Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Лучшие "пионерские" песни, которые вы ищете. Плюс обсуждение судьбы некоторых хоров.
Автор: Сатурн 27.06.08 10:27 Сообщить модератору
Давайте-ка общими усилиями составим список "пионерских" песен, которые представляют значительный интерес по своей яркости и другим важным качествам. Сюда могут входить не только пионерские песни в буквальным и узком смысле слова, но, конечно же, и песни юных спортсменов, школьные вальсы, героические марши.
Кстати, интересует и судьба и история некоторых детских коллективов. Ну с более поздними всё вроде бы понятно, а вот очень интересно было бы узнать что произошло с хором п.у. А.Чмырева, В.Соколова, С.Дунаевского. Они распались? Реорганизовались? Были переименованы?
Надо искать! Песня удачная, с запоминающейся мелодией (можно сравнить с такими как "Утренняя песня" Холминова, "Поют гудки" Аедоницкого, "Рабочее утро" Ю.С.Бирюкова).
\"Мы - молодой рабочий класс\"
(А.Холминов - Ю.Каменецкий), 1957 г.
Мы - молодость нового мира,
Отважное племя творцов.
Нам с детства сердца окрылила
Рабочая слава отцов.
Припев:
Нас миллионы! Нас миллионы!
Горячих душ, умелых рук и ясных глаз!
Нас миллионы! Нас миллионы!
С любовью Родина растила нас!
И в нашей власти Отчизны счастье,
И мы приблизим коммунизма светлый час!
Нас миллионы! Нас миллионы!
Мы - молодой рабочий класс!
Нет дела на свете, с которым
Мы б сладить, друзья, не могли!
Нас ждут, как хозяев, просторы
Великой советской земли!
Припев.
Хотим, чтоб Отчизна родная
Всё краше и краше цвела.
Мы завтрашний день обгоняем,
Мечты претворяя в дела!
Припев.
Сатурн отредактировал это сообщение 22.12.10 в 03:50
Зачин мелодии этой песни Холминова весьма удачен (ожидаемое слушателем дальнейшее развитие мелодии предполагает нечто "в стиле Покрасса") - однако припев немного "не дотягивает" по качеству.
Примерно такое же впечатление (т.е. "слегка разбавленный" припев не совсем соответствует "мощному" зачину) оставляет пока не найденная песня А.Островского "Так нам сердце велело".
Вот, кстати, Вы невзначай подняли очень интересную тему - недоработанные, "недоделанные" мелодии.
Думаю, и Вам часто попадались песни, в которых есть очень неплохой потенциал, а часто либо очень удачный припев, либо запев. Но вот что-то в мелодии не доведено до ума, чувствуется, что автор недоработал, сделал какую-то натужную попытку что-то долепить, но не получилось. Таких случаев много!
Но вот что интересно. Почему худсоветы, которые прослушивали ВСЕ песни, которые официально записывались, не ставили на вид композиторам необходимость доработать мелодии? Вот иногда слушаешь песню, начало отличное, с правильной гармонией, с координацией, а припев - просто гадость или же откровенная халтура, недоработка. Почему не говорили композиторам: это не годиться, следует доработать? Ведь могли даже совместными усилиями доработать, выправить мелодийный полуфабрикат...
Причём, с какого-то момента отсутствие хорошо составленной мелодии вообще перестало считаться проблемой!
1.
"Ведь могли даже совместными усилиями доработать, выправить мелодийный полуфабрикат".
================
А ведь изредка такое встречалось! Есть весьма удачные примеры такой практики: М.Иорданский и В.Шаинский "Песня мира и дружбы", В.Баснер и А.Петров "Мир тем, кто трудится" (не найдена).
У Соловьёва-Седого есть песни, написанные совместно с Ходжа-Эйнатовым, у Ходжа-Эйнатова - совместно с Феркельманом. "Коллегиально" работали иногда и РАПМовцы (Давиденко, Шехтер, Васильев-Буглай).
Чернов и Адмони (композиторы Центрнаучфильма) совместными усилиями написали однажды песню к кинофильму "Планета бурь" (хотя песня как жанр не типична ни для того, ни для другого композитора).
2.
"Причём, с какого-то момента отсутствие хорошо составленной мелодии вообще перестало считаться проблемой!"
====================
По-видимому, такой была (или, точнее, ПОСТЕПЕННО СТАЛА) "квалификация" худсоветов.
Авторы "недоделанных" мелодий, по мере продвижения по служебной лестнице, сами постепенно становились теми "ответственными лицами", от которых зависело принятие решений в худсоветах.
3.
"Но вот что-то в мелодии не доведено до ума"
============================
Вот типичный пример "недоделанной" песни: "Армейская юность моя". Исполнял её Л.Утёсов, композитор З.Левина (по другим противоречивым сведениям В.Людвиковский и даже З.Бинкин). Мелодия всего лишь из двух "строчек" - монотонно повторяющихся! Хотя формально достроить мелодию, чтобы сделать из двух строчек четыре (а то даже и восемь), умеет, наверное, любой учащийся музыкального училища. Странно, что Л.Утёсов, работавший над песнями зачастую в тесном сотрудничестве с их авторами (как и М.Бернес), не предложил композитору ещё поработать над мелодией.
Вот иногда слушаешь песню, а в уме выстраивается "логическая канва", по которой должна бы развиваться мелодия...
Вот, например, пришла на ум "Московская песня" Мурадели (исп. Розум, есть на сайте). В конце припева там просто ЛОГИЧЕСКИ просится другая концовка! "Могучая и гордая Москва .... (пауза, а затем на более высоких тонах) Москва!" А там идёт примитивное троекратное повторение "Москвы".
"СЛЕГКА недоделанная" мелодия песни "Высоко орёл летает" П.Акуленко может быть эффективно исправлена с учётом некоторых мелодических ходов песни "Сады шумят" П.Аедоницкого. Такой вариант исполнения я однажды услышал у самодеятельного баяниста (игравшего на слух). После первых двух строчек песни Акуленко неожиданно следовали уложенные в тот же самый ритм другие ноты, которые баянист "позаимствовал" из третьей и четвёртой строчки ПРИПЕВА песни Аедоницкого. Странно, но звучало это совершенно правильно, "как будто бы так и надо"
Компиляция этих двух мелодий, наверное, вполне допустима в какой-нибудь оркестровой "фантазии на темы песен советских (российских) композиторов" - например, в качестве курсовой работы для студентов композиторского или дирижёрско-хорового отделения.
- в книге Е.Месснера "Основы композиции" М. "Музыка", 1968 г., 503 с. Автор сделал попытку классификации МОТИВОВ (в чём-то подобной классификации стихотворных размеров), и даже сформулировал некие алгоритмы создания и трансформации мелодических тем (т.е. инициирования самого процесса "придумывания мотивов" как такового).
Учениками Е.Месснера (который сам по роду работы был не композитором, а преподавателем музыки) были некоторые известные советские композиторы-песенники, в частности Э.Колмановский.
Только что слушал различные песни Я.Френкеля. Просто необыкновенно понравилась песня "По Северной Двине": вещь продолжает мелодические традиции Мокроусова, не слепо имитируя фольклоризмы, а очень поэтично развивая и элементы фольклора, и элементы городского романса. Замечательная и очень красивая песня, чем-то напоминает "Себежаночку".
Френкелю удавалось сочинять мелодии иногда довольно непохожие по стилистике. Некоторые из песен содержат мелодические ходы, напоминающие А.Островского, Э.Колмановского, А.Пахмутову, Е.Птичкина - и ещё многих других. Чёткой классификации этой \"похожести\", конечно, нет, но, например, \"Песня вечной юности\" походит на А.Островского, \"Я спешу, извините меня\" на Э.Колмановского (но одновременно и на А.Островского), \"Друзья мои\" - опять на Островского и Колмановского, \"Калина красная\" - на Е.Птичкина, \"И всё-таки море\" - одновременно на Б.Терентьева и А.Петрова.
Вряд ли \"стилизация\" могла быть целью композитора. Просто песни получались такими, какими они получались.
И в этом отличие Я.Френкеля от, например, Ю.Левитина или В.Левашова (тоже \"больших мастеров стилизации\").
Если Левашов подражает Пахмутовой (\"Шесть орденов комсомола\") - то по восприятию слушателя получается именно \"Пахмутова\", если подражает Колмановскому (\"Бери шинель, пошли домой\") - получается очень даже узнаваемый \"Колмановский\", если подражает Островскому ("Знаю, ты не придёшь") - то и получается "почти совсем Островский".
Но у Френкеля в одной и той же песне могут присутствовать разные стили, т.е. стилизация у него не \"последовательная и целенаправленная\", а как бы несколько \"стихийная\". Есть в этом мелодическом почерке Френкеля нечто и от интуитивных мелодистов - хотя он имел высшее музыкальное образование, выступал в оркестре как музыкант-исполнитель, сам занимался оркестровкой музыкальных произведений, а некоторое время даже работал музыкальным редактором. Т.е. через его руки в этот период проходили произведения многих других самых разных авторов - может быть это и было первым толчком к самостоятельной работе Я.Френкеля как композитора-песенника.
Прохожий отредактировал это сообщение 28.12.10 в 14:56
Песня Ю.Стржелинского "Мы трудом создаём чудеса" считалась потерянной уже бесповоротно.
И вот нашлась, таки.
Замечательная песня, стилистически походит на Зиновия Дунаевского (да и на Исаака тоже).