Мне лично кажется, что проблему 5-ой колонны нужно ставить шире и сформулировать её как вопрос о природе предательства. А вопрос не из простых. Например, в американском политическом лексиконе прошлых президентских выборов "предательством национальных интересов" называли действия корпораций, переводящих рабочии места в разивающиеся страны с целью экономии трат на оплату труда и т.п. На что корпорации давали два варианта ответов: либо что в итоге все равно национальная казна выигрывает, либо что логика капитализма перекрывает все другие соображения. Квалифицирование поведения, логически вытекающего из самого существования капитализма, для которого национальные интересы являются вторичной категорией, как предательство мне представляется попыткой свести проблему к её сугубо эмоциональному аспекту. Для капитализма нации и национальные интересы исторически преходящи. Для подтверждения этого посмотрите определение понятия "нация" И.В. Сталиным в его известной работе о ленинизме и национальном вопросе. Сталин, как и другие марксисты, считал, что придёт исторический момент и национальные гос-ва в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать, перестанут существовать.
Ещё одная важная сторона проблемы предательства заключена в вопросе изменения и обновления какой либо доктрины. Фундаменталисты всех мастей всегда присваивают себе монополию на определение правды и отрицают другие интерпретации той же идеологии как отступничество. Соответственно, всех, кто проповедует такое "отступничество", называют предателями "священной правды". Проблема здесь на самом деле очень сложная. Существуют две крайности: с одной стороны -- фанатизм, рассматривающий любое несогласие как предательство, и с другой стороны -- оппортунизм, отрицающий любую принципиальность. Задача -- найти сердцевину!
|