Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Тема
Ещё раз о песне "Женька" (ответ kazak)
Автор: Анатолий Иванович     12.05.05 20:12  Сообщить модератору


Ответ kazak о Песне ЖЕНЬКА

Уважаемый, kazak !

Мне показалось, что, задав свой вопрос по поводу песни "Женька", Вы сами же ответили на него. Вы говорите (копирую цитату) "между предпоследним и последним куплетом явно чего то нехватает; или рассказа о трагической гибели героини, или о конкретном подвиге, или о важности того что она сделала, или о массовости юношеского героизма
на войне." (конец скопированной цитаты)
Ответ Ваш в том, что Вы усмотрели в этих стихах какую-то недосказанность, незавершённость каких-то событий, действий, обстоятельств. И очень точно подметили, где именно (между 4-м и 5-м куплетами).
И, уже само это характеризует Вас, как человека мыслящего.
Ваши же сомнения заключаются в Вас самих. Вы не совсем тонко уловили замысел автора стихов.
В любом виде творчества (в данном случае - в поэтисеском творчестве) существуют так называемые "художественные приёмы", которые используют авторы в своих произведениях. В данном случае, именно незавершённость, недосказанность имел в виду автор, используя этот художественный приём.
Представьте себе, что автор пошел бы по пути, "указанному" Вами, в написании этого произведения.
Автор начал бы МНЕ и ВАМ подробно рассказывать (копирую цитату)
"о трагической гибели героини, или о конкретном подвиге, или о важности того что она сделала, или о массовости юношеского героизма на войне" (конец цитаты),
то можете себе представить, на сколко это было бы нудно, а главное примитивно, и потому не интересно.
Всем известно, что КРАТКОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА.
Именно, эта формула используется авторами в написании художественных произведений т. н. "малых форм", где автор стремится в рамках короткого рассказа, стихотворении, песни, сказать о многом, рассказать о жизни.
Ну, разве мы с Вами не знаем, что бывает на войне?
Разве нам не известны вероломная сущность и жестокость фашистской нечисти?.
И как же мудро поступил автор, не считая своего читателя дураком и используя этот художественный приём.
Но, художественные приёмы используют не только авторы - создатели художественных произведений.
Ещё в большей мере их используют исполнители этих произведений чтецы, музыканты-исполнители, певцы, дирижёры.
Если прочитать это стихотворение, как школьник, добросовестно выучивший урок, в классе перед учителем - это одно.
И тогда Вы, уважаемый kazak окажетесь правы.
Потому, что этот момент - между 4-м и 5-м куплетами - действительно можно понять не правильно. Будет "чего-то не хватать".
Но, если это же стихотворение прочтёт МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА, то он в конце 4-го куплета, постепенно замедляя ритм произведения, понизит интонацию и затем обязательно сделает цезуру (логисеская пауза, кратковременная остановка) и только после этого начнёт читать 5-й куплет, естественно, тщательно подбирая
необходимые ритм и интонацию. Я, уж, не говорю обо всех остальных исполнительских приёмах (логические ударения, частные кульминации и лавная, соотношение частного к целому, артикуляция и т. д.)
И вот в такие моменты, уважаемый kazak, Вы не только не обнаружите, что чего-то не хватает, а напротив, исполнитель "заставит" Вас "увидеть" всё то, что Вы хотели написать буквенными символами. Исполнитель эаставит слушателя содрогнуться от той сокрушительной мощи военной машины, которая прошлась по судьбам тех, нто
пережил войну и с болью в сердце воспримет ту непосильную ношу, которая обрушилась на хрупкие плечики юной девочки Женьки.
В этом заключается волшебная сила искусства.
Теперь о песне.
Я знаю, что в последнее время наиболее известное исполнение этой песни слушатели знают по записи, сделанной Л. Зыкиной. У меня эта запись тоже имеется, но эту песню я знаю с того момента, когда о Людмиле Георгиевне, возможно, мало кто слышал.
Не одна она пела эту песню. Были и другие исполнители - солисты и хоровые коллективы.
Многие годы мне приходилось работать в пионерских лагерях в качестве музыкального работника. И там эту песню только одни ленивые не пели. Кажый отряд исполнял эту
песню. На столько она была популярна.
Я забыл, как трактует эту песню Л. Зыкина (давно не слушал её запись), но исполняется эта песня обычно так (опять о художественном приёме)
Между 4-м и 5-м куплетами исполняется инструментальный отыгрыш, который помогает слушателю ощутить весь трагизм происходящего и лучше всяких слов слушатель "домысливает" всю напряжённость момента, и музыка в этом ему помогает.
Затем исполняется 5-й куплет и (в качестве 6-го куплета) повторяется первый куплет.
Именно, повторение первого куплета придаёт всему произведению единство и цельность формы.

Далее kazak спрашивает

(копирую цитату)

Кроме того, есть просто тексотвая нестыковка: в последнем куплете: "В улыбке ни грусти, ни боли" - о какой боли идет речь? Ведь в предыдущем куплете ее хотели приставить к награде, причем же тут боль? И почему именно ее фотография висит в школе? Вывешивали фотографии людей совершивших подвиг или чем то отличившихся, а не просто людей которых



Ответы
Ещё раз о песне "Женька" (ответ kazak) - окончание
Автор: Анатолий Иванович  12.05.05 20:15  Сообщить модератору
"хотели представить к награде" и пользовавшихся уважением "в отряде". Кроме того, создается впечатление что героиня уже не среди живых, тем более что ее фотография висит в школе. Как она погибла? Ведь на войне ей было всего 16 лет. Песня сама по себе прекрасна, но как то странно звучит. Может есть другие версии песни в которых больше куплетов?
(конец цитаты)

О текстовых ошибках не говорю. Скажу лишь об одной:
К награде не приставляют - к награде представляют.
Пошли дальше.
Нет других версий, уважаемый kazak!
Эта версия единственная. И всё здесь логично и верно.

В последнем 5-м куплете автор короткими, но точными мазками, как художник "рисует" героический образ отважной партизанки - разведчицы.

Висит фотография в школе -
В улыбке ни грусти, ни боли.
В улыбке ни грусти, ни боли. -
Шестнадцать ей было, не боле...

И мы - слушатели видим в этом юном и прекрасном создании собирательный образ маленьких советских патриотов, отдавших, наравне с другими защитниками Отечества, собственные жизни во имя светлых идеалов, во имя нашей с вами жизни.
Не это ли прекрасный пример для юношей и девушек, ныне живущих, таких же красивых и юных, как Женька.
И, видимо, не всё так плохо было в нашем прошлом, как иногда представляют некоторые клеветники.
За "просто так", за плохую жизнь ЖИЗНИ не отдают!

Теперь я хотел бы принести благодарность уважаемому kazak, напомнившему всем нам эту замечательную песню авторов - композитора Е. Жарковского и поэта К. Ваншенкина.

Ах, если бы наши дети и внуки пели песни, подобные этой, и многие другие замечательные песни, которые пели их родители, бабушки и дедушки, тогда не пришлось бы нашему обществу заниматься проблемами детской преступности, наркомании и другими проблемами, так, или иначе влияющими на нравственность и благополучие в нашей стране. И не пришлось бы обществу содержать большую армию милиционеров на улицах наших городов.

Но, это уже тема для новых дискуссий.



Ответ товарищу Анатолию
Автор: kazak  12.05.05 22:04  Сообщить модератору
Тема-то полугодовалой давности, Вы-то как ее откопали?
Ничего себе ответик... Исчерпывающий...

К сожалению я перед тем как спрашивать вопрос должен был послушать еще раз песню. Потом до меня дошло - между 4 и 5 куплетом есть НАМЕРЕННЫЙ "пропуск", в котором - смысл всей песни. Между куплетами есть и музыкальный пик и долгая пауза которая сама как бы подчеркивает разрыв, интервал между куплетами. Эта музыкальная пауза заканчивается ударами барабана которые напоминают выстрелы. Вот и сам смысл песни -в этом интервале. Это центр песни. Прекрасная все таки песня. И песня гениально доводит до этого центра, ведь первые куплеты как бы подталкивают слушателя к какому-то ожиданию, предвкушению смысла песни ради которого ему рассказывают о "девчнке которая, девчонка которую, девчонка что....". И вот пятый куплет как бы подрывает ето педвкушение, опровергает его, чуть ли не осуждает - ничего особого не случилось. Сама идея в том что то что уже рассказано о девушке - великое геройство и стоит рассказа. А то что мы узнаем о смерти девушки - как бы укоряет нас и подчеркивает величие ее подвига. После того как мы узнаем о ее смерти мы и понимаем насколько то что уже услышали - ценно и весомо. "Вот всего лишь что она сделала" говорит нам песня. И тут же ставит нас против самой ее фотографии, как бы говоря "да? просто так? посмотрите теперь в ее глаза!".
И это подчеркивание величия подвига ведется по продолжению всей песни именно через подчеркивание простоты, обыденности - такими словами как "девчонка, Женька, не боле, где-то в деревенке, когда-то давненько, ни грусти не боли, висит в школе (ну висит себе в школе, не в обкоме же)... И напоминает это нам слова о "массовости героизма", о "народе-герое". Это подчеркивание "обыденности" напоминает еще о других вещах - например о том что сами герои не строили из себя героев (!), не пыжились, не кричали, не качали права, а просто шли на смерть - как в песне "те кто приняли смертный бой, стали просто травой, землей". Вот и тут - "просто". И в этой песне тоже слово "просто" - точка перелома. После ее обьясняется что НИЧЕГО не так просто, и что СОВСЕМ не просто. И конечно - не ПРОСТО ТАК.



Анатолию и Каzak`у
Автор: LG (Leonid)  15.05.05 16:43  Сообщить модератору
А Вы это стихотворение в оригинале читали? Ведь изначальное стихотворение может очень сильно отличаться от эстрадной версии. Пропуск в этой песне - отнюдь не замысел автора, на Ваншенкина это как раз не похоже, его стихи логичны. Просто смерть этой Женьки описана так безжалостно, что петь это со сцены не очень удобно.

Женька

Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько
Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,
Высокие травы косила,
Была в ней весёлая сила.

Завыли стальные бураны,
Тень крыльев легла на поляны.
И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,
Её уважали в отряде,
Хотели приставить к награде.

Бывало, придёт в деревеньку,
Мать спросит усталую Женьку:
Ну, как ты живешь:
Помаленьку…

Пошли на заданье ребята.
Ударила вражья граната.
Из ватника вылезла вата.

Висит фотография в школе,
В улыбке – ни грусти, ни боли,
Шестнадцать ей было – не боле.

Глаза её были безбрежны,
Мечты её были безгрешны,
Слова её были небрежны…

1957 г.




Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024