Цитата:
"Измерять стоимость денег ценой чёрного рынка некорректно."
Ответ:
Так же некорректно, как и механистически отождествлять эту стоимость с официальным курсом валюты. Истина - "где-то посередине".
Но по состоянию на 1985 год как раз вот именно цена "чёрного рынка" ("почему-то" ухудшившаяся в 10/3=3,3 раза по сравнению с 1963 годом) явно сигнализировала о "каком-то" нарастающем неблагополучии.
В чём же заключалось это неблагополучие? В первую очередь, в РЕЗКО ВОЗРОСШЕЙ (за период 1964-85 гг) валютно-технологической зависимости СССР от промышленно развитых стран-конкурентов.
Отдельные виды продукции высоких технологий (без которых хозяйственный комплекс страны уже не мог обойтись, но у которых НЕ БЫЛО отечественных аналогов) СССР был вынужден приобретать у промышленно развитых стран по несправедливо высоким ценам, т.е. обменивая всё большее количество природного сырья на всё меньшую товарную массу иностранных готовых изделий.
Это особая форма эксплуатации - выведенная на НАДГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ. И это не марксова эксплуатация "человека человеком", а эксплуатация одних СТРАН другими СТРАНАМИ, основанная (в первую очередь!) на НЕРАВЕНСТВЕ ТЕХНОЛОГИЙ.
Государство, не обладающее полным набором жизнеобеспечивающих промышленных технологий, вынуждено платить стране-обладателю этих технологий (или группе стран-обладателей) так называемую МЕЖДУНАРОДНУЮ ПРИБАВОЧНУЮ СТОИМОСТЬ.
До определённого момента в стране, оказавшейся в такой валютно-технологической зависимости, может даже сохраняться относительно приемлемый уровень жизни. И даже официальный курс валюты (который обычно рассчитывается лишь по тем видам продукции, у которых есть отечественные аналоги, и "обходит умолчанием" те виды продукции, которые приходится покупать у иностранных держав) формально остаётся на прежнем уровне (заметно меняется только курс "чёрного рынка").
Однако по мере нарастания международных обязательств (связанных с вышеописанным неравенством технологий) все механизмы управления, ресурсно-технологическая, промышленная, социальная - да и вообще вся внутренняя и внешняя политика постепенно становится подчинённой выполнению этих внешних обязательств.
Решить эту проблему с помощью ОДНОГО ТОЛЬКО "железного занавеса" практически невозможно - в большинстве случаев всё равно будет получаться "ниппельная экономика", "мембрана с односторонней проницаемостью" - которая в одну сторону по-прежнему будет пропускать колоссальные объёмы природных ресурсов, а в другую - копеечные (с точки зрения иностранных держав!) видемагнитофоны, игровые приставки, бытовые компьютеры, тряпьё и прочую мишуру. Притом, что политическая надстройка будет чисто внешне (т.е. на уровне фразеологии и риторики) "дистанцироваться" от стран-эксплуататоров, привычно надувать щёки и пускать пузыри в сторону "распроклятых империалистов".
"Железный занавес" должен быть не столько "прямым", сколько КОСВЕННЫМ. Это, в первую очередь, интенсивная ("тоталитарно-протекционистская") промышленная политика, ставящая основной целью как можно скорее заделать "ниши", пробелы в располагаемом наборе ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ технологий - чтобы не платить "международную прибавочную стоимость", не выполнять внешние обязательства, выражающиеся в неэквивалентном товарообмене и "добровольном складировании" международной финансовой эмиссии.
Ещё раз отмечу, что "международная_прибавочная_стоимость" - это не марксова "прибавочная_стоимость" (хотя это понятно и из контекста). Одно не выражается через другое.
|