Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
О волшебной силе музыки, о сов. музыке, о великих музыкантах, о дилетантах, .............
Автор: А. Харитонов 17.04.05 11:27 Сообщить модератору
Как то, во время очередной остервенелой политдискуссии на нашем форуме, кто-то из завсегдатаев, устав бороться с моей безупречной логикой и зная, что я музыкант, посоветовал мне говорить лучше о музыке. Мол, там я буду более компетентен и интересен, да и вообще – сайт музыкальный, а серьёзного разговора о музыке на нём нет. В принципе я с этим советом был согласен, но чувствовал, что задача эта не из лёгких. Такой разговор может вестись на двух уровнях: профессиональном и любительско – беллетристическом. Говорить на более ни менее профессиональном уровне я могу, но боюсь, что мало кому этот язык будет понятен. Тут не обойтись без специальных знаний в области музыкальной формы, гармонии, истории. Такой разговор предполагает апелляцию к определённому уровню слуховой «эрудиции», яющейся основой эстетических оценок. А людям такого уровня уже не надо объяснять в чем муз. достоинства лучших советских песнен – они их и так прекрасно понимают и ценят. Говорить на беллетристическом уровне – так я не журналист и не писатель. Более того, когда я слушаю потуги литераторов говорить с простым народом о музыке, то меня, как и любого по-настоящему образованного музыканта, либо душит смех, либо тошнит. Так что, беседы о музыке не предвиделись, несмотря на возмущающиеменя стандартные комментарии типа «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», на оценки 3, данные песням извеснейшим и талантливым, на отсутствие информации об авторах этих известнейших песен. Всё это стало, к сожалению, привычным. Но в некоторых случаях, когда это происходит с произведениями бесспорно гениальными, душа не выдерживает. В первый раз душа не выдержала по прочтении подобного комментария с оценкой 3 в отношении «Марша нахимовцев» Соловьёва-Седого. Тогда я разразился недовольным ворчанием и , кстати, был многими поддержан. И вот снова «не могу молчать», обида и стыд рвутся наружу. Нахожу на сайте
«Марш юннатов». Комментарий конечно же - «ещё одна пионерская песня о счастливом детстве», оценка - 3, автор музыки отсутствует. Я чуть со стула не падаю. Что делать? Как объяснить непосвящённому к чему он прикоснулся? И тут вспоминается один из эпизодов связанных у меня с этой песней (их было немало, но не все тянут на рассказ) и я решаюсь поделиться им. Мне кажется, что эта житейская история объяснит непосвящённым больше, чем любой профессиональный комментарий. Надеюсь, что мой правдивый рассказик не вызовет аналогий с сусально-слюнявыми, приторными и всегда фальшивыми писательскими «музыкальными» опусами.
1972г. Одесса, вторая станция Большого Фонтана, военный гарнизон. Сегодня в наряд на кухню посланы солдаты срочной службы из оркестра штаба Одесского Военного Округа (наверное единственный в Союзе штабной оркестр, ходивший в такие наряды). Солдатикам всем под 30, все после кишинёвской и одесской консерваторий. Посудомойка. Гора грязной, жирной посуды. Два небольших чана с тёплой водой. С их помощью гора посуды должна быть вымыта. Уже через 15 минут вода в чанах напоминает жирный бульон. Гора посуды не уменьшилась, а увеличилась – из столовой принесли пополнение. Часа через полтора титанической борьбы с жиром он довольно густым слоем покрывает уже и пол. Ноги в сапогах разъезжаются, спина страшно ноет, духота неимоверная. Ещё работать и работать, а я уже чувствую, что загибаюсь. Остальные чувствуют то же самое. И вдруг, во мне возникает с детства знакомая радостная, звенящая мелодия. Из подсознания выплывают первые строчки текста и я начинаю радостно, звеняще петь. Все остальные дядьки подхватывают, на ходу помогая друг другу вспоминать слова:
До чего иинтересно, ребята,
С котелком и мешком за спиной
Нам шагать от зари до закато
По дорогам Отчизны родной.
Словно книга открыта большая,
Перед нами родные края, -
И читать эту книгу, мечтая,
До чего интересно, друзья!
Припев:
Мы идём, как следопыты,
Все пути для нас открыты,
Все дороги нам видны.
Мы - юннаты,
Мы – счастливые ребята
Нашей солнечной страны!
.....................
Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев-юннатов
Можем завтра учёными стать.
Подчинять человеку природу,
Чтоб земля расцветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!
Припев .....................
Усталость снимает как рукой и мы с энтузиазмом, веселясь, приканчиваем злополучные тарелки. И, хотя в нашем пении была и доля ёрничания, - на дворе уже давно были не 50-е, мы все уже почти вышли из официального комсомольского возраста, да и уж больно разительным был контраст между чистым и радостным миром песни, и той тяжёлой, грязной, тупой работой, которую мы делали – однако, эмоциональное воздействие песни всё равно было сильнейшим. И может быть именно контраст помог острее ощутить красоту музыки и слов.
И вот, храня в душе такое понимание и ощущение этой песни, и вообще музыки Дунаевского (ведь мы могли с таким же успехом грянуть «А ну-ка, песню нам пропой , весёлый ветер» или «Марш энтузиастов», или марш из к/ф «Весна», или «Молодёжную», или «Урожайную» . . . . ), натыкаешься на совершенно бесцветный комментарий к ней и оценочку 3. После этого невозможно не относится к автору комментария, как к человеку очень слабо понимающему предмет, которым он занимается. Хотя организаторская сторона деятельности Lake’a заслуживает самого большого уважения, подобные неквалифицированные комментарии не помогают людям, плохо знающим музыку советского периода, постичь и полюбить её лучшие образцы, а наоборот - очень мешают. Потому я и решился всё же на этот беллетризованый «разговор о музыке», чтобы предложить какую то альтернативу бесцветным, беспомощным комментариям, по существу оскорбляющим Великую Музыку.
Другие мои более краткие и конкретные музыкально-критические соображения можно найти в отзывах на песни в разделе ПЕСНИ О РОДИНЕ: «Пшеница золотая» (особо рекомендуется Прохожему и таким же как и он полуслепым «музыковедам» ),
ВОЕННЫЕ МАРШИ: «Марши Советской Армии», «Песня артиллеристов»
ПЕСНИ МОЛОДЁЖИ: «До чего же хорошо кругом», «И вновь продолжается бой», «Марш юннатов», «Скворцы прилетели».
В Италии однажды издали книгу (а может это было периодическое издание) о лучших актёрах итальянского кино. Естественно, там были все лоллобриджиды, лорены, мастрояни, мазины и т.д. и т.п. Каждому из них были посвящены большие статьи о «жизни и творчестве», каждый удостоился большого красочного портрета. И была в той книге одна пустая страница на которой было напечатано всего два слова: АННА МАНЬЯНИ.
Вот так относятся настоящие знатоки к гениям. Они чувствуют их величие и понимают, что слова здесь бессильны, что здесь есть великая тайна. Лучше благоговейно промолчать – это и уважительнее и больше скажет непосвящённым. Так вот, советской песне повезло больше, чем итальянскому кино. В её книге есть по крайней мере 6 пустых страниц с именами: ИСААК ДУНАЕВСКИЙ, МАТВЕЙ БЛАНТЕР, ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ, МАРК ФРАДКИН, БОРИС МОКРОУСОВ, АРКАДИЙ ОСТРОВСКИЙ. Попытки давать им оценки – это явный признак непосвящённости. Да и какой посвящённости можно ожидать, когда нет просто элементарного знания их творчества, когда их песни появляются на сайте без указания автора! Обидно, товарищи, за великую музыку. Стыдно, господа, перед памятью великих музыкантов.
Спасибо за такое исповедание, товарищ. Много очень правильного, но хочу ответить на это:
"на оценки 3, данные песням извеснейшим и талантливым, на отсутствие информации об авторах этих известнейших песен. Но в некоторых случаях, когда это происходит с произведениями бесспорно гениальными, душа не выдерживает. В первый раз душа не выдержала по прочтении подобного комментария с оценкой 3 в отношении «Марша нахимовцев» Соловьёва-Седого"
Вы много раз говорили насчет оценок Лейка, и иногда правильно. Но тут надо отметить что мне кажется что Вы не совсем понимаете качество этих оценок. Это оценки НЕ сугубо музыкальные, и это ЯСНО. И поэтому песня отличнейшая в музыкальном отношении может получить на сайте 3 или даже 2 если она не имеет своего особенного характера, идеологической нагрузки, исторической ценности, или не представляет интереса массам.
Также, мне кажется что Вы наделяете эти оценки излишней важностью.
Теперь о некоторых песнях которые Вам очень нравятся. "Марш Нахимовцев". Увидел на "самодеятельности" этот марш который Вы выложили с советом "прослушать в солнечный день, когда дома одни, на настоящих динамиках и приличной громкости". Так я и сделал. Марш как и раньше продолжал не впечатлять. Уважаю Ваше мнение как профессионального музыканта, но ведь есть разница между понятием "имеющим высокое качество с музыкальной точки зрения", и понятием "имеющим высокое качество с эстетической точки зрения". Это не равнозначные термины. Другими словами, музыковедение это не наука о красоте. И поэтому оценки Лейка еще с одной стороны как бы имеют защиту от Вашей критики.
Касательно моих комментариев: я уже писал об этом раньше, но повторюсь.
Оценки и комментарии отражают мое ЛИЧНОЕ мнение о записи. Во первых я стараюсь брать в расчет не только музыку но и текст, исполнение, историческую значимость в конце концов.
Дело в том, что если использовать Ваш подход, то пятерки придется выставить половине записей. Но тогда вся система оценок потеряет смысл. Сейчас она по крайней мере может сказать людям: это мне нравится, послушайте, может понравится и Вам.
Я прекрасно понимаю, что некоторые имеющиеся оценки некорректны. Причины могут быть разные: не заметил, не оценил, не разглядел шедевра за плохим качеством звучания, просто был не в настроении в конце концов. Ну будьте вы снисходительны!
Я живой человек и когда за несколько часов нужно придумать 40-50 комментариев это иной раз оказывается очень трудно. Пару раз ловил себя на том, что пишу на автомате какую-то чушь. Всякое бывает. Стараюсь исправлять по мере возможности.
Опять повторяюсь: я не последняя инстанция. Я для того и привернул к песням движок форума, чтобы позволять посетителям и Вам в том числе высказывать свое мнение по данному вопросу. Пользуйтесь. Я отдаю должное Вашему знанию музыки и ценю Ваше мнение. Думаю Ваши комментарии и уточнения сайту определенно не повредят.
А по сути мне очень надоели бесконечные разборки по т. н. "еврейскому вопросу". В конце концов форум существует не для того, чтобы Вы со Сталинградским выясняли здесь отношения. Я по мере возможности стараюсь пресекать эти разговоры и выпады с обеих сторон и надеюсь на понимание окружающих в этом вопросе.
Поэтому, Казак, я НАСТОЯТЕЛЬНО прошу Вас не поднимать первым эту тему.
Удалите меня с форума на всегда, если хотите замалчивать правду Автор:
kazak 17.04.05 23:49 Сообщить модератору
Также, я подозреваю, что хоть Вы и говорите, Алекс, что "надоело с обвинениями в антисемитизме" но сами понимаете что сказать что композиторы были евреи это само по себе не обвинения в антисемитизме. Чем же это людям может помешать? А тем что они не хотят это понимать и не хотят осознавать что евреями были люди написавшие вещи которые они так любят и которые им так святы. В третьем рейхе под стихотворениями Гейне тоже не писали фамилию автора.
Но я все же скажу еще раз:
Блантер, Дунаевский, Фрадкин, Братья Покрасс, Кац, Френкель, Фельцман, Баснер - евреи.
Долматовский, Матусовский, Эренбург, Алигер, Алтаузен, Маршак - евреи.
Я постоянно удивляюсь как легко народ скатывается к перепалке. Стоит какому-нибудь отморозку-черносотенцу написать очередную бяку (которая будет вытерта через несколько минут) как все моментально забыли тему разговора и скатились к бессмысленной перепалке. А иной раз и сами бензина в огонь подливают...
Товариши! Будьте сдержаннее, серьезнее в конце концов.
Предложенная Вами "обойма" из шести действительно незаурядных отечественных композиторов-песенников особых возражений не вызывает. Ну, разве что А.Островского заменил бы я, пожалуй, на бр.Покрасс. Хотя можно было бы с таким же успехом сконструировать ещё далеко не одну "обойму"! Например: С.Туликов, В.Мурадели, А.Долуханян, Б.Терентьев, Б.Александров, В.Левашов. Кто из композиторов более, а кто менее "великий", вопрос всё-таки достаточно субъективный.
Насчёт "Марша нахимовцев" В.Соловьёва-Седого. Замечательная песня, с оценкой 3 согласиться ну просто никак нельзя. Безусловно нравится мне и песня Д.Прицкера "Летят белокрылые чайки" - в которой немного прослушивается тема из "Марша нахимовцев".
А насчет Марша Нахимовцев, то мне он почему то кажется совсем не таким уж впечатляющим. Не знаю почему. Одна помпезность, фанфары, слабая мелодия. Я конечно не музыкант... Я бы тоже поставил оценку 3. Если это 5, так что поставить Славянке или "Славься"? Нечего и сравнивать. Кстати, есть ли у кого то "Славься" Глинки? И на сайте оно должно быть, по моему.
Вообще, ИМХО, духовая музыка, особенно марши, это отдельная большая тема. Я даже не знаю что лучше - слушать или исполнять. Во всяком случае этот марш я бы исполнял с удовольствием. Жаль, не довелось.
Человек, умеющий только смеяться, либо только плакать - ущербный.
А различия мнений конечно будут, только человека, ниспровергающего Пушкина, как это делал талантливый критик 19 века Д.И.Писарев, - все равно в нормальном обществе сочтут чудаком.
«песня отличнейшая в музыкальном отношении может получить на сайте 3 или даже 2 если она не имеет своего особенного характера, идеологической нагрузки, исторической ценности, или не представляет интереса массам».(Грамотнее было бы сказать «для масс»)
Насколько я помню, речь шла о тройках для «Марша нахимовцев» и «Марша юннатов». Это они то не имеют идеологической нагрузки? Нельзя же так бездумно ляпать языком.
И потом, песни, которые живут более полувека, которые въедаются в тебя на всю жизнь после первого же прослушивания, - «таки да имеют своего особенного характера, исторической ценности и таки да представляют интереса массам»
А вот перл второй:
«есть разница между понятием «имеющим высокое качество с музыкальной точки зрения», и понятием "имеющим высокое качество с эстетической точки зрения". Это не равнозначные термины. Другими словами, музыковедение это не наука о красоте».
Для начала – непонятно кого Вы цитируете. В моих посланиях таких слов нет. А если по существу, то разницы между этими терминами (понятиями) нет, так как любая хорошая мызыка, конечно же, и высокоэстетична. Что же касается Вашего утверждения, что музыковедение не есть наука о красоте, то здесь Вы совершенно правы. Мызыковедение есть наука о музыке. О музыке вообще, в том числе и о плохой, и о некачественной. Но если уж музыковедение, опираясь на свой научный аппарат и выработанные достаточно объективные критерии, признает какое-либо произведение «высококачественным», то оно, тем самым, естественно относит его и в разряд «высокоэстетичных» (красивых).
А вообще-то, мне кажется, что искусствоведение – это не совсем Ваша стихия. Ваши потуги говорить наукообразно выглядят, мягко говоря, довольно неуклюже. Говорю это не для того, чтобы Вас обидеть, а из желания помочь Вам выглядеть достойнее.
РS. Уж больно небрежно Вы позволяете себе писать. Я имею в виду не только хаотичность и недодуманность мыслей, но, также, стиль и грамотность. Это очень неуважительно по отношению к публике.
Прочитал об очередном Вашем обнаружении сходства - на этот раз между «Маршем нахимовцев» и вальсом «Летят белокрылые чайки». Хотел уже было разразиться очередной порцией сарказма, но потом наткнулся на Ваше смиренное признание моей критики в ответе на комментарий к «Пшенице золотой» и поостыл. Могу даже сказать Вам комплимент. Действительно, есть некоторое интонационное родство между самым началом «Чаек» и началом припева «Нахимовцев» и то, что вы его уловили, делает честь Вашему слуху. Но, во-первых, сходство это не абсолютное (ни интонационно, ни ритмически), а, во-вторых, дальше темы развиваются совершенно различно. А, в-третьих, скажем, действительно при детальнейшем анализе мы обнаруживаем близкую интонационно-ритмическую микроструктуру (микромотив). Что дальше? Следует ли нам непременно этот момент отмечать, тыкать в авторов, уличать или изобличатьих на основании такого незначительного, мимолётного сходства? Конечно же – нет. Это будет похоже на обвинения в заимствованиях, основанных на обнаружении одинаковых слов или словосчетаний в произведениях разных писателей. Для серьёзных утверждений о сходстве таких произведений этого явно недостаточно. Вопрос о характерности, распространённости определённых муз. интонаций в определённый историч. период является очень сложным и специальным. В такие дебри лучше не лезть. Единственно о чём здесь можно говорить, так это об общности идеологического и эмоционального контекстов.
Теперь относительно Вашего несогласия со включением Аркадия Островского в сонм великих. Конечно, его кандидатура не столь бесспорна, как другие. Здесь уже можно спорить, предлагать свои варианты. И я как раз и предлагаю заняться этой увлекательной игрой. Но, прежде, чем я предложу других своих возможных кандидатов в этот пантеон, объясню почему назвал Островского. Хотя, в сущности, ничего объяснять и не надо. Достаточно привеси список только самых лучших его песен. Те, кто знает их (или после того, как узнают) согласятся со мной (справедливости ради скажу, что и сам узнал некоторые из его песен, а вернее, узнал кто их автор, тоже сравнительно недавно).
А у нас во дворе (Л. Ошанин )
А я вижу (Л. Ошанин )
В праздничный вечер (Л. Ошанин )
Веришь - не веришь (Л. Ошанин )
Верный друг (Я. Белинский)
Весна (В. Бахнов, Я. Костюковский )
Возможно (И. Шаферан)
Девчонки, мальчишки (И. Дик)
Если вам ночью не спится (С. Михалков)
Звёздочка (Я. Белинский)
Зори московские (М. Лисянский)
И опять во дворе (Л. Ошанин )
Комсомольцы - беспокойные сердца (Л. Ошанин )
Лунной тропой (Регистан)
Мальчишки (И. Шаферан)
Мой старый парк (В. Бахнов, Я. Костюковский )
Мы все студенты (А. Давидович)
На то нам юность дана (О. Фадеева)
Нам открыты все пути (Г. Рублёв)
Песня остаётся с человеком (С. Островой)
Пионер (Л. Ошанин )
Праздничный вечер (Л. Ошанин )
Привет Бухаресту
Пусть всегда будет солнце (Л. Ошанин )
Студенческая застольная (О. Фадеева)
Так нам сердце велело (Л. Ошанин )
Шагай с нами рядом песня (Добронравов)
Школьная полька (Л. Ошанин )
Я иду по Москве
Я тебя подожду (Л. Ошанин )
В качестве доказательства высочайшего уровня любой песни из этого списка, пошлю на САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ одну из самых малоизвестных - «Я иду по Москве». Со стыдом должен признаться, что не слышал её раньше (хотя, это не моя вина, а тех, кто вместо неё вдалбливал нам в уши «Лаванду», «Синий лён», «Арлекино» и прочую крикливую пошлость). С первого же прослушивания я был очарован и мелодикой, и всем чистым, светлым миром этой песни, полной добра и благородства (к сожалению не знаю автора слов). И, конечно, трудно переоценить роль Георгия Виноградова в том впечатлении, которое возникает от песни (об этом гениальном певце надо затевать отдельный разговор, и как-нибудь я на это решусь).
Может быть кто-то скажет, что для зачисление в пантеон у Островского недостаточно много хороших песен. На это я мог бы привести мнение Соломона Волкова, с которым я далеко не всегда согласен, но которого нельзя не признавать как музыковеда, искусствоведа и культуролога очень высокого уровня. Он однажды сказал, что самое трудное в музыке – это мелодия, и для него человек, создавший хоть одну нестандартную, запоминающуюся, популярную песню, всегда будет объектом безмерного восхищения.
Теперь о других возможных претендентах на звание Музыкального Героя СоветскогоСоюза (ранее названные - Дважды). Для меня это Покрассы, Анатолий Новиков, Сигизмунд Кац, Никита Богословский, Юрий Милютин, Оскар Фельцман, Пахмутова, Анатолий Лепин, Эдуард Колмановский, Вано Мурадели, Ян Френкель, Серафим Туликов, Тихон Хренников и Андрей Эшпай.
Сходство мелодий (даже если оно есть) не является недостатком. Ведь и народная песня создаётся именно путём поэтапной трансформации одних мелодий в другие.
Интересно было бы узнать Ваше мнение насчёт сходства ещё нескольких пар песен-"близнецов" (это на мой "медвежий" слух).
1-я пара:
http://a-ostrovskyi.narod.ru/aunvd.mp3
http://ukrpisni.narod.ru/Yaseny_D.Hnatyuk.mp3
2-я пара:
http://a-ostrovskyi.narod.ru/msnb.mp3
http://edhill.narod.ru/ch1.mp3
3-я пара:
http://lalyad.narod.ru/ochz.mp3
http://retro.leivo.ru/music/pevets/nechaev/nechaev-kostry_gorjat_dalekie.mp3
Хотел ещё поставить рядом ссылки на "Лунный камень" А.Островского и "Бакинские огни" некоего болгарского композитора. К сожалению, песню "Бакинские огни" в Интернете найти довольно сложно (хотя где-то я её видел).
Теперь по поводу А.Островского. Островский - неплохой композитор. Но первая (по времени) половина его творчества действительно близка к "признанным классикам" советской песни. А половина вторая, увы, более всего напоминает композиторов так называемого "позднесоветского" периода.