Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Сегодня годовщина смерти Пушкина.
А ведь обратите внимание – при очень большом числе музыкальных произведений на его стихи вспоминаются единицы. Кто только не писал! И современники, и советские композиторы.
Все-таки совершенство пушкинского стиха, его музыка и музыкальность, заключенные в строчках, непереложимы на нотный стан.
Единственным равновеликим Пушкину музыкальным произведением я бы назвала «Бориса Годунова». И местами «Евгений Онегин».
А какие мнения будут у товарищей? Какие еще «пушкинские» музыкальные произведения вы бы выделили? Поделитесь, пожалуйста.
Елена Ивановна Шумилова, "Поймешь ли ты?" (Н.Ржевская)
http://kkre-49.narod.ru/shumilova.htm
Немного похожа на Шумскую.
Мне даже кажется, что в советское время манера исполнения стала лучше, чем до того, стала просто наилучшей. Вроде до революции всё же была несколько преувеличенная страсть, а к 50-м годам всё лишнее ушло..
Преображенскую выложу, а Клитемнестру оцифрую и пошлю Константину, а то у модераторов может лопнуть терпение.
О Касторском судить не могу - у меня есть только "Ария мельника". Когда я эти записи слушала, они мне казались довольно архаичными. Правда, это было давно, надо еще послушать. Диск с Касторским уж очень разрекламирован, но меня что-то "жаба душит" - дорого.
С Валерием Борисовичем согласна о манере исполнения. Страшно признаться, но мне Шаляпин не нравится.
Ув.Е.В.! А мне у Гмыри нравится "Юноша и дева" за высочайший лиризм и совершеное звуковедение. Подобный класс встречал только у Е.Нестеренко, но тембр у Гмыри красивее. Я слушал его живьем - красота необычайная, но голос камерный, как у З.Долухановой или Н.Дорлиак, а я тяготею всё-таки к большим голосам. На записях эта разница ощущается меньше. Но мастер, мастер... А Печковского люблю за баритональный тембр тенорового голоса - что-то в этом волнуещее, когда слушаешь СВ..
"Юношу и деву" очень люблю именно в исполнении Гмыри. А смотрите, сколько хорошего вспомнили! А я так и интересные исполнения Печковского узнала, благодаря Вам и К.Вершинину.
Наверное, потом можно в отдельной ветке обсудить и Лермонтова. Я посмотрела у себя и увидела, что не так уж мрачно, как вначале показалось.
Спасибо за тёплые слова! Вы знаете, мне Печковского по тембру напоминал одесский тенор Н.Огренич, хотя был он значительно лиричней и что-то рано исчез со сцены. СВ.
Д.Головина обязательно послушайте - выдающийся советский баритон, незаслуженно забытый. Диапазон безграничный, тембр волшебный, голос, по отзывам современников, огромный - когда поет, итальянцы рядом не стоят. Думаю его записи есть в инете, поищите. У меня есть пластинка, но оцифровать неначем. Ещё люблю очень Г.Неллипа, П.Лисициана и З.Бабия. СВ.
Мне очень приятно, что Вы вспомнили Огренича. Я за ним следила после четвертого конкурса им. Чайковского, где с блеском выступили наши певцы: Нестеренко, Огренич, Соткилава, Пьявко, Образцова, Синявская. Действительно, он как-то рано исчез, я про него ничего не знаю. Он на конкурсе, я помню, замечательно пел романсы Римского-Корсакова на стихи А.К. Толстого. К сожалению, немногие его записи у меня только в чудовищном качестве старых магнитофонных пленок 1970 года. Головина поищу.
Выхожу один я на дорогу (Е.Шашина - М.Лермонтов)
Для берегов отчизны дальной (А.Бородин - А.Пушкин)
Забытый (М.Мусоргский - А. Голенищев-Кутузов)
Корольки (П.Чайковский - В.Сырокомля/Л.Мей)
Не скосить нас саблей острой (братья Покрасс - В.Лебедев-Кумач)
Партизан Железняк (М.Блантер - М.Голодный)
Славное море, священный Байкал (на стихи Дм.Давыдова)
Эх, дороги (А.Новиков- Л.Ошанин)
Я опять одинок (С.Рахманинов - Т.Шевченко/И.Бунин
Не всё у него хорошо. "Выхожу" - как будто из последних сил поет.
Наконец-то! Хоть в чем-то наши вкусы совпали. Я тоже очень люблю Нелеппа и уважаю Бабия.
О Зиновие Бабие
Насколько я знаю, он откуда-то с Украины, Закарпатья.
А в 1960-1970-е пел в Минском оперном театре. Есть много его записей.
Есть интересная запись его сольного концерта в Минске. Он пел после сложнейшей операции на сердце. Врачи запретили категорически ему петь, а он вышел и пел! И еще есть интересная запись его дуэта с сыном (кажется, тоже тенор).
И всё-таки попытайтесь найти в инете в исполнении Д.Головина ариозо Мазепы и Пролог к "Паяцам". Получите большое удовольствие. Записи были на пластинке 70-х гг., и, значит, наверняка есть в инете. СВ.
celika2 Мазепу поищу. А Вы знаете, какая печаль: Вы напомнили про Огренича, я стала искать его в интернете, и оказалось, что он умер.
В.Б.Губину. Спасибо за ссылку. Как-то Головин прошел мимо меня, а на ККРЭ я почему-то его не догадалась посмотреть.
Нелепп, Бабий, Лисициан, Огневой, Пищаев... - не перечесть, сколько их было,не самых великих, но очень хороших певцов. Я вот еще все время говорю, что в песенном репертуаре певцы не забываются благодаря нескольким хорошим сайтам, а в оперном и высоком камерном им совсем не везет. Например, кто и где найдет Надежду Юреневу, певицу очень неплохую? У меня есть она, но куда я могу выложить, например, "Песни об умерших детях"? Никуда. Или, к примеру, серию "Великие певцы прошлого"? Тоже нЕкуда.
Мазепа сейчас будет в самодеятельности. С оригинала 1936 года. (Надеюсь, Лейк подержит, у меня трудности с доступом к файлообменнику из-за домашней локальной сети).
Исполнение Д.Головиным мужественное, суровое.Пиано, микст практически не использует, полный отход от тенорового канонического исполнения александровцев, от лирики и грусти отдельных музыкальных строф. Но впечатляет! СВ.
За Мазепу спасибо, по крайней мере, теперь имею представление. Мне, в общем, понравилось, только уже и здесь какие-то странные гласные после "Р".
Дороги же, на мой вкус, ужасны во всех отношениях: диковинное произношение, неправильное интонирование и искажение мелодии, а уж цыганщина в конце песни не лезет ни в какие ворота.
Скорость постоянно меняется и звук плывет. Отсюда кажущ. неточность интонации. У меня на пластинке на 33 об/мин очень добросовестно все реставрировано (умели звукорежиссёры работать в советские времена) и голос звучит в полной красоте. Но представление, всё-равно, можно получить (спасибо Константину). Попробую обратить внимание на ряд чисто вокальных моментов. Прекрасная фразировка - поет нестарый Головин, а впечатление, что говорит о своей любви глубокий (по тем полтавским временам более 60 лет) старик, но полный страстей, и все это без пережима. Изумительная филировка звука на крайних верхних для баритона нотах - соль бекар, ля бемоль. Многие современные "оперные" певцы просто этих нот не берут. Необычайно широкое дыхание и, как следствие, чудная кантилена. И, наконец, необычайная легкость взятия верхних нот без потери баритонального тембра (отсутствие регистров). Есть ещё нюансы, но основное, определяющее сказал. Если друзья помогут, то попробую выпожить значительно более качественную запись этой и многих других вещей. Но К.Вершинину всё равно огромное спасибо. СВ.
что очень характерно как раз для пластинок 1935-1937 гг.
Да, верхние ноты у Головина звучат потрясающе. Даже Лисициану, при всем моем к нему глубоком уважении, так спеть не удалось.
"Дороги" же мне нравятся. Очень своеобразная и самобытная трактовка произведения, строгий аккомпанемент. Хотя, конечно, скидку на возраст там уже нужно сделать. К тому же запись какая-то странная, может, из зала с плохой акустикой. (Я ее сам цифровал с 33 об., так что искажений при реставрации там нет). Даже слышны в начале посторонние звуки.