Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
zina-korzina:
"Советская официальная эстрада была убога, тускла и уныла - натужная радость волосатых ВИА никак не передавалась слушателям, посему все предпочитали заграничное диско. Однако плакатно-официозные песни про БАМ, Ленина и комсомол и тем более - про войну и Победу ни у кого не вызывали томительной скуки, сопряжённой с комплексом общенародной неполноценности. Потому что это была сила! В этих песнях изначально закладывалась такая мощная энергетика, которая позволила им пережить тот общественный строй, который они обслуживали. К тому же, эти песни тоже оказывались штучным товаром - их нельзя было делать плохо. Халтурные эстрадные поделки проходили по разряду «низкий жанр» и к ним особо не придирались. А вот попробуй написать хреновую песню о Ленине! Эти песни должны были зажигать, а не просто тоскливо журчать из радиоточки. Именно поэтому большинство людей с зевотой выключали всякие «Носики-курносики», но врубали погромче официозные творения Пахмутовой. Можно было не любить Советскую Власть, но при этом восхищаться напором этих песен. Говорят, что для создания таких композиций нужна во-первых, чёткая идеология, во-вторых, вера автора в торжество данной идеологии...
"
http://zina-korzina.livejournal.com/384329.html
Ответы
А что интересного-то? Мало ли что напишут. Интернет-бумага все стерпит Автор:
Евгений 30.05.10 20:16 Сообщить модератору
Больше всего удивило, что "большинство людей с зевотой выключали всякие «Носики-курносики»". Эта песня ярко выделяется в исполнении Толкуновой на фоне и так очень высокого уровня исполнительского творчества певицы. И очень любима в народе.
Да уж... сколько людей, столько мнений... Наверное, писала современная малолетняя "сопля", сиречь, пустое место, крайне далекая от гармонии вообще (что сейчас молодежь слушает, интересно?) Но факт: советская музыка действительно эмоционально мощна. Иначе меня бы на этом сайте не было. Как и нацистская музыка мощна, кстати. Вообще, тоталитаризм (или параноидальная сверхидея?) рождает мощное искусство, и это правда. Давно замечено.
Кстати, скудный ум данной сопли все же сделал правильные выводы относительно причин... Или слышала на стороне.
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться Автор:
1 31.05.10 11:01 Сообщить модератору
Да нет - и в 70-х было не мало мощных произведений - та же Пахмутова во многих песнях, разве нет? А что до содержания - шелуха что в 70-х, что в 30-50-х. Хотя... Вы вот не задавались вопросом, почему архитектура 30-х-50-х и архитектура 70-х - две большие разницы? Причем, не только в СССР. И музыка - 30-50-х и 70-х - не только в СССР.... Интересно, правда? Не иначе, налицо упадок цивилизации (ну или хотя бы "локальный минимум")?
//// что до содержания - шелуха что в 70-х, что в 30-50-х. ////
Удивляете. Разница колоссальная. Примерно как между Твардовским и Вознесенским, или Симоновым и Евтушенко... между Шостаковичем и Шнитке, если хотите.
Совершенно непонятно, почему Вы отделяете музыку от стихов, как будто последние суть ТОЛЬКО содержание, а музыка есть ТОЛЬКО форма.
Это наводит на мысль, что Вы не вполне понимаете эти произведения.
Ну кому придёт в голову отделять музыку, к примеру, "Интернационала" от его стихов??
А чем вам пахмутовское "Ленин всегда живой"хуже кантат о Сталине, по словам? Или по музыке? Или вы имеете в виду песни не о вождях, а о социалистическом строительстве? Извольте. Какая-нибудь "живем мы весело сегодня, а завтра будет веселей" и, соответственно, какая-нибудь песня о БАМе.
Или, "спасибо вам за ваш великий подвиг, товарищ генеральный секретарь", и "Сталин-солнце, живи нам на счастье в кремле"?
Или, более конкретно, песня о реальной стройке 30-х - сейчас не вспомню.
Последняя - хуже?
Это о колоссальной разнице. Разница, может, какая-то в общей мелодике, сродни примеру, приведенному мной - 30-е-50-е-70-е. И то в моем примере незаметно. В стихах же - принципиальной разницы не вижу.
Рискну предположить, что лирическая песня просто не соответствует вкусам автора, а автору нравится что-то вроде хардрока или металла. То, что дает драйв.
А в комсомольском направлении ВИА действительно много энергетики, как и в харде, да и композиторы или аранжировщики нередко использовали комсомольско-патриотическую тему для экспериментирования.
Возьмите хотя бы "Яростный стройотряд" и блантеровскую "С нами поет вся страна". "Яростный стройотряд" явно мощнее зажигает. Или даже "Мы ведем дороги", несмотря на свинговый оттенок.
Насчет того, что погромче включали Пахмутову - это некоторое преувеличение, просто "официальные" ее песни по радио крутили постоянно. Кстати, такая деталь - в 70-е чаще "включали погромче" не столько по композитору, сколько по исполнителю.
Композитор песни "Ленин всегда живой" - С.Туликов (а не А.Пахмутова).
По времени написания эта песня относится к первой половине 50-х гг. (примерно 1954-55).
"Живём мы весело сегодня..." Зиновия Дунаевского и его же песня о БАМе "Рабочие ребята" (пока не найденная) совершенно несопоставимы в мелодическом отношении. Первая вполне заслуженно считается классикой советской песни, вторая - шаблоная, малооригинальная, одна из множества похожих друг на друга "бамовских" песен в исполнении вокально-инструментальных ансамблей.
/// "Яростный стройотряд" и блантеровскую "С нами поет вся страна". "Яростный стройотряд" явно мощнее зажигает ///
Я пас. :)
"Яростный стройотряд" - по мне, совершенно беспомощное упадничество. Мелодии нет в принципе. Ритм... мда. Если и зажигает, то нервной трясучкой. Первый шаг в сторону упомянутого Вами "металлического" драйва. :)
Да и то сказать - почему песня должна "зажигать"? Что это вообще означает в Вашем понимании?
Песня должна облагораживать человека.
А,собственно, почему вы сводите советскую эстраду исключительно к патриотическим песням? Автор:
Трифон 6.06.10 16:57 Сообщить модератору
В советское время было написано немало лирических песен и шлягеров, которым соверменнные песни в подмётки не годятся. Да и чем плохи патриотические песни? Почему петь о родине должно быть стыдно? А что плохого в том, что пели о БАМе ? И писали эти песни композиторы, закончившие консерваторию, т.е профессионалы, а не нынешние бездарности.
Другое дело, что руководство страны не создало идеологической альтернативы западной пропаганде из-за чего всё и развалилось.
//"Яростный стройотряд" - по мне, совершенно беспомощное упадничество. Мелодии нет в принципе.//
Это уже "на вкус и цвет" :-)
На мой взгляд, это, наоборот, возврат от фокстротно-танговой волны 30-х и бардовской 60-х к маршу 20-х годов и речевкам.
//Да и то сказать - почему песня должна "зажигать"? Что это вообще означает в Вашем понимании? //
Не всякая песня, а комсомольская агитпесня. Создавать духовный подъем, зажигать сердца.
//Песня должна облагораживать человека. //
Она и облагораживает.
"Я свежий ветер, огонь крылатый,
И наше время на циферблатах.
Пусть повезет нам в большом пути
От равнодушья себя спасти!"
Песня аппелирует к возвышенным, гражданским чувствам в противовес пассивности, обывательскому равнодушию. Это именно традиции комсомола 20-х, не загрязненные канонизацией партийного руководства.
Прекрасная песня о молодости и гражданском порыве без упоминания "боссов".
//Другое дело, что руководство страны не создало идеологической альтернативы западной пропаганде из-за чего всё и развалилось. //
В том-то и дело, что создавали идеологическую альтернативу, а надо было психологическую, в которой западная пропаганда просто бы не существовала.
Прежде всего, нельзя было вести борьбу, когда элита была олицетворением потребительских ценностей. Партноменклатура, руководящая страной должна была жить "по понятиям", т.е. в комфорте, но без роскоши. Хочешь роскоши - пожалуйста, в квалифицированные рабочие, в ученые, в инженеры. Но без права звонить по телефону с гербом СССР.
ВАССЕРМАН: Ну, есть у меня несколько собственных приемов поднятия боевого духа. Например, во время вот той рекордной серии я, выходя к игровой трибуне, представлял себя асфальтовым катком.
КОМОЛОВ: И катком по соперникам.
ВАССЕРМАН: Вот. А в последнее время стараюсь перед каждым боем спеть парочку советских песен 30-40-х годов. Тот заряд…
КОМОЛОВ: Вслух или про себя?
ВАССЕРМАН: Как получится.
КОМОЛОВ: Чем громче, тем более уничтожающе действует на соперников.
/// Я свежий ветер, огонь крылатый,
И наше время на циферблатах. ///
Вот эти две строчки - набор слов, почти бессмысленный.
Не знаю, к чему там эта песня апеллирует, но только смешно ставить её рядом с "Юностью" Коваля, ни с "Пролетарии всех стран, соединяётесь" Белого, ни с прочими.
Представьте её в исполнении певца 20-40-х гг. Будет смешно. :)
//Вот эти две строчки - набор слов, почти бессмысленный. //
Это вообще-то поэтическая метафора, символизирующая духовный порыв молодежи.
//Не знаю, к чему там эта песня апеллирует, но только смешно ставить её рядом с "Юностью" Коваля, ни с "Пролетарии всех стран, соединяётесь" Белого, ни с прочими. //
Действительно, у Белого смешно.
Представьте где-нибудь в стройотряде на комсомольской стройке:
"Кто работает - к оружию, товарищ
Грозной лавой опрокинем палачей."
Т.е. в СССР про зайцев было явно неактуально. Где-нибудь в США или ФРГ тоже пальцем у виска покрутят. В Сомали, может, и воодушевятся, но там нет пролетариев. Дидактичные ревпесни, звавшие к топору, стали архаизмом. Борьба за новое общество давно шла не оружием, а духовными ценностями: мещанское болото или страна покорителей вселенной.
То же самое у Коваля:
"Собирайтесь под знамёна,
Под знамёна Ильича!
Наша юность непреклонна,
Наша юность горяча! "
В 70-х кроме смеха, это уже ничего не вызывало.
//Представьте её в исполнении певца 20-40-х гг.//
Представил в исполнении Утесова. Нормально, но у Градского лучше. :-)
/// В 70-х кроме смеха, это уже ничего не вызывало. ///
Смотря у кого.
У столичной публики - возможно. И ничего хорошего в этом нет.
Зато Вы - первый мой собеседник, которому нравится "Яростный стройотряд". :)))
/// Дидактичные ревпесни, звавшие к топору, стали архаизмом ///
Ну да. Какой прогрессизм. Вы ещё скажите, что Девятая Бетховена стала архаизмом.
Коваль и Шехтер, несмотря на заявленную "пролетарскость", творили в русле старой, великой классической традиции. После них - Блантер, Дунаевский и другие - тоже. "Яростный стройотряд" же очень далеко не дотягивает ДАЖЕ до более ранней Пахмутовой же ("Песня о тревожной молодости", развивающая, кстати, [даже мелодически!] творчество РАПМ-овцев, на что не раз верно указывал Сатурн).
Кстати, "дидактичные ревпесни" сейчас как раз востребованы. Ибо, образно говоря, забыли их в своё время, так и страну прохлопали.
//Смотря у кого. У столичной публики - возможно. И ничего хорошего в этом нет. //
Знаете, в колхозах это тем более всерьез не воспринимали... Проще там народ.
//Ну да. Какой прогрессизм. Вы ещё скажите, что Девятая Бетховена стала архаизмом. //
Ну, маршу Коваля до Девятой Бетховена как шлягерам Крутого до Седьмой Шостаковича.
//Коваль и Шехтер, несмотря на заявленную "пролетарскость", творили в русле старой, великой классической традиции. //
Ну, русло-то Коваль нащупал, но до "Прощания славянки" как-то... "Пролетарии" - монотонный тяжеловатый марш, даже в качестве строевой не прижился.
//После них - Блантер, Дунаевский и другие - тоже. //
Что тоже? Эти мастерски писали марш-фокстрот, как в значительной мере и Покрассы. Александров- да, это классика. Но "Пролетариям" до "Священной войны" тоже как до пояса астероидов.
//"Яростный стройотряд" же очень далеко не дотягивает ДАЖЕ до более ранней Пахмутовой //
Чем не дотягивает?
Это просто ДРУГАЯ Пахмутова. Наоборот, для нашего поколения наконец-то появилась мощная вещь, как "Марш энтузиастов" для 30-х.
"Песня о тревожной молодости" - это, по-моему, совершенно другой стиль, традиции лирической солдатской песни. "Слушай, рабочий, война началася..."
/// Знаете, в колхозах это тем более всерьез не воспринимали... Проще там народ. ////
Да. Думающей колхозной молодёжи в лучшие годы Советской власти больше приходились по душе русская (да и нерусская) классика. (Не подумайте, что я иронизирую - я вполне серьёзно).
/// Ну, русло-то Коваль нащупал, но до "Прощания славянки" как-то... "Пролетарии" - монотонный тяжеловатый марш, даже в качестве строевой не прижился. ///
При чём тут строй? Любой марш должен быть строевым, что ли? :)
/// Ну, маршу Коваля до Девятой Бетховена как шлягерам Крутого до Седьмой Шостаковича. ////
Коваль, Бетховен, Шостакович входят в одно множество. Крутой - побоку.
Аналогично, симфоническое творчество Шостаковича можно (хотя и с некоторым натягом) поставить в один ряд с русской классикой, следом за Танеевым. А вот, скажем, Шнитке - уже не туда.
Но я не об этом. Почему Вы отказываете лучшим вещам того времени в "гиперхроничности"? Коваль, по-вашему, устарел? А Блантер и Покрасс - устарели или ещё протянут? :)
/// Что тоже? Эти мастерски писали марш-фокстрот, как в значительной мере и Покрассы. Александров- да, это классика. Но "Пролетариям" до "Священной войны" тоже как до пояса астероидов. ///
Хорошо, допустим. А "Эшелонной" до "Священной войны"?
/// "Песня о тревожной молодости" - это, по-моему, совершенно другой стиль, традиции лирической солдатской песни. "Слушай, рабочий, война началася..." ///
Ничего подобного. Сравните с "Песней былых походов" Компанейца.
Кстати, одна из проблем позднесоветского времени - нараставшая "элитарность" серьёзной музыки, которая шла параллельно с выделением "эстрады" в отдельный сектор и отдельный жанр, в результате чего мы и имеем до сих пор, так сказать, две культуры.
//При чём тут строй? Любой марш должен быть строевым, что ли?//
Потому что "Пролетарии" это именно строевая песня по стилю и нашла свою нишу в том, что ее включали в набор маршей во время первомайской и ноябрьской демонстраций. Она уже полвека никого никуда не звала и сейчас не зовет. Что общего у американского офисного планктона с шахтерами Воркуты?
//Коваль, Бетховен, Шостакович входят в одно множество.//
В Союз Композиторов?
Речь идет о конкретном произведении Коваля.
//Но я не об этом. Почему Вы отказываете лучшим вещам того времени в "гиперхроничности"? Коваль, по-вашему, устарел? А Блантер и Покрасс - устарели или ещё протянут?//
Повторяю: я говорю не за всего Коваля, а конкретно за "Пролетариев". Кто эту вещь записал в лучшую того времени? Она лучше "Авиамарша"?
Блантер и Покрасс(ы)- у них были разные произведения. Об удачных произведениях спорить не имеет смысла, потому что они живут, что бы о них ни сказали. А "С нами поет вся страна", которая чуть ли не в каждой советской энциклопедии - это сезонное произведение, и сам Блантер сейчас бы это подтвердил. Даже на фоне "В путь-дорожку дальнюю" она теряется. Кстати, "В путь-дорожку дальнюю" не стареет.
//Хорошо, допустим. А "Эшелонной" до "Священной войны"? //
У нас уже рейтинг?
Эшелонная - это не марш, а протяжная солдатская лирика, она в другой номинации.
//Ничего подобного. Сравните с "Песней былых походов" Компанейца.//
Простите, с каких пор Компанеец - это название жанра???
Это тоже лирическая солдатская песня, только на сайте обработка в маршевом исполнении (видимо, требовался оптимизм), причем в марш она плохо укладывается. Ее бы под гитару - "...Потому что нам нельзя без песен, Чтобы в сердце не забрадась плесень..." э-ээ, не так: ..."И сегодня, как прежде, сердце Пылает боевым огнём! "
//Примерно то же нужно сказать и о песне 20-30-х гг. Конечно, они полузабыты.//
Да речь то не о "песне 20-30-х", а о том, что произведения этой эпохи в разной степени удачны.
"Авиамарш" будут петь всегда, например. Да и Блантера будут всегда петь, только гражданскую лирику его будут петь конца 30-х, сороковых, а вот по 20-началу30-х будут петь из Блантера в основном то, что в те времена совершенно напрасно относили к мещанству. Потому что король танго и фокстрота. Даже "Слона и рыбку" будут помнить.
Если бы "С нами поёт вся страна" исполнил Утёсов в каком-нибудь фильме, как драматический актёр (т.е. от лица комедийного персонажа), восприятие песни могло быть совсем другим. В песне (в тексте и в мелодии) угадываются вполне определённые элементы иронии и юмора - которые просто "не прозвучали" в существующих хоровых исполнениях.
Песню "С нами поет вся страна" я почему-то перепутал с песней "Молодость" (..много славных девчат в коллективе...).
Так что вышеприведённое замечание (насчёт исполнения Утёсовым)относится к песне "Молодость" - но, естественно, никак не может быть отнесено к обсуждавшейся выше песне "С нами поёт вся страна"! Здесь уже действительно другой жанр, для Утёсова вряд ли подходящий.
Обе песни Блантера, обе практически одного времени.
В мелодическом отношении та и другая вполне удачны.
Только хотел написать, что "С нами поет вся страна" не смогла бы повторить "Молодежи". :-)
А "Молодежь" у поколения 30-х была, кстати, куда популярнее "Пролетариев". Потому что она написана на ее музыкальном и стихотворном языке.
Из песен формата "Стройотряда" можно вспомнить "Песню о встречном" Шостаковича, "Идем, веселые подруги" Дунаевского.
И с ней до победного края
Ты, молодость наша, пройдешь,
Покуда не выйдет вторая
Навстречу тебе молодежь.
И в жизнь вбежит оравою,
Отцов сменя.
Страна встает со славою
Навстречу дня.
"Формат" пахмутовского "Стройотряда" не дотягивает до песен 30-40-х гг в первую очередь по мелодике. С так называемой "ритмикой" всё в порядке, на этот ритм вполне можно было бы написать запоминающуюся мелодию. Но вот мелодии-то как-таковой и не получилось! Практически все известные исполнения "Яростного стройотряда" где-то "на грани" декламации - но не пения. Попробуйте сыграть "Яростный стройотряд" без пения, просто на баяне или аккордеоне - звучать будет довольно неинтересно, вряд ли тут помогут какие-то формально выстроенные аккорды (и даже оркестровка). Сравните, например, с лишь немного более ранней пахмутовской песней "Не расстанусь с комсомолом". Разницу просто нельзя не заметить, у этой песни определённо есть мелодия (а не только "ритмический рисунок"). Не зная ни слова этой песни, даже и не зная заранее, что это именно песня (а не оркестровый марш), любой человек может вполне адекватно воспринять и даже запомнить мелодию "Не расстанусь с комсомолом". Но "Яростный стройотряд" как мелодия (т.е. без пения и без текста) такой проверки не выдерживает.
//Практически все известные исполнения "Яростного стройотряда" где-то "на грани" декламации - но не пения. //
Это не единственный советский прорыв в сторону рэпа.
"Я, ты, он, она, вместе-целая страна..."
//Попробуйте сыграть "Яростный стройотряд" без пения, просто на баяне или аккордеоне - звучать будет довольно неинтересно//
Простите, но песню про яростный строй гитар на баяне действительно не исполняют. Неподходящий для этого инструмент. А "Священную войну" на гитаре как-то не принято, и никто не в этом не видит какой-то "процедуры проверки".
Разновидности мелодекламации (в том числе называемые "рэпом") вряд ли могут быть "столбовой дорогой" развития песни.
Мелодекламация когда-то была лишь исполнительским приёмом, т.е. на самом деле вовсе не была "жёстко заложена" композитором в саму нотную партитуру (например "Куплеты болельщика" из оперетты Богословского "Одиннадцать неизвестных").
Но появились песни, которые композитор специально написал так, что их можно было ТОЛЬКО "декламировать" (например уже упомянутая "Я, ты, он, она - вместе целая страна"). Воспринималось это как агрессивное изгнание мелодии из песни, песня на глазах превращалась в детсадовскую "речёвку".
И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности".
/// Простите, но песню про яростный строй гитар на баяне действительно не исполняют ///
Да инструмент тут и ни при чём.
Если угодно пример с гитарой.. Романс "Отцвели уж давно хризантемы в саду" будет прекрасно звучать без слов на гитаре. :)
Прохожему:
/// И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности". ///
Вот и я о том же!
В этом смысле многое из позднесоветской песенной музыки намного ближе к современной "эстраде", чем к 30-50-м гг.
Морозову:
///Об этом уже как-то был разговор. По моему, все очень просто. Но я могу еще раз пояснить. ///
Пожалуйста. Разговор я припоминаю, но мог что-то и забыть.
//Разновидности мелодекламации (в том числе называемые "рэпом") вряд ли могут быть "столбовой дорогой" развития песни. //
А кто сказал, что это мейнстрим?
И кто сказал, что не мейнстрим - это плохо???
"Воспринималось это как агрессивное изгнание мелодии из песни"
Я что-то не видел, кем это так воспринималось. Слушатели воспринимали даже очень хорошо, да и песня патриотичная.
//И это никак не соотносится с музыкой 30-50 гг, здесь явно недостаёт какой-то "преемственности". //
Как не соотносится? Преемственность именно в феномене музыки духовного порыве, который мы не отмечаем ни на западной коммерческой эстраде, ни в западной гимново-маршевой музыке, ни даже в западном тяжелом роке.
Если Вы полагаете, что в 60-х должно было быть какое-то переходное звено, то надо отметить, что в СССР не было массовой свинговой молодежной музыкальной культуры, как переходного периода. "Товарищ" Иванова, на мой взгляд, это, скорее проникновение каких-то элементов рока в эстраду 50-х. Хотя вещь, конечно, очень удачная.
/// Я что-то не видел, кем это так воспринималось. Слушатели воспринимали даже очень хорошо, да и песня патриотичная ////
Так "Любэ" тоже воспринимается многими. И оч-чень патриотич-чно...
/// Как не соотносится? ///
Уже не один раз говорили, и я здесь же, выше, что песня (да и не только песня) 1930-50-х писалась внутри большой общеевропейской классической традиции (с поправками на национльные особенности, естественно).
Далее, люди одного круга, а зачастую и впрямь одни и те же люди исполняли, условно, "Песню о Щорсе" и романсы Глинки и Чайковского, пели в опере и оперетте.
С 60-х мы имеем прогрессирующее разделение музыки на полуэлитарную классику и эстраду. Соответственно, на эстраде появляется безголосье. Затем обратный процесс - под безголосье пишутся песни. Чего тут не понять??
1. Песня "Товарищ" (композитор О.Иванов) написана под заметным влиянием "Колыбельной" Д.Покрасса (http://download.sovmusic.ru/m/kolibel5.mp3).
2. По поводу песни Тухманова "Я, ты, он, она...".
Ближайшей ассоциацией на эту песню были куплеты Винни-Пуха ( "Хорошо живёт на свете Винни-пух...") композитора М.Вайнберга. Жанр "рэпа" был известен КАК ЯВЛЕНИЕ лишь сравнительно небольшой части тогдашних слушателей (в основном молодёжи и подростков). Т.е. "признаки жанра" (общие для обеих песен) неискушённый слушатель иногда был склонен воспринимать как "сходство мелодий".
\\Если бы "С нами поёт вся страна" исполнил Утёсов в каком-нибудь фильме, как драматический актёр (т.е. от лица комедийного персонажа), восприятие песни могло быть совсем другим. В песне (в тексте и в мелодии) угадываются вполне определённые элементы иронии и юмора - которые просто "не прозвучали" в существующих хоровых исполнениях. \\
Очень дельная мысль насчет подачи песни. На Форуме подобные дискуссии проходили неоднократно, но большинство участников связывает новые тенденции эстрады 1960-80гг. только с изменением музыкального и стихотворного материала. И мало кто задумывается, как велико значение таких вещей, как ИСПОЛНЕНИЕ и ОРКЕСТРОВКА (отдаю должное тем немногим, кто все-таки об этом писал). А это и есть подача материала. Ну сомневаюсь я, что если бы "Песня о любви" М.Фрадкина родилась в том же виде, в каком родилась, но позже, а первой и единственной ее исполнительницей стала Пугачева, то песня бы трогала так, как трогает у Левко или Шульженко. Нравилась бы она фанатам Пугачевой да любителям позднесоветской эстрады, но не более...
//Так "Любэ" тоже воспринимается многими. И оч-чень патриотич-чно...
//
Ну, если Любэ цитирует в песнях, к примеру, "Прощайте, скалистые горы", почему не воспринимать? Советская классика не ржавеет.
//С 60-х мы имеем прогрессирующее разделение музыки на полуэлитарную классику и эстраду. //
Магомаев - это полуэлитарная классика или эстрада? :-)
А вот оперных арий в исполнении Утесова или Бернеса как-то не слышал. У обоих голоса не было, но как пели!!!
//1. Песня "Товарищ" (композитор О.Иванов) написана под заметным влиянием "Колыбельной" Д.Покрасса (http://download.sovmusic.ru/m/kolibel5.mp3). //
Большого сходства, однако, не нашел. А вот "Sixteen tonn" явно чувствуются...
//Ближайшей ассоциацией на эту песню были куплеты Винни-Пуха ( "Хорошо живёт на свете Винни-пух...") композитора М.Вайнберга. //
Хм, Винни-Пух в мультике пародирует пионерские речевки вообще-то.
Тем более, что именно эту Пушистую Песенку придумал советский писатель Заходер, пародируя пионерские песни.
В оригинале Пух пел оперную арию!
Доброе утро встречу я
Узревши Пятачка,
Недоброе утро встречу я,
Не видев Пятачка,
И похоже, безразлично,
Коль не свижусь я с Совой и Иа
(Или кем-то еще),
И не хочу видеться я с Совой и Иа
(Или кем-то еще)
Или Кристофером Робином.
//Ну сомневаюсь я, что если бы "Песня о любви" М.Фрадкина родилась в том же виде, в каком родилась, но позже, а первой и единственной ее исполнительницей стала Пугачева, то песня бы трогала так, как трогает у Левко или Шульженко. //
Ну, у Пугачевой была прежде всего сверхзадача спеть не так, как пели до нее. Поэтому она пела блюз.
Что касается трогательности - пожалуйста, "Женщину, которая поет" до нее пели. Была песня, которую исполняли мужчины, "Женщина, которую люблю". Но зазвучало именно у Пугачевой.
Пугачева вполне могла сделать сделать себе репертуар на песнях 30-50-х. И прекрасно бы спела "Моя любовь" из одноименного фильма, и "За дальнею околицей" и "Каким ты был, таким остался", и подобные песни, которые надо исполнять с душевной отдачей. Но ретро прекрасно исполняли и Гурченко, и Кобзон, и она нашла свой стиль, в котором никто не работал, это естественно.
/// Ну, если Любэ цитирует в песнях, к примеру, "Прощайте, скалистые горы", почему не воспринимать? Советская классика не ржавеет. ////
А Вы большой любитель китча. Если честно, мне и возразить нечего. Я такое уже и замечать разучился.
/// Магомаев - это полуэлитарная классика или эстрада? :-) ////
Эстрада. И, очевидно, классика для "чайников".
На оперного певца он ну никак не тянет даже по голосовым данным.
Такое ощущение, что Вы не слушали старые записи опер.
Собственно, Магомаев и пошёл на эстраду, понимая, что в опере не достигнет подобных высот.
/// А вот оперных арий в исполнении Утесова или Бернеса как-то не слышал. У обоих голоса не было, но как пели!!! ////
Ох-ох-ох.
Во-первых, насчёт Бернеса - это ещё поспорить. Тем более что он стал популярен только в 50-е. До войны у него вышла пара песен, во время войны - ещё пара и после войны столько же. Это всё по мелочи.
Во-вторых, приведённые Вами случаи уникальны и только подтверждают основное правило. Можно вспомнить и Шульженко с Козиным, но они были только продолжателями определённой дореволюционной исполнительской традиции.
/// у Пугачевой была прежде всего сверхзадача спеть не так, как пели до нее ////
В данном случае не вижу в этом ничего хорошего.
Я смотрю, Вы меряете всё категориями "старый-новый", "современный-устаревший" и пр. Они для Вас являются определяющими. А для меня определяющие - "хорошо" и "плохо".
Вы скажете - я субъективен. На это можно возразить - а разве мыслящее человечество было "субъективно", когда признавало гениями Глинку и Чайковского, Моцарта и Бетховена, а не их безвестных и поделом забытых современников?
На это можно возразить - а разве мыслящее человечество было "субъективно", когда признавало гениями Глинку и Чайковского, Моцарта и Бетховена, а не их безвестных и поделом забытых современников?
------------------------
Это Вы всерьез так думаете?
Ну, я подумал, может это такой тонкий троллинг?.. А оказывается, нет?..
Ладно, если мне будет не лень, я как-нибудь попробую изложить свои мысли насчет этого коллективного субъективного, которое якобы объективно относительно...
Тезисно я пока только замечу, что этим самым коллективным субъективным вполне себе благополучно забыта масса талантливейших людей. Так что забывчивость этого коллективного субъективного вовсе не так уж избирательна - талантов помним, бездарей - не помним.
Впрочем, это все не только в музыке наблюдается. И в литературе, и в живописи картина весьма схожая.
Позиция Олега мне давно понятна. Она сводится к простой установке: каждый исторический период характеризуется своими музыкальными стилями, которые не хуже и не лучше друг друга.
Олег отказывается признать, что в какой-то момент (естественно, не за год и не за два, а за 7-10 лет) в песне, как в ветве музыки, произошёл КАЧЕСТВЕННЫЙ слом. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ изменения в песенных жанрах в какой-то момент (в СССР на рубеже начала 1960-х гг.) стали КАЧЕСТВЕННЫМИ. Произошло качественное изменение представлений о том, что такое песня. Кстати, с тех пор нового КАЧЕСТВЕННОГО слома не произошло - все изменения остаются лишь количественными!
И дело здесь и в оркестровке, и в появлении электроинструментов, и в смене ритмов и манеры вокала, и в том, что значительной составляющей песни стал визуальный образ певца или певицы, который сейчас вообще превратился в некое мельтешащее шоу "для глаз" (как компьютерные заставки). Одним словом, Олег, от Вас просто-напросто требуется признать одну вещь - что на рубеже 1960-х гг. произошла не просто очередная смена некоторых музыкальных стилей (сродни тому, что произошло, скажем, в конце 30-х или в конце 40-х), а КАЧЕСТВЕННАЯ революция в песне (и, возможно, кстати, далеко не только в песне!).
Прохожему. А знаете, что интересно было бы сделать? Нужно вспомнить и примерно перечислить те песни 60-80-х гг., которые при хорошей оркестровке можно было бы сделать "классическими". Например, на днях просматривал какой-то советский детектив начала 80-х и там в одной из сцен некий народный коллектив из Сибири исполняет песню Аедоницкого "Станция Минутка" (признаться, я эту песню очень люблю) и я подумал: "О! А ведь звучит почти как Бунчиков в "Солдатском вальсе"!) Я попробовал затем пропеть эту песню "по-старому" и очень даже прекрасно получилось...
///И прекрасно бы спела "Моя любовь" из одноименного фильма, и "За дальнею околицей" и "Каким ты был, таким остался", и подобные песни, которые надо исполнять с душевной отдачей. ///
Насчет "новизны" - полностью согласен. О том и речь идет. Но для адекватного исполнения, исполнения старого образца голос все-таки никак не подходит. Вот это отличие Вы как-то не замечаете. Пугачева сама по себе с ее манерой раскрытия песни, манерой исполнения слишком "современна" для этих песен. Если бы она работала иначе, это была бы уже не Пугачева.
Мне всегда казалось, что одним из самых важных и бросающихся в глаза свойств пахмутовских песен периода 1953-1973 (примерно) был её высокий композиторский профессионализм, особенно в оркестровке собственных песен. Пахмутовские работы с самого начала были отлично и богато оркестрированы, в них всегда был даже некий элемент симфоничности, характерной для Дунаевского, который тоже, как известно, тщательнейшим образом оттачивал свои партитуры.
Что касается продолжения Пахмутовой традиций советской песни 1920-х - середины 1930-х, то "Песня о тревожной молодости", "В песнях останемся мы", а также "Звезды над тайгой" являются просто своего рода шедеврами такой традиции в песне.
"...Нужно вспомнить и примерно перечислить те песни 60-80-х гг., которые при хорошей оркестровке можно было бы сделать "классическими"..."
-----------
Очень хорошая мысль! Ведь песни 60-80-х гг. на самом деле достаточно явственно подразделяются на две категории: те, которые поддаются "классической" переоркестровке и те, которые не поддаются такой переоркестровке В ПРИНЦИПЕ. Причём песен "промежуточного" типа почти нет, граница между теми и другими песнями хорошо различима.
Вот, например, песня из к/ф "Варькина земля". Это тот случай, когда песня не была воспринята слушателями во многом именно из-за не совсем удачной оркестровки. Слышал я эту песню раза два или три в исполнении самодеятельных баянистов - причём все они, словно сговорившись, интуитивно пытались дополнить её аккомпанементом приблизительно "в стиле Мокроусова". А в фильме песня ничем не примечательная, явно "современного" стиля, напоминающая тогдашние расхожие шлягеры "Эти глаза напротив" и "Белый танец" (комп. Д.Тухманов). Не знаю, кто автор этой песни из к/ф "Варькина земля" - весьма вероятно, что тоже Д.Тухманов. Если бы автором оркестровки был, например, Н.Будашкин, а исполнил бы песню И.Суржиков, воспринималась бы она существенно лучше.
Песню "Гляжу в озёра синие" самодеятельные баянисты, опять таки, играют немного по-своему - причём встречается не просто "мощный" аккомпанемент, но иногда и какие-то осторожные попытки "слегка подправить" мелодию (рискованная операция эта заключается в замене нескольких повторяющихся подряд одинаковых нот некими мелодическими ходами - понятно, что здесь не может быть однозначности, но возможно, что со временем народный слух действительно сумеет "нащупать" эти недостающие, не угаданные самим композитором, ноты).
Примерно такая же ситуация с песней В.Гевиксмана "Берёзовые сны". Т.е. попытки "усилить" аккомпанемент и "уточнить" мелодию (по точно такой же схеме как в предыдущем случае, т.е. заменяя некоторые повторяющиеся подряд одинаковые ноты интуитивно найденными мелодическими ходами). Наиболее близким к такому "народному" исполнению является исполнение КАППСА.
Согласен с Вашим мнением.
Представляют интерес также "предшественники" и "последователи" Пахмутовой - т.е. композиторы, похожие по мелодической стилистике. Небольшой (и далеко не полный) список я привёл в этой ветке (10.06.10 08:12 ).
Любопытно узнать, какого мнения участники сайта о Ярославе Евдокимове. Мне кажется, что из тех, кто пришел на эстраду в 80-х, он едва ли не единственный, кто поддерживал вокальные традиции и иногда исполнял очень сильные песни. Например, "Майский вальс" и "Письмо из 45-го" (И.Лученка).
//А Вы большой любитель китча. Если честно, мне и возразить нечего. Я такое уже и замечать разучился. //
А в 30-50 разве не было китча?
"Мы дети дороги, мы гордые люди..." "Хорошо живет на свете Винни-Пух..." Преемственность мелодии и исполнения, однако.
//Эстрада. И, очевидно, классика для "чайников".
На оперного певца он ну никак не тянет даже по голосовым данным. //
В Большой его, значит, за внешность приглашали? И Бруно Кокатри не разглядел, кому контракт предлагает?
Ну, все. Ну, дошли.
//Во-первых, насчёт Бернеса - это ещё поспорить. Тем более что он стал популярен только в 50-е. До войны у него вышла пара песен, во время войны - ещё пара и после войны столько же. Это всё по мелочи. //
Ну не было у него голоса в оперном смысле, не было. Он выступал в стиле шансонье, там драматическая игра важнее голоса.
//Во-вторых, приведённые Вами случаи уникальны//
Ничего уникального, это ШАНСОН (не то, что под этим сейчас называют, а настоящий шансон). Шульженко, Козин, Ив Монтан - тоже шансон. Просто чуть ли не до 60-х шансон у нас не признавался.
//Я смотрю, Вы меряете всё категориями "старый-новый", "современный-устаревший" и пр. Они для Вас являются определяющими. А для меня определяющие - "хорошо" и "плохо". //
Нет, для меня определяющие - "хорошо" и "плохо". Но "хорошо" для песен-призывов (а "Стройотряд" именно песня-призыв) означает в первую очередь то, что она понятна массам, способна их всколыхнуть. Так было и в 20-е, и в 40-е, и сейчас.
//Вы скажете - я субъективен. На это можно возразить - а разве мыслящее человечество было "субъективно", когда признавало гениями Глинку и Чайковского, Моцарта и Бетховена, а не их безвестных и поделом забытых современников? //
Да не очень-то мыслящее человечество и признавало Йоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта, к примеру. Жлобство одолело мыслящее человечество и гений скончался в долгах.
И Глинку Михаила Ивановича мыслящее человечество обижало. Гонорар за премьеру "Ивана Сусанина" замылило, "Руслана и Людмилу" обругало.
А вот Гайдна современники ценили высоко. Но Вы почему-то в список его не включили.
// Одним словом, Олег, от Вас просто-напросто требуется признать одну вещь - что на рубеже 1960-х гг. произошла не просто очередная смена некоторых музыкальных стилей (сродни тому, что произошло, скажем, в конце 30-х или в конце 40-х), а КАЧЕСТВЕННАЯ революция в песне (и, возможно, кстати, далеко не только в песне!). //
Я не могу этого "признать", ибо никогда не отрицал!
Появление рока было КАЧЕСТВЕННОЙ революцией в музыкальном искусстве в целом.
//Что касается продолжения Пахмутовой традиций советской песни 1920-х - середины 1930-х, то "Песня о тревожной молодости", "В песнях останемся мы", а также "Звезды над тайгой" являются просто своего рода шедеврами такой традиции в песне. //
Простите, но если "Песня о тревожной молодости" действительно шедевр, то "В песнях останемся мы" - это, скорее, образец высочайшего профессионализма композитора, но такого прорыва к слушателю, как в "Песне о тревожной молодости" там не получилось. А вот в "Главное, ребята, сердцем не стареть", на мой взгляд, явно традиции Дунаевского ("Песня веселых ребят") и Пушкова ("Лейся, песня, на просторе"). "Девчонки танцуют на палубе" явно перекликаются с блантеровской "Молодостью", "До отправления поезда" - с покрассовским "На Дальний Восток"...
//Очень хорошая мысль! Ведь песни 60-80-х гг. на самом деле достаточно явственно подразделяются на две категории: те, которые поддаются "классической" переоркестровке и те, которые не поддаются такой переоркестровке В ПРИНЦИПЕ. Причём песен "промежуточного" типа почти нет, граница между теми и другими песнями хорошо различима. //
Вот "Яростный стройотряд" можно было бы обработать для духового оркестра. Только темп снизить, а не так, как у Лещенко, который, при всем моем уважении к нему, как к певцу, сделал из этой вещи плясовую.
/// "Мы дети дороги, мы гордые люди..." "Хорошо живет на свете Винни-Пух..." Преемственность мелодии и исполнения, однако ///
Такое утверждение воспринимаю как издевательство.
Или мысль человека, далёкого от музыки. Даже мелодического сходства нет. Спросите любого музыканта.
/// В Большой его, значит, за внешность приглашали? И Бруно Кокатри не разглядел, кому контракт предлагает?
Ну, все. Ну, дошли. ///
Так я и говорю - Вы старых записей опер не слушали.
Ну кто такой Магомаев перед Лисицианом или Алексеем Ивановым? Об этом даже смешно говорить.
/// означает в первую очередь то, что она понятна массам ///
"Понятна" не должно означать "примитивна".
Нужно не просто писать на уровне масс, а подымать их культурный уровень.
Вон, до революции писали такие "понятные массам" вещи, как "Маруся отравилась", "Ухарей-купцов" и прочую подобную разлюли-малину.
К тому же массы разные есть. Городской массе очень трудно воспринять крестьянский фольклор (который, слава Богу, у нас сохраняется до сих пор).
Потому что он НАМНОГО сложнее. Так вот, нужно в большей степени отталкиваться от этого, а не от попевок полулюмпенизированных городских низов, как делали в 1900-20-е гг. и как, по существу, делали и барды.
/// И Глинку Михаила Ивановича мыслящее человечество обижало. Гонорар за премьеру "Ивана Сусанина" замылило, "Руслана и Людмилу" обругало. ///
Я же говорю - мыслящее. А не "свет, завистливый и душный".
А Вы считаете, что "Яростные стройотряды" - это тоже такие непризнанные шедевры, которые впишут золотыми буквами в историю музыки? Что-то сомневаюсь. Они так и останутся просто "песнями чьей-то молодости".
"Я не могу этого "признать", ибо никогда не отрицал!
Появление рока было КАЧЕСТВЕННОЙ революцией в музыкальном искусстве в целом."
===========================
Замечательно. А, на Ваш взгляд, что КАЧЕСТВЕННО нового в музыку и в песню, в частности, принесло то явление, которое Вы назвали роком?
/// Ну, я подумал, может это такой тонкий троллинг?.. А оказывается, нет?.. ///
:)
Нет, троллить - это не в моём стиле.
/// Тезисно я пока только замечу, что этим самым коллективным субъективным вполне себе благополучно забыта масса талантливейших людей. ////
С этим я согласен.
Но ведь это "коллективное" не одно. Русская классика в моём понимании так или иначе принадлежит к общеевропейской культурной традиции, корни которой восходят к христианской идее. Волею судеб в России эта традиция продержалась несколько дольше, чем на Западе.
Другое "коллективное", против которого я здесь так яростно донкихотствую, - это продукт разложения западной культуры.
//Даже мелодического сходства нет. Спросите любого музыканта. //
Ну, в "детях дороги" вообще с мелодией плохо. "Трам парам парам-парарам пам, пам, пам". Это не "Дальняя сторожка", которую народ очень даже полюбил.
//Ну кто такой Магомаев перед Лисицианом или Алексеем Ивановым?//
Ну так по какому критерию Магомаева приглашали в Большой?
//Нужно не просто писать на уровне масс, а подымать их культурный уровень. //
Расскажите, чем и как пресловутые "Пролетарии всех стран соединяйтесь" поднимают культурный уровень. Как в отношении музыкальном, так и в отношении литературном.
//К тому же массы разные есть.//
Советская (т.е. не диссидентская) молодежь 70-х.
//Я же говорю - мыслящее. А не "свет, завистливый и душный". //
Ну и где же оно было, раз дало великому Моцарту скончаться в нищете?
//А Вы считаете, что "Яростные стройотряды" - это тоже такие непризнанные шедевры, которые впишут золотыми буквами в историю музыки? //
Нет, это признанный шедевр, который уже вписан. А "Пролетарии" - может быть, и шедевр, но непризнанный. "Проводы красноармейца", "Вдоль деревни", "Каховка", "Авиамарш", "Дан приказ-ему на запад" признали. А вот "Пролетариев" не признали.
//А, на Ваш взгляд, что КАЧЕСТВЕННО нового в музыку и в песню, в частности, принесло то явление, которое Вы назвали роком? //
Я бы выделил следующее.
1. Рок объединил музыкальную культуру разных континентов. То, что называют классикой - это все-таки европейская классика. Рок, хорошо это или плохо, стал явлением глобальной, межэтнической и межконфессиональной культуры, при том, что внутри него существуют этнокультурные направления.
2. Для рока, как и для джаза, характерна импровизационная составляющая, что позволяет придать произведениям насыщенность, свежесть, искренность.
3. В роке впервые появляется социокультурное деление, которое явно преобладает над этнокультурным. Т.е. грубо говоря, рок может иметь РАЗНЫЙ классовый и социальный характер.
/// Ну, в "детях дороги" вообще с мелодией плохо. "Трам парам парам-парарам пам, пам, пам". Это не "Дальняя сторожка", которую народ очень даже полюбил. ///
Плохо? Вряд ли хуже, чем в любимом Вами "стройотряде". :))
/// Ну так по какому критерию Магомаева приглашали в Большой? ///
Понятия не имею. Откуда я могу знать? Что-то было неладно "в Датском королевстве".
Зато я очень хорошо вижу (слышу), что Магомаев - это не Марк Осипович Рейзен и даже не Павел Герасимович Лисициан. Простите, но это очевидно.
/// Расскажите, чем и как пресловутые "Пролетарии всех стран соединяйтесь" поднимают культурный уровень. Как в отношении музыкальном, так и в отношении литературном. ///
Ну что Вы прицепились к песне Белого?
Песня продолжает революционные гимнические традиции (таких песен, как "Беснуйтесь, тираны", "Красное знамя"). Продолжает удачно, как и "Марш ударников" Рейница, многие песни Эйслера и др.
Я понимаю, что в 70-е гг. у многих революционный дух улетучился, но это совсем не хорошо.
/// Советская (т.е. не диссидентская) молодежь 70-х. ////
Да не вся молодёжь 70-х. В столицах - очень может быть...
Сам похвастаться личными воспоминаниями не могу, ибо тогда меня ещё не существовало. Зато опросы родственников и знакомых показывают, что люди прекрасно слушали ту же "Юность" Коваля и ничего не имели против, ходили в консерватории и "стройотрядов" не распевали. Наверное, поэтому я пахмутовского "стройотряда" вообще не слышал до появления у меня интернета.
"Пионерская железнодорожная" Д.Прицкера ("Мы дети дороги, мы гордые люди...") - классика советской песни. Точно так же, как и "Дальняя сторожка" И.Дунаевского.
Однако измерять одной меркой эти две песни не совсем корректно, они СЛИШКОМ РАЗЛИЧАЮТСЯ по мелодической стилистике, музыкальному языку.
Это всё равно, что сравнивать якутскиие олонхо с бурят-монгольскими улгэрами (или, если это будет нагляднее, сравнивать обсуждавшийся недавно "рэп" с каким-нибудь другим, не менее заковыристым, "хипом" или "хопом").
"Пионерская железнодорожная" написана ещё в традициях РАПМ - и поэтому сравнивать её было бы более правомерно с такими песнями как "Маленький лётчик" В.Белого, "Юность" М.Коваля, "Железными резервами" Б.Шехтера, "Вперёд краснофлотцы" К.Корчмарёва и т.п.
"Дальняя сторожка" с точки зрения мелодической стилистики практически уже "другая эпоха" - несмотря на то, что её отделяет от РАПМовских вещей совсем небольшой промежуток времени.
Очень любопытна творческая судьба Д.Прицкера. Можно было ожидать, что автору, написавшему "Пионерскую железнодорожную", впоследствии так и не удастся полностью отойти от этой привязчивой РАПМовской мелодической традиции (наподобие того, как это произошло с М.Ковалём). Но всё оказалось иначе. В 40-50 гг Д.Прицкер сочинял неплохие лирические мелодии, уже в совершенно другом стиле, мало в чём уступая своим более молодым коллегам по композиторскому цеху.
Небольшое уточнение по поводу авторства песни "Пролетарии всех стран соединяйтесь". Автор её В.Белый (а не М.Коваль).
С этим я согласен.
--------------------
Это уже неплохо. Отсюда вывод: забытыми или малоизвестными оказываются отнюдь не только бездари. Гайдна Вы, например, даже не вспомнили. А если я спрошу, кто такой К. Черни, Вы сможете не заглядывая в Гугль ответить?
Я лично веду к тому, что все это отношение к классике у "коллективно объективного" имеет выраженный характер такого штампа. Во-первых, классика - это вечно, это святое, это руками не трогать. Во-вторых, для того, чтобы считаться и считать себя культурным человеком, необходимы некоторые как бы познания в этой области, буквально несколько имен. И вот да, Вы назвали близкий к джентельменскому набор. Далеко не каждый вспомнит Э. Грига, еще более не каждый вспомнит И. Гайдна, К. Черни я вообще не уверен, что вспомнит кто-нибудь, кроме специалистов и занимающихся игрой на фортепиано. И так далее, и так далее.
Еще хуже дело обстоит с тем, чтобы вспомнить произведения тех или иных авторов, я уже не говорю про что-то более серьезное - например, послушать или сравнить трактовки разных исполнителей...
Да чего говорить, если даже сегодняшних, еще живых, так сказать, и весьма талантливых исполнителей многие элементарно не знают.
Конечно, в среде специалистов всех этих людей знают, помнят и ценят. Но специалистов мало, а этого "коллективного объективного" - не в пример больше.
В этом положении нет ничего такого странного или совсем уж плохого. В жизни много чего есть и за всем элементарно не угнаться, а культурным и образованным быть хочется всем. Поэтому приходится идти на уступки. Это во-первых. Во-вторых, восприятие и понимание классической музыки требует все же определенной подготовки и воспитания, а с этим у нас тоже изрядные проблемы.
Все это я пишу к тому, что ситуация вполне аналогичная той, о которой мы тут толкуем. Ровно так же забывают, не помнят. Почему так получается - это вопрос интересный, но факт остается фактом - налицо прямая аналогия. С одной только разницей - классическая музыка прочно устоялась как нечто вечное и бесконечное. Совершенно при этом неважно, понимаем ли мы хоть что-нибудь в ней. Этот стереотип все равно наличествует в головах. А за эстрадой закрепился статус легкого жанра, ориентированного на более непритязательного слушателя. Ну, соответственно, и отношение к ней такое же.
S.N.Morozoff отредактировал это сообщение 11.06.10 в 18:11
//Плохо? Вряд ли хуже, чем в любимом Вами "стройотряде"//
И что же плохого в "Стройотряде"?
Наоборот. песня как раз социальную функцию выполняет в отличие от творения Прицкера, к которому только академический интерес.
//Магомаев - это не Марк Осипович Рейзен //
А Рейзен - не Магомаев. А Флакс не Рейзен и не Магомаев. И, собственно, что?
//Ну что Вы прицепились к песне Белого? //
Ну Вы же ее привели в противовес "Яростному стройотряду". А противовес явно холостой.
//Песня продолжает революционные гимнические традиции//
И что с этих традиций?
Песня такого стиля должна воздействовать на целевую аудиторию, а не быть мертвым памятником гимническим традициям.
//Сам похвастаться личными воспоминаниями не могу, ибо тогда меня ещё не существовало. Зато опросы родственников и знакомых показывают, что люди прекрасно слушали ту же "Юность" Коваля и ничего не имели против, ходили в консерватории и "стройотрядов" не распевали. Наверное, поэтому я пахмутовского "стройотряда" вообще не слышал до появления у меня интернета. //
Я прекрасно помню это время. "Стройотряд" у костра не пели (рассчитано на профессиональное исполнение), но песня была культовая, и консерватории никак не мешала.
"Юность" Коваля... У-уууу... Ну, слушали ее в праздники без особых чувств... Я не помню ни одного человека, который бы тогда как-то на нее откликался. Ни старшего поколения, ни молодого, никакого.
Вот пахмутовская "Юность моя" - ЭТО ДА!!! ЭТО ПЕСНЯ!!! Это была клятва поколения! Это энергетика! Это то, что брало за сердце!
//И ничего хорошего в этом нет. На практике получается неглубокий, интеркультурный, космополитический постмодерн. //
На практике у Пахмутовой очень даже хорошо и душевно получается. И патриотично почему-то.
Гайдна и Грига я не упомянул, потому что и не задавался целью давать исчерпывающие перечни музыкальных деятелей.
Но зато сказать, кто такой Черни, я действительно без Гугля не смогу. :)
/// классическая музыка прочно устоялась как нечто вечное и бесконечное. Совершенно при этом неважно, понимаем ли мы хоть что-нибудь в ней ////
Да. Это последнее весьма прискорбно.
Вот Вы правильно указываете, что людей нужно воспитывать. Т.е. процесс общего упадка можно в рамках страны победить, или приостановить, или же, в крайнем случае, можно сохранять традицию меньшинством посреди запустения (как сейчас).
Что это бывает в истории, я пркрасно понимаю.
Но именно поэтому мне претит линия Олега на равнение старого с новым, более высокого с менее высоким.
/// И что с этих традиций?
Песня такого стиля должна воздействовать на целевую аудиторию, а не быть мертвым памятником гимническим традициям. ////
То есть нужно всегда потворствовать массам? Вашу позицию понял.
Вам нравится то, что сейчас с нашей культурой происходит? Люди действуют по Вашей логике. Какие-такие традиции? Пушкина с корабля современности - долой! :)
/// Ну Вы же ее привели в противовес "Яростному стройотряду". А противовес явно холостой. ///
Ну не знаю. Возможно, песня Белого - не шедевр. Она несколько хуже песни Коваля.
Но для меня было очень странным превознесение Вами "Яростного стройотряда".
Всегда слышал отзывы об этой и других подобных песнях как о сероватых поделках, которые в общем-то помимо довольно узкого круга столичной молодёжи никто и не пел.
//То есть нужно всегда потворствовать массам?//
Не всегда. В зависимости от того, что Вы им хотите сказать. Но говорить с ними надо на том языке, который им понятен.
//Вам нравится то, что сейчас с нашей культурой происходит? Люди действуют по Вашей логике. //
Наоборот, сейчас, на мой взгляд, основная проблема в том, что рок вытеснен псевдотрадиционной попсой, полностью асоциализированной и ориентированной на примитивную рефлексию, основанную, в свою очередь на наборе стереотипов.
Попса - это, увы, традиции, точнее, формальное их тиражирование.
//Но для меня было очень странным превознесение Вами "Яростного стройотряда".
Всегда слышал отзывы об этой и других подобных песнях как о сероватых поделках, которые в общем-то помимо довольно узкого круга столичной молодёжи никто и не пел. //
Не знаю, от кого Вы слышали. Еще раз говорю, "Стройотряд" не пели (пели, в основном, тогда бардов - Окуджаву, Визбора, Высоцкого, Розенбаума, Анчарова и ряд других), но за живое он брал. А вот "Пролетариев" вне праздничных трансляций не только пели, но и вообще не воспринимали - разве что за исключением каких-нибудь левых диссидентов-троцкистов. Даже в сталинизм это не вписывается. А "Стройотряд", несмотря на формальную аполитичность, прекрасно соответствует сталинизму. Труд на благо общества, как форма самовыражения молодежи.
Гайдна и Грига я не упомянул, потому что и не задавался целью давать исчерпывающие перечни музыкальных деятелей.
Но зато сказать, кто такой Черни, я действительно без Гугля не смогу. :)
-----------------------------
Так речь-то не о Вас. Речь о том, что вольно или невольно, Вы озвучили такой вот джентльменский набор наиболее известных деятелей музыки, который должен знать, скажем так, каждый, считающий себя мало-мальски культурнообразованным человеком. Такая верхушка айсберга. Но кроме того, Вы ведь говорили и об их "безвестных и поделом забытых современниках". Так вот многие из ровно также забытых и безвестных, забыты отнюдь не поделом.
А Карл Черни - это австрийский композитор и пианист. Всемирно известен (но в узких кругах, да!) своими пальцедробительными этюдами. Он был еще преподавателем музыки и свои этюды писал как бы еще и в помощь учащимся. Они разной степени сложности, для разных уровней подготовки. И я не думаю, что Ференц Лист, бывший одним из его учеников, сказал бы, что поделом, поделом никто не знает Карла Черни. А ведь он сейчас действительно практически неизвестен.
Или вот Леопольд де Мейер, раз уж вокруг Черни ходим. Тоже один из его учеников. Пианист. Естественно, услышать его игру мы не можем по причине отсутствия записей, но по отзывам судя, рискну назвать его фигурой, равной по значимости Святославу Рихтеру. Ну и кому он известен сегодня, кроме музыкантов и музыковедов?
Да. Это последнее весьма прискорбно.
Вот Вы правильно указываете, что людей нужно воспитывать. Т.е. процесс общего упадка можно в рамках страны победить, или приостановить, или же, в крайнем случае, можно сохранять традицию меньшинством посреди запустения (как сейчас).
------------------------
Да как вам сказать, насчет прискорбно. Можно подумать, крестьяне до революции перлись от Гайдна или Бетховена. Ничего подобного. Ровно так же большинство не интересовалось классикой и в советское время, и сейчас. А что касается меньшинства - так оно тоже всегда было (чуть больше, чуть меньше, но всегда). Вот там-то знают и помнят.
Что это бывает в истории, я пркрасно понимаю.
Но именно поэтому мне претит линия Олега на равнение старого с новым, более высокого с менее высоким.
---------------------------
Ну, это зависит же от выбранного масштаба. На локальных участках времени колебания могут быть весьма заметными и вполне естественными. А мы, в общем и рассматриваем такой локальный участок.
S.N.Morozoff отредактировал это сообщение 11.06.10 в 21:51
Костя, понимаете, Олег тоже имеет право поделиться своими реальными воспоминаниями о том, с какими чувствами ассоциируются для него определённые песни (тот же "Яростный", например). В Вашем споре уже перемешались какие-то попытки объективного анализа и совершенно законные сентиментальные нотки (вот я тоже очень люблю "Твой поезд отходит", "Станция Минутка", "На дальней станции сойду", "Гляжу в озёра синие", "Как прекрасна жизнь", "Шумят хлеба", "Травы-травы" из репертуара 70-х). Песни эти хорошие, добрые, душевные, очень даже мелодичные, с этим не поспоришь.
В чём же принципиальная разница? Объясню. Хотя, быть может, это тоже будет довольно субъективно. Мне кажется, что песни классического периода и классического исполнения кажутся нам, современным людям, какими-то артефактами из уже полностью потерянного мира, даже какого-то полусказочного мира. Они в чём-то очень важном уже НЕРЕАЛЬНЫ. В них нет в принципе никаких ни мелодийных, ни содержательных аспектов, которых можно было бы легко найти в нашей повседневной жизни: "ТАК" уже никто не думает, "ТАК" уже никто не поёт, "ТАК" уже никто не чувствует и не разговаривает. Вот в чём дело! Именно поэтому подавляющему большинству современных слушателей эти песни кажутся странными, чудными, они не воспринимаются. И именно поэтому они нравятся маленькому меньшинству, которое составляем мы.
Олег, Вы должны это учесть.
п.с. Черни я знаю, так как помню его этюды по уроком фоно. :-)) Там ещё был такой Гедике.
Кстати, "Юность моя" - это та, что пела Гвердцители? Там композитор не Пахмутова, а кто-то другой. Песню хорошо помню. Действительно, она в своём роде была довольно сильной. Почему-то она у меня в памяти ассоциируется с "Как воспеть эту землю" Саульского...
Сатурн отредактировал это сообщение 11.06.10 в 23:58
/// Да как вам сказать, насчет прискорбно. Можно подумать, крестьяне до революции перлись от Гайдна или Бетховена. Ничего подобного. ////
Да, потому что такая музыка была им недоступна.
Стала доступна - многие стали её слушать. Не все, конечно. Но многие.
Точно так же крестьянские дети отождествляли себя с Онегиными и Татьянами.
(Могу подтвердить хотя бы на опыте своей семьи - из двух дедов и двух бабушек трое - из крестьян, в т.ч. двое - из бедняцких семей).
Музыку основном слушали из радиотарелок. То есть наличествовала соответствующая просветительская работа государства. Которой нет сейчас.
Вот Вы говорите - большинству всегда всё до лампочки. Да, до сих пор так и было.
Однако ведь была цель - создание нового советского человека. Утопия? Как знать.
P.S. Кстати, имя Л. де Мейера, в отличие от Черни, мне как раз знакомо. :)
/// подавляющему большинству современных слушателей эти песни кажутся странными, чудными, они не воспринимаются. И именно поэтому они нравятся маленькому меньшинству, которое составляем мы. ///
А я не согласен. :)
Я слушаю их не потому, что сейчас уже ТАК не думают, а потому, что лично я именно ТАК думаю.
"Я слушаю их не потому, что сейчас уже ТАК не думают, а потому, что лично я именно ТАК думаю."
=======================
Честно говоря, это довольно сложно представить. И дело именно не в "думаю", а в "чувствую".
Но ладно - допустим. :-)
Если же говорить обо мне лично, то я уже сто раз об этом писал. В детстве мне очень нравились марши и песни 30-50-х гг. Это не значит, что мне всё остальное активно не нравилось, но песни этого периода нравились ОСОБЕННО и АКЦЕНТИРОВАННО. Нравились динамизмом, нравились мелодийно, нравились энергетикой и духом. То есть я в первую очередь полюбил именно музыкальную часть песен, что оставило свой след и поныне - до сих пор я в первую очередь классифицирую песни и ищу их по композиторам, а не по исполнителям. :-))
"на CD в моей автомашине, продолжать?"
====================================
Ну так я и говорю, что НОВЫХ песен с ПОДОБНОЙ МУЗЫКОЙ И ТЕКСТОМ сейчас (в широком смысле) НЕТ. Старые есть, а новых - нет.
Не понятно, с чем Вы спорите. Я чётко сказал, что людей, которые мыслят и чувствуют в категориях мелодий и метафорики старых советских песен практически не осталось. Девственность отобрана и её не вернуть...
1.НОВЫХ песен с ПОДОБНОЙ МУЗЫКОЙ И ТЕКСТОМ сейчас НЕТ.
Согласен
2.Классические советские песни остались в прошлом : "ТАК" уже никто не думает, "ТАК" уже никто не поёт, "ТАК" уже никто не чувствует и не разговаривает.
Не согласен. Я так думаю и чувствую.
Советская песня, как один из символов советской эпохи, представляет интерес не только для коллекционеров. Она до сих пор вызывает у одних надежду, у других ненависть.
Советская песня, как один из символов советской эпохи, представляет интерес не только для коллекционеров. Она до сих пор вызывает у одних надежду, у других ненависть."
===============================================
Никогда не поверю в то, что ТАК думаете и ТАК чувствуете. Никогда! Вы чересчур много знаете, Вы чересчур ненаивны, Вы чересчур "испорчены" жизнью в современном мире (хотя бы даже мысленно).
Насчёт второго согласен. И насчёт надежды, и насчёт ненависти.
Проблема Ваших оппонентов в непонимании историчности Советской песни.
Неисторичность чудовищная, вытекающая из неистребимой русской тяги к всеединству, когда хочется примирить непримиримое, соединить несоединимое и... присвоить себе чужое. Самый карикатурный пример - пресловутый проект старых песен о главном - здесь мы наблюдаем ту же ползучую контрреволюцию, которая до того взорвала СССР.
И невозможно объяснить, что были периоды становления, расцвета и упадка жанра, и во все эти периоды были великие образцы и среднего качества песни, составляющие вместе одно явление. При этом, одновременно бытовала попса, часто очень качественная, которая тем не менее не была советской музыкой. А во времена Яростного стройотряда, поставившего крест на Советской песне, возникло еще такое массовое явление, как перепевание классики новыми исполнителями по-новому, еще больше нас путающее. Эта путаница в головах отразилась и на содержимом
сайта Советская музыка (:
И, все-таки, настаиваю на уточнении периодизации. По крайней мере до конца семилетки, а то и до конца 60-х, изменения в музыке, происходили в рамках жанра. И 60-е годы были ПЕРИОДОМ в Советской песне, можно назвать его упадком, можно - серебряным веком, можно проводить аналогию с периодом Эврипида в классической греч.трагедии.
//Мне кажется, что песни классического периода и классического исполнения кажутся нам, современным людям, какими-то артефактами из уже полностью потерянного мира, даже какого-то полусказочного мира.//
Если бы так было, то хор Турецкого умер бы с голода.
Вопрос в том, что музыка должна жить. А у нас в 70-х просто попытались заморозить классику, превратить ее в памятник себе самой. Откуда все эти рассуждения о потерянном мире, если сейчас один из самых востребованных композиторов в мире - Вивальди?
А "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" - это изначально была песня, которую никто не пел, кроме узкой молодежной субкультуры, для которой эта песня была знаковой, и не более того. Массово комсомольцы пели частушки на стихи Демьяна Бедного.
//Кстати, "Юность моя" - это та, что пела Гвердцители? Там композитор не Пахмутова, а кто-то другой. //
А на этом сайте поиск есть... :-)
http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=yunostmo
Музыка: Александра Пахмутова Слова: Николай Добронравов Исполняет: Т. Гвердцители
//И невозможно объяснить, что были периоды становления, расцвета и упадка жанра, и во все эти периоды были великие образцы и среднего качества песни, составляющие вместе одно явление.//
Ну, это Вы хотите доказать, что жанр советской песни должен был состариться и умереть и фактически ее хороните.
А я считаю, что жанр советской песни живет и развивается вопреки как тем, кто сознательно хочет заменить ее попсой, так и вопреки тем, кто хочет видеть в ней нечто застывшее. В 70-80-е годы готовился новый подъем советской песни, основанный на неоклассических традициях, на симфо-роке, например, и на классике 20 столетия. Вот Вы объясните - почему современная молодежь слушает Орфа? А ведь он не для дискотек. Почему в СССР 70-80-х был популярен Поль Мориа? Именно среди молодежи?
Вам не кажется, что у нас был и остается дефицит новой классики?
"Ну, это Вы хотите доказать, что жанр советской песни должен был состариться и умереть и фактически ее хороните."
Да, Вы правильно поняли, хороню; потому что лучше достойное погребение, чем постоянное глумление.
Сейчас задача стоит: не фантазировать и не писать прожекты, а пока живы провести рутинную работу по сохранению этого, действительно ценного, но "застывшего" наследия, которым когда-то, возможно, захотят воспользоваться другие, более мудрые нации. Не так много мы за тысячу лет создали, чтобы и классическую советскую песню уничтожить, смешав ее с попсой и прочими продуктами 70-80-х.
Или заставив "современная молодежь" любить ее, слушать и петь.
Константин Вершинин. Да, потому что такая музыка была им недоступна.
Стала доступна - многие стали её слушать. Не все, конечно. Но многие.
-------------------------
А какая разница - была она им доступна или нет? Речь шла о том, что они ее не слушали и, в общем, не больно-то и расстраивались по этому поводу.
Музыку основном слушали из радиотарелок. То есть наличествовала соответствующая просветительская работа государства. Которой нет сейчас.
-------------------------
С этим отчасти соглашусь. Хотя канал "Культура" существует. И не далее как сегодня в 18:00 там будет иметь место трансляция концерта Иосифа Гайдна (хе-хе) для четырех солирующих инструментов с оркестром. Завтра будет транслироваться сюита С. Прокофьева из "Ромео и Джульетты". Вчера (правда, в 1:20 ночи) был А. Дворжак, три славянских танца.
Ну и кроме того, с появлением этих ваших интернетов многое стало элементарно доступнее.
Вот Вы говорите - большинству всегда всё до лампочки. Да, до сих пор так и было.
Однако ведь была цель - создание нового советского человека. Утопия? Как знать.
----------------------
И что самое интересное, советское время показало примерно то же самое. То есть даже такой мощный всплеск возымел действие только на какое-то время, а дальше все начало скатываться во всем известное место на букву "ж", а если цивилизованно выражаться, то к своему нормальному состоянию.
Сатурн п.с. Черни я знаю, так как помню его этюды по уроком фоно. :-)) Там ещё был такой Гедике.
---------------------
Да-да. Занимаясь на фортепиано, невозможно пройти мимо этюдов Черни, которые лично у меня всегда вызывали некоторую оторопь: я не понимал, как это можно выиграть. На каждом своем уровне (не столь уж в итоге высоком, но все же).
//Да, Вы правильно поняли, хороню; потому что лучше достойное погребение, чем постоянное глумление. //
Хоронить песни - дело абсолютно безнадежное, и РАПМ это прекрасно доказал. Почему-то большая часть из того, что сейчас общепризнанно считается лучшим в советской песне, было создано в формате джазовых танцевальных ритмов и блюзов, что 50 лет назад тоже воспринимали как "глумление". Т.е. все от Хайта, Блантера, Дунаевского и Покрассов до Френкеля и Пахмутовой суть неформат. И это хорошо, потому что в результате этого неформата мы советскую песню и имеем.
//Не так много мы за тысячу лет создали, чтобы и классическую советскую песню уничтожить, смешав ее с попсой и прочими продуктами 70-80-х. //
А попса-то была и в 20-50-е. И почему-то у Дунаевского и Блантера с попсой не смешалось. Почему? Потому что, вопреки распространенному мнению, попса - это не какое-то музыкальное течение. Это - бизнес-модель. И востребованность ортодоксальной части советской музыки приведет к тому, что появится попса и в этом жанре. Поэтому единственный способ сохранить советскую музыку - это делить не по музыкальной форме, а по художественному уровню.
/// Ну и кроме того, с появлением этих ваших интернетов многое стало элементарно доступнее ///
Ну, Вы же понимаете, что порнухи в интернете намного больше, чем Гайдна. :)
Смею думать, что, пока интернет не является государственным (что технически легко осуществимо), толку от него нет.
/// Речь шла о том, что они ее не слушали и, в общем, не больно-то и расстраивались по этому поводу ///
Да? А куда расходились милионные тиражи?
Почему в СССР массово издавалась и расходилась, и переиздавалась много раз литература, которая на Западе считалась элитарной?
Вы скажете - я это о городском населении. А половина городского - это вчерашние крестьяне.
Я не очень понимаю, что именно Вы имеете в виду - всё плохо, но ничего менять не нужно? Или - не стоит портить европейским модерном патриархальную традицию?
Наконец, если мы будем находиться в нормальном состоянии (т.е., по-простому, в "ж"), то дальше носа не увидим и прохлопаем страну ещё раз. Или Вы уже смирились с такой перспективой? :)
Ну, Вы же понимаете, что порнухи в интернете намного больше, чем Гайдна. :)
Смею думать, что, пока интернет не является государственным (что технически легко осуществимо), толку от него нет.
------------------------
Ну, это для кого как - для Вас вот нет, а для меня вот есть. Это несмотря на то, что я его считаю большой-большой помойкой. Тем не менее в нем зарыта масса полезных и нужных вещей.
Да? А куда расходились милионные тиражи?
Почему в СССР массово издавалась и расходилась, и переиздавалась много раз литература, которая на Западе считалась элитарной?
Вы скажете - я это о городском населении. А половина городского - это вчерашние крестьяне.
------------------------
Я чего-то не догоняю. Ну, расходилось. Ровно так же сейчас расходятся Маринина, Донцова, известный английский публицист, Гарри Поттер... И это несмотря на предыдущее, так сказать, воспитание.
Я не очень понимаю, что именно Вы имеете в виду - всё плохо, но ничего менять не нужно? Или - не стоит портить европейским модерном патриархальную традицию?
--------------------------
Вот с этого надо начинать. Я имею в виду, что сама по себе классика ничего особенного не дает. Она может быть, ее может не быть в жизни того или иного человека... Поэтому я и сказал, что ничего смертельного в том, что люди забывают великих - нету. Так всегда было и не только в музыке. Люди вовсю пользуются железными дорогами, но вряд ли вспомнят (статистически достоверно) изобретателей паровозов. И так далее.
Наконец, если мы будем находиться в нормальном состоянии (т.е., по-простому, в "ж"), то дальше носа не увидим и прохлопаем страну ещё раз. Или Вы уже смирились с такой перспективой? :)
-----------------------
Ну, совсем не факт, что прохлопаем. Столько веков не прохлопывали, а тут... С чего вдруг?
S.N.Morozoff отредактировал это сообщение 22.06.10 в 09:18
сегодня слышал два исполнения песни Иволга(В этой роще березовой...).Одно из к.ф.Доживем до понедельника,поет Вячеслав Тихонов,другое-Анатолий Бодров. Второе очень бесцветно,а первое берет за душу . Думаю ,оркестровка семидесятых не всегда была уместна в песнях сороковых.
Как советские песни способствовали развитию страны? Почему соцреализм победил революционный романтизм в советском искусстве? Рассказывает и поёт политический консультант Анатолий Вассерман.
http://russia.ru/video/diskurs_11056/