Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Давно подмывало спросить знатоков (но как-то стеснялся поднимать такую тему) - об авторстве музыки «Песни о встречном».
Когда-то случайно оказался слушателем рассказа (остальные воспоминания скандала не содержали) одного профессионального музыканта о том, что о своём авторстве на эту мелодию заявлял какой-то композитор. В силу ряда обстоятельств, о которых не могу говорить (как и о том, кто именно был рассказчик, но он был знаком и, возможно, даже дружен с Шостаковичем), мне источник показался знающим и честным. Единственное сомнение вызвала тогда возможность временно-возрастной аберрации (в силу как давности события, так и в силу возраста рассказчика).
Имя претендента называлось, но я не запомнил, переспросить же не случилось. Фамилия, кажется (хотя, возможно, что и у меня теперь спустя годы тоже срабатывает ложная память), оканчивалась на -ский и была что-то вроде Оранский (возможно, речь шла именно о В.А.Оранском). Факты из рассказа: музыку претендент начал писать ещё до революции. В доказательство авторства песни предъявлял в Союз советских композиторов какие-то давние (хотя уже, кажется, послереволюционные) ноты (кажется, изданные). Всё это случилось ещё в сталинское время, но, кажется, уже после первого съезда Союза композиторов (т.е. после 1948) или во время его. Дело кончилось тем, что, Шостакович ещё до разбирательства - узнав о заявлении (согласно тому рассказу), отказался от авторских на эту песню в пользу того композитора. По словам рассказчика – отказался, не желая быть замешанным в дрязгах и из благородства (правда, это прозвучало скорее в контексте, чем было выражено именно такими словами), ибо соперник был уже пожилой и мало или практически совсем неизвестным широкой общественности и довольно бедным. Мелодия же, по словам рассказчика, однако действительно была близкой.
Повторюсь, источник информации мне показался вполне заслуживающим доверия (в здравом уме, трезвой памяти и без личных мотивов). Но я никогда ни до (даже в перестоечную вальпургию, когда и о Шостаковиче писали разное), ни после, не встречал даже упоминания об этой истории. Дополнительные сомнения (которые всё же у меня есть и были – несмотря на заявленное доверие к рассказчику) вызывает тот факт, что фильм «Встречный», где вроде бы впервые прозвучала «Песня о встречном» вышел ещё в 1932 году. И никаких претензий долгие годы (если всё же рассказчик не перепутал – и вопрос поднимался действительно уже в новом Союзе композиторов, а не при организации городских – т.е. в самом начале тридцатых) до того не было.
Возможно кто-то из знатоков знает об этой истории, например, имеет информацию – только ли Шостакович получал авторские на эту песню и когда?
Цитата по книге "Эрнст Буш и его время", Г. Шнеерсон, М., 1971:
http://sites.google.com/site/ernstbush/ernst-bus-i-ego-vrema/soderzanie/vozvrasenie---4
"
...Брехт и Шостакович приняли участие в создании документально-публицистического фильма «Песня великих рек», снятого Йорисом Ивенсом. Музыку к фильму написал Д. Д. Шостакович, текст песни – Б. Брехт.
Зимой 1954 года Д. Шостакович приехал в Берлин, чтобы познакомиться с уже отснятыми и монтируемыми кадрами кинокартины, рассказывающей о жизни, труде и борьбе за мир людей нашей планеты.
Французский писатель Владимир Познер, автор дикторского текста картины, рассказывает:
«Вечером Шостакович вместе с Ивенсом отправился к Брехту. Чем-то Шостакович и Брехт были похожи друг на друга.
- Я рад тому, что мы поработаем вместе, - сказал Брехт. – Я убежден, что вы напишете хорошую песню.
- Это невозможно сказать заранее, - ответил Шостакович. – Мне удалось это только один раз с «Песней о встречном». Тут дело удачи. Но я очень постараюсь, так как знаю, что вы напишете хорошие стихи.
- Это дело удачи, - сказал Брехт. – Пару песен мне удалось написать – и только. К счастью, будет ваша музыка.
- Это трудно, - ответил Шостакович с оттенком сомнения.
- Это очень трудно, - сказал Брехт».
"
И вот здесь Шостакович несколько раз упоминает "Песню о встречном":
Д.Д. Шостакович. Путевые заметки (поездка советской делегации на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира, март 1949 года).
Цитата по: Д. Шостакович "Путевые заметки", "Советская музыка", 1949, No 5, стр. 15 - 22. :
http://sites.google.com/site/ernstbush/stati/spisok/d-sostakovic-putevye-zametki-sovetskaa-muzyka-1949
Конечно, нет сомнений, что Шостакович считал песню своей (иначе бы не использовал эту мелодию с другим текстом в оперетте «Москва, Черёмушки»).
Но интересно, что в приведённом он сам признал, что она единственная, которая ему удалась (Мне удалось это – т.е. написать хорошую песню - только один раз с «Песней о встречном»). Лично же для меня её единственность – в том, что она очень непохожа по почерку (по духу, по настроению?) ни на какую другую песню Шостаковича. Есть, конечно, у него и ещё «слушабельные» - но и только - песни («Тоска по Родине» или та же «Родина слышит»), впрочем, это уже спор о вкусах. Есть, конечно, и другое, более известное мнение - у Шостаковича все песни хороши, глубоки и музыка настолько полна смысла, что даже от текста требуется (или она сама стихам придает?) философское звучание.
Не буду упрямится - и по-моему, есть у Шостаковича вещи совершенно гениальные, например, «Романс» из к-ф «Овод», Но вот с песнями, думаю, дело куда как похуже. От них чаще получаю такое же настроение, какое сохранилось в памяти от тех его немногих классических произведений, которые хватило сил прослушать – мрак и благодарственный молебен об окончании (как в школе при чтении «Преступления и наказания»), а глубину, монументальность и философичность называю тяжеловесностью (обычно унылой или, если угодно, тупой), типичной для многих советских классических композиторов, бравшихся за песню (взять хоть, к примеру, других многократных сталинских лауреатов -шесть раз Прокофьева и, трижды, Глиэра).
Так вот, крамольная мысль – не мог ли секрет уникальности «Песни о встречном» в творчестве Шостаковича (которому к моменту выхода фильма было менее 27 лет, а песня, соответственно, написана ещё ранее – интересно, кстати, когда?) заключаться в том, что действительно её музыкальная идея (или она сама) буквально носилась в воздухе. И была им подхвачена. Не раз читал о слямзенных А.Александровым мелодиях - Гимна СССР (у какой-то маленькой девочки на улице) и «Священной войны» (не помню уж у кого) (может того вообще было лучше домой не пускать?). Те же «Кирпичики» кто считает музыкой Кручинина, кто его обработкой вальса С. Бейлезона. Так что, чего не могло произойти в угаре НЭПа, когда (судя по книге В.Хотулёва «Клавдия Шульженко» в Ленинграде) перед почти каждым киносеансом пели вполне профессиональные и даже весьма известные артисты, а уж о просто натренькивающих тапёрах можно и не упоминать? Мотивы подобные «Кирпичикам» разлетались, как там пишут, по стране вмиг – со скоростью удивительной даже сегодня, с нашими современными СМИ. Порой весьма сильно изменяясь. Играли же таперы, возможно, иногда и не только любимый репертуар канала «Культура», т.е. не только городской романс и цыганщину. Может быть, кому-то подвернулись под пальцы и те ровно четыре музыкальных фразы, которые и составляют «Песню о встречном» (тем более если они уже были на той гипотетической партитуре забытого (мной) композитора)?
С творчеством Вертинского знаком только в объёме этого сайта, но уверен, что тогда прозвучала другая фамилия. «Вертинский» я бы распознал и запомнил (хотя бы из-за дочерей, это имя было у меня на слуху). Но песню попробую найти, спасибо.