Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
А что, кстати, вызывает у Вас смех в "Песне советских китобоев"? Чем она хуже того же пресловутого "Парня-паренька" (даже военного образца)? Ваш здоровый смех вызывают слова? Или музыка? Если же исполнение, то да, местами голос Гончарова явно не для этой песни, но вряд ли он звучит настолько хуже, чем у певцов любимого Вами джаза Рознера (не о Г. Виноградове, понятное дело, здесь речь). А представьте, что ту же "Песню советских китобоев" спел бы, например, Бунчиков или тот же Виноградов.
Я согласен с 1. "Песня советских китобоев" -- далеко не худшее произведение! Мелодия очень даже приятная и запоминающаяся. Конечно, песня слишком лирична для тематики охоты на китов. Но вот, кстати, того же не скажешь о "Парне-пареньке" -- песня, мягко говоря, хромает и по мелодии, и по исполнению, и по словам -- сплошная банальность и полумещанская развлекаловка. А вообще-то, я должен сказать, что не стоит чрезмерно увлекаться всеми песнями, созданными в военный период -- среди них много однодневок, которые, кстати, и сочинялись для этого или просто строевых речёвок. А то тут некоторые предлагали выискивать песенки, написанные отрядными агитбригадами! Так скоро можно дойти и до песен типа "ах, мать, твою мать, будем в шахматы играть!" :-))
Ну что-ж, некоторым конечно ближе песенки о весне и о пионерской дружбе, не говоря уже о ноктюрнах, романсах и напевах трубадуров.
Но остались еще люди, которых до самой глубины сердца пронимают мужественные голоса наших одаренных певцов из "стана русских воинов", которые в тяжелые годы войны выражали своим прекрасным пением все самое сокровенное и дорогое, святое для каждого советского человека в тяжелую годину, которые не щадили своих жизней для того чтоб быть среди бойцов и песней подбадривать их дух и оживлять сердце. Понятно что некоторые эстеты не удувлетворены качеством записей и "некоторой узкостью" мотивов, ну что-ж, извинюсь от имени всех военных ансамблей и певцов, как выживших, так и погибших.
Не нужно утрировать то, о чём я написал, дорогой казак! Но мне кажется, что "Мы армия народа", например помощнее "Парня-паренька" будет! И вообще, в Вашем вкусе проскальзывает отчётливая нелюбовь к монументальности и пафосной мощи, а я эти качества с раннего детства люблю. Кстати, именно с затирания и замалчивания таких песен, о которых я веду речь, и началась перестройка и остальные реформы по "гуманизации культуры" в СССР и России. Всё-таки никто не тронул так любимые Вами "Огонёк" или "Тёмную ночь" (действительно, великие произведения, тороплюсь заметить), а вот ни "Мы за мир", ни "Марша энтузиастов", ни "Под нашими знамёнами", ни "Не скасить нас саблей острой!" днём с огнём стало не найти! Потому что для нынешних властей именно такие песни очень опасны -- они им неприятны до мозга костей! Они бегут от этих песен как чёрти от ладана! А те песни, которые Вы превозносите (я их тоже обожаю, кстати) власти разрешают крутить. Вопрос -- почему? А потому что делается попытка противопоставить солдат и их "задушевные песни" советскому строю с его "антигуманными или радикальными" песнями. Поэтому -- пусть мощнее, пусть громче звенят литавры! А не только "задушевные песни у костра". :-))
Перестройка началась не с замалчивания именно тех песен которые Вы любите, это уж слишком :)
А если серьезно, то именно с таких песен о которых я говорю и началось то о чем Вы говорите. И произошло это еще перед перестройкой. Сначала были стерты из сознания людей именно редкие военные песни в которых открыто и намного более явно и сильно чем в "Темной ночи" и "Огоньке", и с другой стороны намного более глубоко и правдиво чем в Ваших пионер-песнях, поется о верности стране, народу, о любви и готовности умереть за свою Родину и свой народ. Такие песни перестали крутить еще в 60-ых, а Вы про перестройку. Перестройка это не всему начало. Вы правы, некоторые из тех песен которые я "превозношу" крутят даже сегодняшние демократы, и это потому что даже им ясно насколько они велики. А вот многие из тех пионер-песен которые Вы так любите и есть однодневки, которые даже уже в конце 50-ых звучали как карикатура. Их вовсе не замалчивали, просто они были настолько на злобу дня и настолько не глубоки, что они просто пропали.
Вот этот маленький разговор с уважаемым казаком заставил меня задуматься над интересной проблемой -- проблемой отношения музыки и политики.
Вот казак заметил, что такие гениальные произведения как "Огонёк" и "Тёмная ночь",мол, даже "демократы" (правильнее их называть либералами, так как настоящая демократия для них тождественна поражению) не могут отобрать у людей. Я бы охотно в это бы поверил, если бы оно так именно и было бы. Вот в позднесталинский период советское руководство пыталось бороться с "сентиментализмом" в музыке. Часто это приводило к затиранию таких выдающихся песен как блантеровские "Дубрава" и "Враги сожгли родную хату" или мокроусовские "Сормовская лирическая" и "Одинокая гармонь". Но вот уже в позднесоветский период пошёл крен в другую сторону. Сначала как-бы стали немножко стесняться монументальности, бодрости в музыке, а потом её вообще устранили. А вот почему? Мне кажется, что дело совсем не в том, что либералы не смогли у народа отнять "Тёмную ночь" или "Медсестру Анюту", а в том, что эти песни навевают грусть и стремление к уединению с самим собой (что прекрасно, но имеет интересные социально-политические последствия). Либералы думают -- пусть народ погрустит, слезу пропустит, пузырёк раздавит. Но представьте, только представьте если по всему городу Москве вдруг раздадутся мощные, бодрые, весенние аккорды "Здравствуй, столица!" или "Не скосить нас саблей острой!" или "Мы армия народа"! Какой прилив коллективной силы! Какая мощь и устремлённость! В конце-концов, какое единение и порыв! Всё то, чего нынешняя власть не просто хочет обойти по каким-то эстетическим причинам, а именно из-за боязни пробуждения чувства оптимистического, пафосного единства в народе. Поэтому именно эти песни сейчас являются песнями сопротивления. Такова уж жизненная диалектика!
Можно спорить об этом без конца, но скажу лишь, что мне в конце концов маловажно что больше неподходит демократам и что их больше злит.
Мне более близок вопрос, что более важно было для советского человека, а не для демократов, что более всего выражало душу настоящего советского человека, советского народа. Что, в конце концов, более важно, более глубинно, более правдиво.
А тут уж нечего сравнивать между "Огоньком" и залихват-пионер-песенками. Это даже Вы, Леонид, не сможете отрицать. Грешно...
"Мы армия народа" находится на этом сайте в рубрике Самодеятельность (помещена была несколько недель назад). Предупреждаю -- исполнение не лучшее! Попытайтесь найти исполнение Юрия Богатикова в сопровождении КАППСА.
"Здравствуй, столица!" есть в рубрике песен о Москве или о Родине (по алфавиту, по-моему). У меня эта песня есть в исполнении Бунчикова и хора ВР. Оцифрую и пришлю!
Не хотелось бы такой вопрос Вам задавать в лоб, но тогда назовите хоть одну-две из этих т.н. залихват-пионер-песенок, которые Вы выставляете в качестве некачественной или неценной продукции.
Кстати не в этом вопрос. Не с худшими залихват-пионер-песенками надо сравнивать те песни о которых я говорю. Не мудрено. Сравним "Огонек" или "Темную ночь" даже с лучшими Вашими пионер-песенками. Стоит ли серьезно вопрос о том что более близко советскому человеку, что более важно, более правдиво и сильно?
Вот сейчас выявилась более чётка Ваше представление о советскости. Вы действуете как либеральные ревизионисты советской культуры -- давайте выхолстим всё идеологическое, всё радикальное, всё пафосное, а оставим только "деполитизированные" песни. Мол, народ жил отдельной от правительства и идеологии жизнью. Шла одно время по ТВ передача под названием "Старая квартира" -- там как раз проводилась такая "линия". Советские люди жили и творили не благодаря "коммунистическому режиму", а вопреки ему! Там даже проскальзывала такая идея, что песни "Тёмная ночь" или "Огонёк" являлись песнями подспудного протеста против сталинизма! Во как! Тогда, уважаемый казак, может быть Вы считаете, что на этот сайт нужно поместить песни из афганского цикла Александра Розенбаума?
Пожалуйста, не интерпретируйте мои мысли как выражение какой-то антипатии к шедеврам советской военной лирики! Но мне не нравится Ваше противопоставление этого жанра торжественно-пафосному жанру. Сейчас настолько мало в жизни чего-либо оптимистически-бодрого, звонкого, мощного, придающего чувство единства. Не единства песнопения после выпивки, а единства песнопения на "отвоёванных" у "либералов" улиц, площадей, лугов и полей.
Мда.. Как говорится на украинском: "эта писня гарна, нова, починаэмо ее знова".
Уважемый Леонид, который так не любит когда ему что-то приписывают или "утрируют", очень стремителен и легок когда дело идет о позициях других людей. Вот опять. Вот, оказывается, полностью теперь прояснилось мое "представление о советскости". И прояснилось, к удивлению, вовсе не в лучшую сторону.
Я, мол, говорю что "давайте выхолстим всё идеологическое, всё радикальное, всё пафосное, а оставим только "деполитизированные" песни. Дак процитируйте меня, дорогой Леонид, не брезгуйте. Цитаточку бы. И насчет того что "народ жил отдельной от правительства и идеологии жизнью" тоже цитаточку, пожалуйста. Хотя ладно, я лучше сам скажу Вам свою позицию чтоб уж окончательно "прояснить" ее. Всего этого я не говорил и не думаю. Дело в том, что очень многие песни которые Вам так нравятся, все это "идеологическое, радикальное, пафосное", очень часто действительно является не глубоким, не настоящим, исскуственным, мертвым, выхолощенным, оторванным. Об этом, надеюсь, не надо спорить. Это ясно. Именно тот вид песен который Вы так любите этим больше всех этим и грешит. Это Вам должно самому быть ясно. Теперь что я сказал? Я сказал лишь что у каждого стиля есть свои минусы и плюсы, и если военная песня в исполнении военных ансамблей иногда действительно слишком проста, незатейлива, не музыкальна, в чем Вы ее и упрекаете, то Ваши помпезные марши и кантаты иногда действительно звучат исскуственно и лживо. И уж точно они не менее "советские" чем Ваши Марши Веселых Пионеров. Вы просто путаете чисто музыкальное качество и смысловую нагрузку песен.
Но я отнюдь не атаковал Ваши песни. Хочу припомнить Вам как все это началось. А началось это с Вашего грубого обвинения: "а то тут некоторые предлагали выискивать песенки, написанные отрядными агитбригадами...". А теперь оказывается это я виновен в "противопоставлении". Смешно.
А теперь о главном. Я не согласен с демократами когда они говорят что в этих песнях есть протест против коммунизма и против СССР. Я не могу с этим согласится потому что я коммунист и считаю что в коммунизме и в идеалах советского строя было именно то о чем поется в этих песнях. Эти песни были песнями советского человека. А Вы уж меня обвиняете в антисоветизме. Быстровато. Отнюдь, я считаю что демократы не понимают всей глубины "советскости" этих песен, и поэтому они не считают их опасными. Вы же, со своей стороны, тоже этого не понимаете, и поэтому обвиняете меня в антисоветизме. Да, в этом суть Вашей атаки на меня - Вам просто действительно кажется что какой-то Весенний Гимн Победы Коминтерна намного намного более "советский" и коммунистический чем "Темная ночь". Поэтому Вы и обвиняете меня в хотении "выхолстить всё идеологическое, всё радикальное, и оставить только "деполитизированные" песни". В том то и дело что Вы не чувствуете "политизированности" тех песен о которых я говорю. Скорее даже "философичности" а не "политизированности". А Вам ближе политика. Но это еще не самая большая беда. Дело в том что Вы не понимаете что марксизм-ленинизм вообще, и советский образ жизни и советские идеалы - общечеловечны, глубинны, истинно гуманистичны. И поэтому они наиболее глубоко отображаются в песнях и произвесениях исскуства НЕ сугубо политически окрашенных и направленных. Такие - лишь поверхностный пласт. А вот те, которые мне близки - глубинный.
Вот и Вам больше всего сегодня не хватает "чего-либо оптимистически-бодрого, звонкого, мощного, придающего чувство единства", а мне - других вещей, которые я нахожу именно в таких песнях как "Жди меня" и "Давно мы дома не были" а не в Гимнах Веселой Молодости. Но у каждого - свое.
Действительно -- каждому своё! Вы всё перепутали, дорогой казак! "Жди меня", например, песня не советская и не коммунистическая, и не социалистическая, а как сейчас любят выражаться общечеловеческая! В принципе, подчёркиваю -- в принципе, эта песня отражает всечеловеческое состояние. Эта песня о Вере, о Надежде, о Разлуке, о Любви, о Жизни. Это не вопросы социализма, капитализма или ещё чего нибудь -- это вечные темы! Это такое же достижение как 6-ая симфония Чайковского или "Реквием" Моцарта.
Следующее. Да, меня очень очень интересует политика и роль искусства в ней. Одно другому не мешает. Но мне лично очень-очень нравятся солнечные возвышенные "коммунистические" песни, которые Вам кажутся мёртвыми. А Вы просто по возрасту не помните рассуждений либералов (не демократов!), которые вот именно как Вы говорили о советском искусстве. Пример. Идёт по радио получасовая передача о творчестве Исаака Дунаевского (где-то в 1990-1991 году). Ведущий говорит что-то типа -- "вот написал Дунаевский много бравурной музыки, прославляя советский строй в то время когда шли дикие репрессии и жили люди в страхе и бедности, но написал он ещё вошедшие в народ шлягеры" и давай до посинения крутить "Песенку капитана", "Куплеты водовоза", "Дымок сигареты", "Ой, цветёт калина", "Сердце". И не разу, поймите, не разу! не дали "Марш энтузиастов" или "Весенний марш". Как это объяснить? А сколько раз по радио передавался гениальный хренниковский "Марш артиллеристов" (даже с заменёнными строчками)? Днём с огнём сыскать невозможно было! А "Жди меня", например, особенно в исполнении Гуляева шпарили постоянно. Вы только не думайте, что я утвержаю, что если либералы, например, разрешают крутить музыку Римского-Корсакова или Баха, то эти гении повинны в содействии либерал-капитализму. Но Вы не можете обойти вопрос о том, почему либералы готовы крутить великий "Случайный вальс" и избегают великий "Марш энтузиастов". Либо Вы вольно или невольно солидаризируетесь с либералами в том, что "Случайный вальс" чем-то качественно лучше "Марша энтузиастов", либо Вы должны заявить, что и песни жанра "Марша энтузиастов" вошли в сокровищницу общечеловеческой культуры и должны звучать в эфире!