Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Давно хотел задать вопрос о церковных записках, даже не выражая здесь моего мнения.
Прочитал первоисточники от Патриархии по церковным запискам за здравие и за упокой. Это нововведение сегодняшней церкви. В тексте разъясняется порядок написания, подачи, прочтения и сжигания церковных записок.
Но... ни слова об оплате за церковные записки.
В интернете нашёл православные сайты, там заказать молебен за здравие и за упокой можно в гостевой книге, опять же бесплатно.
Собственно, вопрос: Церковные записки - бесплатные?
Обычно - да. Но поскольку приходам надо за что-то жить, то часто просят дать какое-либо подаяние, купить и поставить свечку и т.д. Иногда прямо выставляют плату. Честно говоря, мне больше нравится последнее. Дело в том, что все же большинство людей, которые подают такие записки, мало разбираются в том, что и как давать, это ставит их в тупик. Так же и с требами. Я вроде в этом кручусь, но для меня тоже обычно проблема, сколько, например, нужно дать священнику, которого я тащу к знакомым. А ведь для среднего иеромонаха, живущего в монастыре, подобные выезды домой - зачастую единственный источник небольшого дохода.
Есть вещи откровенно грабительские. Это проведение венчаний, крещений и отпеваний в каких-то особых церквях. Но к настоящей религии это не относится - чистые понты. Вот пусть и платят.
А вообще есть способы получения дохода очень нормальные и изобретательные. Недавно столкнулся с таким. Строящийся, бедный, как церковная мышь, сельский монастырек, промышляющий на православной выставке вышивками насельниц и чашками с рисунками, предлагает каждому желающему купить... кирпич. Все очень просто: ты платишь десять гривен, твое имя пишут на одном кирпиче и вкладывают в постройку. Смешно? Нет. Желающих было очень много. Ведь обычному человеку тяжело пожертвовать много. А тут вот такая возможность. И монастырь может наконец храм достроит, и человеку приятно.
бесплатно все.
И то, что пишут на "ценниках" - это примерный размер пожертвования, которое хотел бы получить храм. Именно размер пожертвования, а не стоимость. Пишется он для того, чтобы, как правильно заметил Ланселот, прихожанин не был дезориентирован и не гадал, что и как.
Это ни в коем случае не принципиально - если вы заявите, что подобное пожертвование для вас велико, то вы можете пожертвовать посильную сумму или попросить, чтобы вам, в силу ваших стесненных материальных обстоятельств, помогли совершить необходимый обряд бесплатно. Отказать вам в такой просьбе формально не имеют права (если только не видно, что вы сознательно лжете); если вам откажут в свечной лавке (там, где принимают записки и продают свечи) надо подойти к священнику и решить вопрос с ним.
К сожалению, как опять-таки заметил Ланселот, имеются тн. "крутые" церкви, где могут и послать... с миром. Так не ходите туда. Найдите, лучше всего, подворье небогатого монастыря, там, скорее всего, удасться решить все проблемы, т.к. в монастырях, как правило, действительно люди верующие и ближнему всегда помогут.
По мнению сдающих записки, они освобождают от посещения Церкви Автор:
сфинкс 12.04.07 08:03 Сообщить модератору
что является заблуждением. В описании церковных записок подчёркивается, что это не слишком серьёзное мероприятие. А люди полагаются на него 100-процентно, доверяют помолиться чужим людям, а сами как будто оплатой решили свои проблемы.
А что если люди будут молиться сами без записок, платных или бесплатных?
Верующие возмутятся: если все будут молиться сами, то денег от записок не будет!
Вот она, первопричина: деньги нужны, а вовсе не забота о ближних...
Вы отчасти правы, отчасти нет.
Существуют разные виды молитв. Есть молитвы личные, есть церковные.
Человек может молиться сам за своих близких, причём, как в храме, так и вне его. Это - личная молитва.
При подаче записки определённого вида за упомянутых в ней людей молится Церковь в лице священника и присутствующих на службе людей.
Т.е. записка - не эквивалент личной молитвы, а отдельный вид молитвы, не личная, но церковная молитва, выполняемая священником.
Есть, на самом деле, люди, для которых подача записки - некоторый ритуал, заменяющий им личную молитву. Этих людей трудно назвать верующими, для них поставить свечку и подать записку - просто традиция. Сами они, как правило, не молятся - не знают как, стесняются или по другим причинам. Но, подавая записку, они делают доброе дело поминаемым в ней людям - Церковь упомянет их в молитве священника, и, тем самым, возможно, как-то им поможет. Хуже от этого никому не будет, это точно.
По идее, церковная молитва должна совершаться совместно - прихожанами и священником, и записка - просто способ сообщить священнику имена людей, которые будут помянуты в молитве - ведь священник с ним не знаком. В процессе службы священник зачитывает имена, а подавшие записки произносят благие пожелания упомянутым в записках.
Однако, не все могут присутствовать на службе в нужное время - у всех есть работа, дети, другие дела и причины. Поэтому Церковь зачастую не настаивает на личном присутствии во время подобной молитвы - это личное дело каждого - молиться вместе со священником или "делегировать" ему права на молитву полностью.
Поэтому, мнение о том, что записки освобождают от посещения храма не полностью верно. К тому же, храм не урок в школе - туда никто никого не гонит (кроме совести).
Поэтому и "освобождение" не требуется - ведь нет принуждения...
Если москвичи захотят окрестить ребенка в православном храме, им надо будет заглянуть в свой кошелек. Таинство крещения по субботам в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве совершается в коллективном формате ("крестим всех детей подряд"). По воскресеньям – подход индивидуальный, но в этом случае таинство стоит 1500 рублей. Об этом пишут сегодня авторы публикации в "Комсомольской правде", решившие окрестить свою дочь.
Когда родители решили узнать, не совершается ли крещение по субботам бесплатно, ответ был: "Конечно, нет! У нас благотворительные пожертвования от 700 рублей и выше".
"А если не заплатить эту сумму, ребенок останется некрещеным?", - продолжали спрашивать родители.
"Во славу Божию мы не крестим! Приход бедный, а жить на что-то надо".
Можно смириться с тем, что рыночные отношения не обошли стороной дом Божий. Однако то, что благотворительные пожертвования могут быть "согласно прейскуранту" кажется все же странным, отмечают авторы публикации.
В другом храме с родителей попросили 400 рублей, но, правда, добавили, что если это дорого, то можно и 300. В третьем назвали сумму 500 рублей.
В храме Успения Богородицы в Строгине все стены увешаны предупреждениями: на разговаривающих в храме и тех, кто не выключил мобильный телефон, насылаются болезни и скорби. На отдельном листке здесь расписаны и тарифы на таинства. К примеру, крещение - 450 рублей.
В остальных столичных церквях, в которых побывали авторы репортажа в "КП", картина оказалась похожей. Разброс цен - от 400 до тысячи рублей. Единственный московский храм, порадовавший родителей вывеской "Таинство крещения совершается безвозмездно (бесплатно)", - это церковь Живоначальной Троицы в Хорошеве.
В ближнем Подмосковье крещение дешевле, отмечается в газете. В Красногорске - от 150 до 300 рублей, в Болшеве и Мытищах - 250 - 300, в Долгопрудном - 200 - 250. Причем везде предупреждают, что это минимальная сумма добровольных пожертвований. Больше - можно, меньше - нет. Чем почитаемее, тем выше цены. В духовном центре православия в Сергиевом Посаде требуют 2,5 тысячи, в Новодевичьем монастыре - 3 тысячи, в Даниловом и Донском - от 2 тысяч рублей. А если пожелаете фото- или видеосъемку семейного события, то пожалуйста: храмовый оператор за пять тысяч рублей.
\\\По мнению сдающих записки, они освобождают от посещения Церкви\\\
Это совершенно неправильное утверждение. Если кто-то так считает, то это его проблема.
\\\Человек может молиться сам за своих близких, причём, как в храме, так и вне его. Это - личная молитва.
При подаче записки определённого вида за упомянутых в ней людей молится Церковь в лице священника и присутствующих на службе людей.
Т.е. записка - не эквивалент личной молитвы, а отдельный вид молитвы, не личная, но церковная молитва, выполняемая священником.\\\
Абсолютно верно. Причем, добавлю: почему человек очень часто так хорошо чувствует себя в церкви? Потому, что коллективная, общая молитва зачастую легче, как духовное деяние, чем индивидуальная. Молится-то еще уметь надо. А вместе легче, сильнее и т.д. Не буду здесь приводить цитат, но поверьте мне, что это очень известная вещь.
Что касается таинств, то приведенные в статье цены - примерно такие же, как и в Киеве. Впрочем, знаю, что все мои знакомые священники сделают это и безплатно, если человек действительно беден. Если же просто так на шару - так это уже борзота. Любая работа должна оплачиваться. А священство, поверьте мне, очень тяжкий труд.
Церковь "не настаивает" на личном присутствии во время молитвы Автор:
сфинкс 13.04.07 00:57 Сообщить модератору
именно потому что нужны не молящиеся люди, а оплаченные записки.
Несерьёзность записок доказывается легко: ЗАПРЕЩЕНО отпевать усопших без свидетельства о смерти с указанными Ф.И.О.; запрещено венчать без регистрации брака, и т.п.
Записка за упокой подаётся без документального подтверждения, что делает записку неподходящей под церковные правила.
Этот парадокс решается пониманием: требования документального подтверждения - первичны; а записки без подтверждения - несерьёзные.
Да, служителям церкви нужно жить и получать вознаграждение. Но только не за счёт платного "саморазрешения" не посещать церковь.
Люди, целиком полагающиеся на платные записки - самообманываются?!
Записки - личное дело человека, как и его личная молитва. Церковь - не полицейский орган, чтобы проверять что-либо. Она помогает человеку и его родным, за которых подаются записки, но не может тащить кого-либо в Царствие Божие за уши.
Что касается необходимости документов для отпевания или венчания, то я слышу об этом впервые. Может это какие-то нововведения в России? Покойник есть, его будут отпевать. Даже если труп криминальный. Церковь интересует другое: чтобы человек был крещен. Да и то поди проверь!
Что же до брака, то там это вообще не дело священника юридическим браком интересоваться. Очень многие венчаются уже через несколько лет после обычной свадьбы. А есть и такие, которые не расписываются, а венчаются. Это ведь в наше время вещи разные. Здесь важнее сообразить, чтобы жених с невестой однополые не оказались (бывали такие случаи!) :-)
Извините, пожалуйста, но Вы, видимо, в какой-то другой стране живёте или в какую-то неизвестную мне церковь зашли. Первый раз слышу, что "ЗАПРЕЩЕНО отпевать усопших без свидетельства о смерти " - это просто бред. Если такой запрет и существует, то относится он к заочному отпеванию - т.е. когда священник не находится рядом с усопшим, ведь можно, в принципе, заказать таким образом отпевание живого человека и нанести ему, тем самым, душевную травму. В случае очного отпевания никто никаких документов не требует. Впрочем, мне приходилось видеть, как заказывают и заочное отпевание - никаких документов опять-таки не просили...
"запрещено венчать без регистрации брака" - это вообще невозможно. Поскольку Церковь не признаёт гражданский брак, государственное свидетельство о браке для неё ничего не значит. Следовательно, венчаться можно и без него.
"что делает записку неподходящей под церковные правила" - Если кто-то и принял такие правила, то мне хотелось бы узнать, кто, когда и на каком уровне.
Если такое приняло руководство РПЦ, то моё и так невысокое мнение о нём испортится окончательно.
Поэтому, прошу от Вас ссылочку.
Что касается ""саморазрешения" не посещать церковь" - я уже написал - для посещения церкви не нужно разрешения - ни "само", ни другого, кроме веления души.
Если человек почуствует потребность - он придёт и помолится лично, с запиской или без.
Если нет - пусть подаёт записку и помолится за него Церковь.
Кстати, далеко не всегда записка платная - во время службы при чтении записок вы можете передать её и бесплатно сами. К тому же, как я уже писал, если пожертвование вам не по карману, всегда можно попросить, чтобы у вас приняли записку бесплатно и, скорее всего, её у вас примут бесплатно.
Непонятно, что вызывает у Вас такое возмущение?
Что прихожане содержат священника и храм?
Ну, так других способов существования, кроме пожертвований, у церкви нет.
В прошлом церковь имела собственность, приносящую доход, крестьян, налог-десятину и проч.
Сейчас пожертвования - практически единственный способ её существования.
И я не понимаю, в чём вопрос - не хотите платить за записки - молитесь так, или вообще не молитесь - никто же не заставляет...
Документы требуются - факт! Если форум посещают более воцерковлённые люди, прошу их подтвердить, хотя сам я слышал о требовании документов, и сам предъявлял по чёткому требованию. В настоящее время, в России.
Церковь не признаёт гражданский брак? Это невозможно абсолютно, церковь не может противопоставлять себя институту брака, появившемуся задолго до христианства.
Наоборот, светское государство не признаёт венчание вне законного зарегистрированного брака - об этом я пишу. Признаются церковные браки, заключённые с 22.06.41 по 30.06.44 на оккупированной территории - тоже факт.
Главная проблема - в том, что люди, желающие религиозного общения, оказываются ОБМАНУТЫМИ. Людям говорят (и массово так получается): зачем тебе ходить в церковь? подай записку, заплати по тарифу - всё сделают без тебя.
И люди, даже приемлющие религию, довольствуются записками, подаными вовсе не в храме а допустим на работе, как у нас. Люди считают что этим можно ограничиться и так и делают, потому как обманываются.
Поэтому мне хочется обратить внимание на извращение с записками.
С требованием документов всё нормально. Только выдача Свидетельства о крещении - полная ересь, его надо отменить.
В наиболее интересных и древних храмах возвращенных церкви, часто нельзя снимать, но только бесплатно, а заплатил (30-100р) и, пожалуйста. Тут уж от работы священников не зависит, просто взимают таксу, за то, что предками создано. И кстати в ущерб самому православию, может человек сфотографирует эту красоту и с друзьями поделится, а так чем он поделится впечатлением от церковных цен. Плохое впечатление. Хотелось бы верить, что это придумали не священники, но, видя некоторые, предприимчивые рожи, в рясах на ТВ, терзают смутные сомнения. Где таким бизнесом занимаются, у людей пропадает всякое желание пожертвования делать. Подрабатывать, конечно, можно (продавай календари, книжки с историей храма, церковные принадлежности, пожертвования собирай (немного форму сбора изменить не мешает) Можно и экскурсии организовать, но надо же и меру знать.
Не удивлюсь, если увижу ценник: «Святая вода - 1л – 30р. Постоянным покупателям скидка».
Такой бизнес, не везде, просто видимо церковь, как и все в России, поделилась на тех, кто верит и тех, кто делает на вере деньги. Правда, иногда от имени церкви действуют шарлатаны, но священники «особы приближенные к императору» и его свите, в основном такая мразь!
сфинкс, я Вам насчет документов сейчас не отвечу - мало ли какие нововведения в России. Но с понедельника буду общаться с людьми из вашей патриархии - спрошу.
Что касается гражданского брака, то его Церковь действительно не признает. А что, есть какая-то причина, почему она должна его признавать, если у Нее на этот счет свои законы? Насчет древности этого института, могу заметить, что во всех религиях были своих, иногда очень сложные свадебные ритуалы, и назвать это гражданским браком в нашем смысле вряд ли можно.
Церковные браки признаются еще до 1917 года, но таких людей сейчас уже не осталось :-) Это совершенно правильный момент, поскольку и до 1917 года и на оккупированной территории именно Церковь ведала вопросами регистрации брака, то есть исполняла функции современных государственных организаций. А что касается религиозных браков - как вообще может призанвать государство? Если речь еще идет о стабильных членах церковных общин, то ладно. Большинство же венчается для понтов, потом бегают и взятки дают, чтобы их Церковь развела - а это весьма сложно кстати. И зачем бегают-то? Чтобы опять с понтами обвенчаться! :-)
\\\Главная проблема - в том, что люди, желающие религиозного общения, оказываются ОБМАНУТЫМИ.\\\
Я думаю, что подобные люди сами хотят быть обманутыми. Им просто все по фигу, заплатили за отмазку, и ладно. Но и в этом нет ничего плохого. Ну пусть за их покойников хоть кто-то помолится.
\\\Только выдача Свидетельства о крещении - полная ересь, его надо отменить.\\\
Зачем? Это приятно для родителей. Кроме того, во многих странах подобные документы признаются официальными. Еще такое свидетельство необходимо при поступлении в духовное учебное заведение.
\\\В наиболее интересных и древних храмах возвращенных церкви, часто нельзя снимать, но только бесплатно, а заплатил (30-100р) и, пожалуйста. Тут уж от работы священников не зависит, просто взимают таксу, за то, что предками создано.\\\
А музеи плату не берут? Это чисто экскурсионные функции. И они есть во всем мире. В принципе, они нужны. Экскурсанты вваливаются в храм, как стадо бизонов, они тыкают везде пальцами, их нужно ловить на пороге Алтаря, и т.д. При этом, к функционированию церковного помещения они никакого отношения не имеют. Должен же за это кто-то платить. Между прочим, дельцы, возящие экскурсии по храмам, на этом деле нехило зарабатывают. Так что нужно что-то получить и хозяину храма.
\\\видя некоторые, предприимчивые рожи, в рясах на ТВ, терзают смутные сомнения\\\
А меня не сомнения терзают, а злость. Но потом я иду в норманую церковь, в нормальный монастырь. Вижу там соверешенно других людей и успокаиваюсь.
Наверное, в более божественном больше, а в менее божественном меньше...
Может ли так быть, что высшие иерархи ничего не знают о происходящем?
В любом случае, всё свелось к извращению (другого слова не подберу) религии.
О гражданских браках сам запутался. Прежде я говорил только о государственно юридически зарегистрированных браках.
Это только при коммунистах церковь была взаправду отделена от государства. Сейчас это структура, организованная государством и подконтрольная ему. И функции выполняет архиважные - идеологическая работа в массах. И по уровню в государственной иерархии, и по выполняемым задачам это аналог идеологического отдела ЦК. Так как скрытого финансирования в виде налоговых льгот на эту деятельность не хватает, разработаны рыночные (а какие же еще могут быть в этом государстве) методы финансирования. Быстренько нашли, как совместить "изгнание торговцев из храма" с прейскурантом на "услуги", составленным по законам рыночного равновесия спроса-предложения. Конечно, по-настоящему верующие теперь легче могут найти свое пристанище в монастырях, подворьях и т.д. И если они почувствуют возможность и желание кому-то помочь, они это сделают без денег, несмотря на собственную, возможно, нужду. Этих людей немного. Но не для них это все затевалось. Государству на самом деле бесполезны служители богу, ему нужны церковные служители государству. Это обстоятельство и порождает очень многие вопросы. Вопрос о платности записок в том числе.
Единственный случай унификации подобных вещей, который мне известен, был на Сечи. Там Кош обеспечивал все церкви на всей территории, но разрешал брать небольшие деньги за требы. Но четко регламентированные. Иначе священника просто изгоняли.
Но, честно говоря, я в этом проблемы не вижу. Деньги это обычно (кроме понтов) очень небольшие, бедному человеку всегда все сделают без денег (во всяком случае, в большинстве церквей).
\\\И по уровню в государственной иерархии, и по выполняемым задачам это аналог идеологического отдела ЦК. \\\
У нас такого, слава Богу, пока нет. Вообще ничто так плохо не влияет на Церковь, как избранность данной религии в глазах государства.
«А музеи плату не берут? Это чисто экскурсионные функции. И они есть во всем мире. В принципе, они нужны.
Я и со стороны музеев такой бизнес не одобряю. Вход – пожалуйста, пусть будет платным, но по реальным для своих граждан (не только столичных жителей) ценам. Не знаю, может так бывает и в Белоруссии, но видимо значительно в меньших объемах, потому, что мне не попался такой бизнес в храмах (только один раз, в католическом). Там, или нельзя снимать, или можно.
«Экскурсанты вваливаются в храм, как стадо бизонов, они тыкают везде пальцами, их нужно ловить на пороге Алтаря, и т.д При этом, к функционированию церковного помещения они никакого отношения не имеют. Должен же за это кто-то платить».
Это называется нарушение порядка и оно не так часто встречается. За это берут штрафы с нарушителей, а не отыгрываются, на всех посетителях.
«Между прочим, дельцы, возящие экскурсии по храмам, на этом деле нехило зарабатывают. Так что нужно что-то получить и хозяину храма».
Если организован бизнес, за который народ выкладывает деньги и на который хозяева храма дают разрешение, то уплаченные деньги делятся между организаторами по договору, а не каждый по своему доит посетителей. Отдельная плата за съемку в храме и некоторые другие «услуги», бьет по репутации церкви сильнее, чем помогает ей прибыль от подобного бизнеса.
«Но потом я иду в норманую церковь, в нормальный монастырь. Вижу там совершенно других людей и успокаиваюсь».
Да и я вижу других людей. Например, в одном поселке священник организовал музей его истории. БЕСПЛАТНО. Никаким бизнесом не занимался, но даже если б платно, никто б его не осудил. Ни с кого не сдирал, ни за фото, ни даже за вход. И, вы представьте, люди сами стали помогать, кто пожертвования принес, кто старинные вещи, я лично тоже маленький вклад сделал – утюг, который еще на огне грели. Значит можно, не терять лицо и не дискредитировать церковь.
Но это его инициатива. Снимаю шляпу. Кстати, насколько знаю, власть ему в этом деле не помогала. Она видимо считает, что «кто людям помогает, тот тратит время зря…»
А что делают церковники сидящие повыше??? Язык у них не устает от постоянного применения его не по назначению?
В стародавние времена, кажется, у католиков отпускали грехи за деньги. И чем больше заплатишь, тем больше грехов тебе отпустят. Говорят, была даже установлена определенная сумма, заплатив которую, с человека снимали все грехи. Не знаю, давали ли какую справку, но чую, если так дело дальше пойдет, мы этот опыт можем перенять.
////////Вообще ничто так плохо не влияет на Церковь, как избранность данной религии в глазах государства.//////////
Государство в своих целях поддерживает вообще церковь как институт. При этом ему совсем не обязательно избирать какую-то определенную церковь. Для всеобщего охвата как раз надо поддерживать все значимые в этом государстве религии. Так и в России, так и на Украине. С точки зрения поставленных целей это очень разумно.
Государство не совсем религию поддерживает. Если проехаться по регионам, то порой можно увидеть, полу разрушенные церкви, священники которых из сил выбиваются воскресные школы бесплатно ведут, одежду бедным собирают и никакой помощи от государства не имеют. Власть поддерживает только тех, кто признает: «власть от бога, так поклонимся ей родимой, и не будем идти супротив нее, даже если на паперти порнуху снимать будут, людей из домов вышвыривать, а детьми торговать позволят. Смиримся».
Но оно позволяет в рамках «свободы слова» издеваться над православием. Да еще как! Атеисты - коммунисты так не позволяли, расценивая православие как часть нашей культуры. («Осторожно религия, навязывание номеров, секты,..) Но если ты скажешь, что ты атеист, то ай-яй-яй какой ты бяка.
Вот, например, государство спонсировало самые дрянные фильмы о войне, но это вовсе не значит, что оно киноискусство поддерживает.
\\\государство спонсировало самые дрянные фильмы о войне, но это вовсе не значит, что оно киноискусство поддерживает.\\\\
Это для нас с Вами принижение имиджа и роли Советской армии и самого государства в войне делает фильм дрянным. А нынешнее государство именно такие фильмы заказывает и спонсирует для показа молодежи, не относящейся так критически к этой дряни, наоборот, впитывающей ее. И именно в этом смысле оно поддерживает то, что теперь называется "киноискусство".