Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
"Вокализ" ("Я возвращаюсь домой") Аркадия Островского в исполнении Эдуарда Хиля приобрел популярность в США, записан на миллионах мобильников и т. д. При этом в новостях отмечается, что по замыслу песня должна была говорить о радости возвращения в Америку, но такой текст не смог пройти через советскую цензуру - и его заменили на "тру-ля-ля". В связи с этим вопросы:
1. Что вы знаете об этой истории с текстом?
2. Не является ли эта новость первой ласточкой, извещающей о том, что советская песня не сказала еще своего последнего слова в мировой музыке, в чем лично я убежден (и, уверен, не только я)?
1. Назывался этот вокализ "Я очень рад, что наконец возвращаюсь домой".
Видимо, газетчики поняли так, что "домой" - это только в США..
Эдуарда Хиля в США уже зовут как Трололомэн, и, кстати, Хиль не возражает против этого псевдонима для гастролей.
А если на ютуб еще и Магомаева выложат???
2. Несомненно, вокализ Островского представляет собой потенциальный мировой джазовый стандарт. Почему его раньше не замечали? Потому что его у нас забыли, вот выложили - и обратили внимание. Почему американцы не обращают внимания на многие другие наши песни? Так они не обращают внимание на все, что не по-английски. А это песня без слов. Надо создавать римейки хорошей советской эстрады, начиная с джазовой, на английском.
...в элитных кругах США, Канады весьма известен один наш художественный коллектив, основу репертуара которого составляют советские песни.)))
Как-то, лет пять-семь назад, я напоролся в одной из ижевских клиник на американского профессора медицины в сопровождении очаровательной короткоюбочной русской переводчицы - он приехал читать лекции в нашей медакадемии (и заодно познакомитьтся типа с опытом российских коллег). Так вот, перевода словосочетания "хор Александрова" не понадобилось...
А ведь это было ещё до выступления "Red Army Chor" на месте трагедии 11 сентября (никак, кстати, не могу найти съёмки).
Насчёт же истории с текстом "Вокализа" не знаю ничего.
В США выпускается серия дисков "Русское наследие". Я скачивала из них четыре CD Георгия Виноградова с большой статьей, полной дифирамбов. Выпущено много Долухановой, тоже с восторженными сопровождениями.
О феномене "Вокализа" в исполнении Хиля много говорилось на форуме "Ностальгия" в разделе оффтопик. Кажется (но не уверена), там же про историю создания "Вокализа", что это изначально была песня про ковбоя и ожидающую его дома Мери, но текст забраковал худсовет, тогда, по предложению Хиля, слова убрали и сделали вокализ. На мой вкус, Магомаев его лучше пел (на ютубе тоже есть)
//2. Смею предположить, что "Вокализ" Островского не входит в число выдающихся достижений советских композиторов-песенников (да и песня ли это вообще?) //
Вокализ - пьеса для голоса без слов.
В число выдающихся достижений - несомненно, входит. Но только не как массовая песня, которую поют в народе. Без хороших вокальных данных такое не исполнить.
Версия о том, что вокализ - стилизация под "ковбойскую песню", пожалуй, близка к истине. Но это однозначно не "радость возвращения в Америку". Вообще к кантри данное произведение можно отнести только отдельными фрагментами, а в целом там очень сильное влияние европейской эстрады.
Выдающихся?
Для меня (да и вообще, это общепризнано) выдающиеся достижения в жанре песни - это: "Священная война", "Ой, туманы...", "Песня о Родине", "Катюша", "Заветный камень". Из песен, современных вокализу Островского - например, "Песня о тревожной молодости". Неужто и вокализ в этот ряд поставим?
В произведении должен быть СМЫСЛ. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский, в ВЫСОКОМ ИСКУССТВЕ должна быть СВЕРХЗАДАЧА. Если её нет, произведение претендует максимум на музыкальный фон в ресторане и т.п.
И при чём тут вокальные данные? Где логика? Каким образом профессионализм написания связан с качеством музыки? Связи никакой.
Про этот вокализ у нас все давно забыли, как забыли разнообразные водевили, которые в своё время оттесняли гениальных русских композиторов XIX столетия.
...например, можно было бы поискать песню Ю.Саульского "Енисейские жарки". До сих пор ведь не найдена эта песня - редкая и нетипичная для Саульского, напоминающая скорее Богословского и Фрадкина (причём в "допопсовый" период их творчества).
У меня запись "Енисейских жарков" есть (правда, качество средненькое). Поют О.Анофриев и А.Стрельченко. Песня по стилю напоминает Птичкина, Пономаренко и самого Анофриева ("Какая песня без баяна") ... Могу выложить.
Это исполнение может несколько снизить впечатление от песни. Было ведь и другое, по стилю исполнения и оркестровки почти "классическое" - к сожалению не помню исполнителя (но вряд ли это Нечаев). Так что торопиться выкладывать, может быть и преждевременно.
Это примерно как с песней Е.Доги "Я думала, гадапа". В раннем (так и не найденном) концертном исполнении оперной певицы это "почти Блантер" - слишком существенна роль не только мелодической темы, но и оркестровки, и голоса певицы.
Благодаря этому обсуждению найдены и выложены в "Самодеятельность" "Енисейские жарки" (комп. Ю.Саульский) и "Себежаночка" (комп. М.Матвеев).
Ещё одна песня почти такого же качества прозвучала в телевизионном фильме "Варькина земля" (1969 или 1970 г.). Надо бы поискать её. Композитора не помню (мелодия вначале не показалась достойной того, чтобы обращать внимание на авторов). Но потом эту мелодию стали иногда играть по слуху самодеятельные баянисты. Кто-то из них не очень доказательно утверждал, что автор музыки Тухманов (?).
Исполнение песни в кинофильме, насколько могу помнить, не особенно удачное. И, скорее всего, выложить это можно будет только временно (если вообще найдётся).
А вот в самодеятельном исполнении какого-нибудь баяниста мелодия звучала бы совсем неплохо, поскольку мелодические ходы на самом деле ещё вполне соответствуют традиционной стилистике советской лирической песни 50-х (а не 70-х) гг. Но такой записи, конечно, существовать не может.