе, обуянном индивидуалистической идеей, самоистребление происходят не топорно-административным путем, а мягко, небольно и по доступным ценам.
Легализация наркотиков, снижение времени проверки побочных действий лекарственных препаратов, генетически модифицированных продуктов и клонирования живых особей и их органов, запрет на ограничение ареалов распространения смертельных болезней типа СПИД, введение рыночных принципов на торговлю нормами загрязнения окружающей среды и выброса тепла, последовательное подчинение добывающих отраслей индустрии производства потребительских товаров, усиление зависимости психики человека от виртуальных услуг, повсеместное распространение политкорректности как механимза "ненасильственного" подавления общественного протеста, стимулирование роста сегмента половых мутантов в "традиционных сообществах", приватизация безопасности и пропаганда эвфтаназии как зачатков процесса регулируемого "просеивания" несамодостаточной части человечества и т.д.
Приходит на ум такой пример. Несколько лет назад в Швейцарии газеты лежали в стопках в специальных ящиках. Каждый желающий брал газету и оставлял деньги на тарелочке! Потом, когда понаехало людей с Востока, эту практику отменили.
Являются ли швейцарцы людьми светлого коммунистического завтра? По-моему, да!
Поэтому я выступаю за самое неограниченное расширение капитализма и рыночных ценностей! Пускай люди попробуют ничем не разбавленный капитализм! Отрикошетит влево будьте-нате! :-)
А мне просто интересно знать -- где, в чём в этом мире, в этой жизни Вы находите для себя романтику? Вы всё время пытаетесь романтиков на форуме, да и пожалуй, романтика в себе задушить. А вот чувство светлой раскрывающейся дали, полёта души, коллективного братания Вы как реализуете?
Конечно, самсовершенствованию границ нет. Но даже если человек, например, очень хочет стать чемпионом мира, то без спортивного клуба, национальной школы и подготовленных тренеров это может получиться только у единиц.
Швейцарцы не могут являться людьми коммунистического будущего. Вы привели лишь часть свойств части их населения - честность. Зачем же обобщать? Достоевский приводил и другие факты, как Вы, должно быть помните.
Ленин, кстати, побывав в Бельгии, очень переживал, что там двери в домах не запирают, а в царской России - запирали. Но от этого он не счел их коммунистическими личностями, а пошел своим путем :)
Я работал в ГДР, там каждую осень выставляли на улицах коробки с яблоками и рядом баночку - бросил 10 пфеннигов, взял яблоко. Ну и что? Где тот коммунизм? Стоило их сожра... пардон - им объединиться, как резкое падение жизненного уровня, разрушенные представления о жизни и справедливости спровоцировали появление неофашизма среди подростков, которым, казалось бы, новые порядки должны быть по душе.
Человек коммунистического будущего - это, все-таки, не просто честный человек. Таких и в средние века было полно, может, даже больше чем сейчас. Это, конечно, традиционные представления о добре, но все-таки в рамках коллективистской психологии и сознательного самоограничения потребностей, не доведенного до самоистязания. :)
"Тов. Михаил, а вы читаете иногда те тексты, на которые вы отвечаете?"
А как же. Только я же и предыдущие ваши сообщения читал, где ясно говорилось, что вы в "коммунистическое завтра" и всё, что к нему прилагается по инструкции, не верите. Поэтому сообщение насчёт поисков пропавшего человека из коммунистического завтра так и воспринял , мол, написанному не верить. И потом этот пример с Сахаровым, который вроде уже везде, где только можно расписался в своей нелюбви ко всему коммунистическому. Значит, может он и человек из какого-то там "завтра", но уж точно не из того, о котором так долго говорили пролетарии всех стран.А про своих других знакомых вы уже потом сказали.
Что до моего отношения к такой цели, как коммунизм, то мне такие завлекушки, как какое-то там удовлетворение всех моих потребностей в отдалённом будущем путём построения этого честным трудом граждан всей страны казалось чем-то вроде правильной религиозной мысли или веры в загробную жизнь - такой способ об этом лишнего не надумывать (вроде той ахинеи, о которой писал тов. Виссарионыч).
"Как дела? - хорошо!" надо всегда говорить (даже мериканы ваши и то соблюдают).
"Какое у нас будет будущее? - ясное дело, светлое..." В будущем-то дети теоретически должны проживать, а детям всегда всё самое лучшее полагается.
И настрой тут гораздо более светлый, нежели в идее светлой загробной жизни, которую вообще придумали, мне кажется, для рабов. Типа страдайте - страдайте, на том свете отдохнёте. А мучителей тоже накажут, кому полагается, специально обученные черти, которых никто никогда не видел.А призрак коммунизма все наблюдали, ходил в прошлом столетии по Европе, взбудоражил много умов...
Нда...
И я помню эти металлические коробочки для пфеннигов в ГДР.
У стендов с газетами и журналами. При входах в платный туалет и т.д.
Правда, НАШИ туда ничего не бросали...
А также бесплатная минералка на гостиничных этажах в холодильниках.
Правда, опять же, первый кто из НАШИХ подходил, тот все подчистую и выгребал.
Тогда остальные отправлялись на другие этажи.
Там где жили НЕ НАШИ.
А вот чувство светлой раскрывающейся дали, полёта души, коллективного братания Вы как реализуете?
Ну, вот раз такой полет души был в подмосковном лесу год назад, весеннем, у костра с друзьями детства. Это было прям как рай не земле. Бутылка перцовки, соленый огурчик, поджаренная на костре колбаса. Чувство родины и братства.
Правильно тут выше говорили, люди светлого коммунистического завтра есть уже и сегодня и были вчера.
Вопрос только остается: нужно ли всех толкать в одну дверь, чтобы такими сделать:
Мне кажется что люди светлого коммунистического завтра становятся такими по счастливой наследственности, воспитанию и т.д.
А административно тут не сделаешь ничего.
"Мне кажется что люди светлого коммунистического завтра становятся такими по счастливой наследственности, воспитанию и т.д.
А административно тут не сделаешь ничего."
- Причем тут административно? Дело не в административности. Не надо делать фарс из вопроса на который не так легко ответить.
Смешно думать что такие вещи заложены каким-то странным образом в генах человека, и никоим образом не связаны с обществом в котором он живет, с его окружением, с культурой, с идеологией. Также, смешно полагать что они связаны только с его домашним воспитанием, а не с социализацией вообще в более широком смысле. А если речь идет о воспитании вообще, то тут без административного ресурса никак.
"Ну, вот раз такой полет души был в подмосковном лесу год назад, весеннем, у костра с друзьями детства. Это было прям как рай не земле. Бутылка перцовки, соленый огурчик, поджаренная на костре колбаса. Чувство родины и братства".
- А вот это проблема. Это может и действительно на генетическом уровне. Для того чтобы сделать из неуча грамотного человека, хватит обычного административного ресурса, и никакой особенной наследственности тут не нужно. Зато когда у человека действительно есть очень проблематичная наследственность обьективно мешающая его обучению, то это уже проблема, и никакие ресурсы не помогут. Конечно, когда наряду с административным ресурсом на человека воздействуют обратные и противоположные в своем направлении силы (и не генетические и домашние, а как раз общественные и культурные), то ресурса может и не хватит (и не хватило...). Выбирайте где вы.
Ну что сделать, многие (а сегодня это эпидемия) действительно не способны на большее чем чувствовать у стола животные близость и братство с собутыльниками либо с самыми близкими собратанами. Для некоторых это самое близкое к чувству патриотизма, и вообще принадлежности, соучастия, даже гордости. Но это не обязано быть так. Я не буду вдаваться в этот вопрос... Но надо сказать что настоящий "полет души" о котором тут шла речь и должен быть таковым - т.е полетом а не приземлением. Такой полет души не должен состоять из уютного и сокровенного звериного чувства близости и соучастия с друзьями, вспоминания былых приключений, общего прошлого, смакования "кровной связи". Нет. Полет души должен быть в глубоком понимании сути всего этого, в обобщении, в постижении самой высокой правды которая стоит надо всем этим. Настоящая дружба, настоящий патриотизм состоит не в номинальных деталях конкретной связи именно с данными субьектами или местами, а в понимании духовных материй и испытывании высших чувств. Если дать пример из близкой для нас тематики - именно поэтому во многих советских песнях атмосфера истинной близости и дружбы описывается в положениях с первого взгляда противоположных инстинктивным ассоциациям - в песне "В лесу прифронтовом", например, атмосфера настоящей близости, глубочайшего обоюдного понимания создается именно тогда когда солдаты сидят полностью оторванные друг от друга, "в забытьи", каждый думая "о своем" но вместе с тем - об общем - "Под этот вальс весенним днем ходили мы на круг, под этот вальс в краю родном любили мы подруг, и каждый думал о своей примомнив ту весну, и каждый знал - дорога к ней идет через войну". Во многих песнях (и в этой) дружба не являет собой достаточную и хорошую причину для отбрасывания официального либо "административного" и схождения на совсем другие, панибратско-огурцово-колбасные линии, а наоборот - является как причиной так и оправданием требования, призыва понять, свершить, взять на себя обязательство связанное с вещами именно официального, "административного" толка : "Так что ж, друзья, коль наш черед, да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрет, не задрожит рука...".
Хотел бы я посмотреть на человека который встал бы посередине очередной пьяной жарки колбасы в лесу и сказал бы громовым голосом: "Встанем товарищи, выпьем за гврадию, равной ей в мужестве нет!". И не как прикол для смеху, а как настоящий и честный призыв. Тут был бы и конец его жарке колбасы с перцовкой, сразу, мне кажется, пропадет у его друзей детства желание ностальгировать с ним и жарить мармелад у костра. Кто сегодня с таким человеком захочет остатся в темном лесу да еще в пьяном состоянии?
Очень согласен с kazak-ом, с его пониманием связи "нашей общности" и коммунистического завтра... Автор:
ZaRus1 30.05.06 18:19 Сообщить модератору
Только песня во мне звучит другая - Марш энтузиастов:
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
...
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!
Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, еще неясная,
Уже зовет тебя вперед.
...
И ещё один штрих, прошу прощения...
Однажды мы должны понять, что если у пьяниц разрушается разум, значит ... пить не стоит вообще! (Как и курить, нюхать клей с бензином или колоться.)
Тов. Казак, вы правы. Но мне кажется, что и я тоже.
Помните песню: "Выпьем и снова нальем?"
А также: "С чего начинается Родина?" Вот в том подмосковном лесу она начиналась с теми моими друзьями, с которыми мы туда довольно свежим апрельским днем 2005 года пешком пришли в этот лес и т.д.
Ребята, дело в том, что, выражаясь наукообразно, но чётко, жизнь наша поделена на две фундаментальные сферы -- частную и публичную. Корочкин всё время пытается убедить нас в том, что человек должен довольствоваться "маленьким счастьем" в частной сфере жизни, отдав публичную сферу "злым силам" рынка и государства. То есть, в центре общества поставлен Рынок, а в маленьких уголках этого общества (в квартирках, на даче, у костра в лесу и проч.) созданы такие маленькие зоны "размагничевания", где можно отдохнуть от диктата современной цивилизации. Такие, как бы, социальные "санатории". А ведь хочется, чтобы идеалам братства и духовного порыва и прорыва принадлежала не социальная периферия, а социальное ядро! Чтобы публичная сфера стала СОЕДИНЯЮЩЕЙ, а не разъединяющей. Чтобы ты вышел из дома и у тебя было чувство -- "всё вокруг моё, родное, до боли в сердце дорогое".
Тов. Сатурн, это, по-моему, неосуществимая мечта.
Механизмы социальной регулировки очень грубы для тонкого человека и они его не только формируют, но зачастую и деформируют, а иногда и калечат. Хотя некоторых укрепляют. Вспомните советскую армию 70-х годов.
Но это касается сильных личностей. Я - слабая. Я бы, наверно, чокнулся, если бы оказался в той армии на два года - с моей хилой мускулатурой и нестабильной психикой.