Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Замечательный композитор. Некоторые песни просто пронзительно писал - "Марш артиллеристов", "Каждый четвёртый", "Что так сердце растревожилось", "И в какой стороне я не буду" и мн. др. СВ.
Особенно люблю, с детства, "В шесть часов вечера после войны" - ВСЕ!
Там еще замечательный марш "Прощайте, прощайте, кремлевские стены, Москва, дорогая, прощай". Почему-то его никогда нигде ни в одном концерте не играют...
"Что так сердце растревожило" - действительно, как ветром тронуло струну...
И лучшее исполнение - Борисова. Скольких других слушала - не то, теряют эту пронзительную лиричность.
Так с точки зрения Г. Вишневской Хренников - продавший душу.
А как вы оцениваете общестенную деятельность и гражданскую позицию Хренникова в бытность его председательства в союзе композиторов?
я ненадолго встряну в диалог? Во-первых, вы забыли, как минимум, "Московские окна". Во-вторых, "что так сердце растревожЕНо". В-третьих, "Прощальная" слишком привязана по тексту к содержанию фильма, чтобы исполнять ее отдельно. Разве что с измененными словами.
Многим помогал знаниями, авторитетом, финансово. Многих в лихие времена спас от кутузки. Вишневская на хвосте Растроповича(царство ему Небесное, гениальный был музыкант) скоро предложит всем нам исповедываться перед ней, как перед батюшкой. Хорошая певица, но в её время были и получше, однако, по моему, напрочь лишена чувства меры. А "Прощайте,прощайте..." мы пели на его юбилее в БЗК в 1999 г., после чего всем составом махнули в Чечню. А Тихон Николаевич со слезами нас провожал. Ещё мы ему пели тогда хор "Пахать бы теперь" из его оперы "В бурю", "Каждый четвертый", "Марш артиллеристов" не выкинув слова о Сталине, наши солисты пели из "Мног шума из ничего" и что-то ещё, память порой подводит. Достойный человек. А враки удел бездарных и морально убогих людей, опять же с моей точки зрения.
Прекраснейшая вещь "Как соловей о розе".
Непревзойденно ее исполняет М. Александрович. А еще хороша "Песня пьяных". Только вот не помню, откуда это. Или "Песня пьяных" - самостоятельное произведение?
А Вишневская вообще, кроме Ростроповича, Шостаковича и себя, ни о ком хорошо не пишет, насколько помню. А, еще о своей бабушке. А об остальных мнение - ниже плинтуса.
"Гусарская баллада" без неё бы не появилась и не блистала.
И песен слабых у него не было, и "общественную нагрузку" свою он стоически и достойно выдержал, считаю его честным и нравственным человеком.
И "Чья бы корова мычала", а "безвинно пострадавшая" Вишневская помолчала бы. Тоже мне образец несгибаемости и стойкости - из-за мужней спины, в наши дни изрекать истины и обвинения. Их легион, проживших безбедно за кордоном в лаврах "жертв режима" и после Солженицына наперебой выхватывающих знамя "борца за свободу".
С трудом «вырвал» несколько минут из напряжённого рабочего графика, и, заглянув на форум, с удовлетворением отметил: день рождения нашего прославленного композитора не обойдён вниманием.
Всегда с удовольствием слушал, слушаю и, надеюсь, буду и впредь слушать его замечательную музыку!
Мадам Вишневская, в свете её диссидентской ориентации и явно завышенной самооценки, лично мне глубоко несимпатична, а потому её отзывы о Хренникове не представляют для меня сколько-нибудь объективной ценности…
P.S.
Чертовски понравился комментарий СВ «Да нормально оцениваю!».
Это замечательно, что вы тогда спели «Марш артиллеристов», не выкинув слов о Сталине…
Обычно предпочитаю не излагать особенно подробно личные впечатления, дабы не насаждать свое мнение и зря не болтать, поэтому у некоторых не слишком внимательных участников форума создается впечатление, что я только коплю пластинки или магнитофонные записи, но сказать о самих произведениях, об их сути, идее, содержательности ничего не могу... Я же, напротив, мог бы много говорить о советской музыке, но не считаю, что это кому-то очень нужно кроме меня самого, поскольку здесь есть и такие люди, которые слышали все это в то время, когда это звучало постоянно, так что могут рассказать не меньше, чем я. Но здесь смолчать не могу...
Для меня Тихон Николаевич Хренников всегда был и остается одним из лучших композиторов ХХ столетия. Его музыка сопровождает меня с детства. Тогда я с упоением смотрел "Гусарскую балладу", и мне очень нравилось напевать песенку "Давным-давно". Помню также, как тронула меня когда-то его великолепная "Песня о песне", в которой очень точно сказано о роли, которую может играть настоящая песня в жизни человека. Скептики могут сказать, что это заслуга поэта, но надо же и сочинить такую сильную, захватывающую музыку к этим пронзительным стихам В.Тихонова. Так уж получилось, что впервые я услышал ее в прекрасном исполнении С.Лемешева, где ему аккомпанирует на фортепиано сам автор, Тихон Николаевич. Поистине чудесное сочетание этой дивной музыки, прекрасных стихов, бережного и чуткого исполнения и замечательного аккомпанемента...
В 2005 году Хренников несколько раз выступал по радио и телевидению, рассказывая о своих военных песнях. Занятый "отлавливанием" в радио- и телеэфире чего-то такого, что мне еще слышать не приходилось, я совсем не придал значения этим мемуарам и записал лишь небольшой фрагмент из выступления Хренникова по "Радио России" (его я выкладывал на сайт) и песню "Иди, любимый мой, иди, родной" в авторском исполнении, которое прозвучало сразу после этого выступления. До этого я ее слышал в исполнении Пахоменко, которое и познакомило меня с этим творением Хренникова, но что-то не удовлетворяло в этом варианте. Не желая никого обидеть, хотел бы все-таки сказать, что исполнение ее какое-то мертвое, небрежное. В плане чувства и интонаций мне гораздо ближе из поздних интерпретаций исполнение Л.Зыкиной. Но запись Хренникова, сделанная тогда - это нечто особенное... Сколько чувства, трепетности звучит в его старческом голосе...
Что же до определения, данного ему Вишневской, то, конечно, обидно за память мастера. Мне было приятно, когда она в одной из передач, приуроченных к юбилею Победы (где выступал, кстати, и Хренников), добрым словом вспоминала певцов старой эстрады, как Бунчиков, Нечаев, Виноградов (по ее словам, "шикарный тенор"), Козин, Джапаридзе... Но об оперных - ни слова! Не про свою область речь вела Галина Павловна! Это настораживает... Я не читал ее книги и не имею полного представления о том, как она кого облила грязью, в том числе и про Хренникова узнал лишь сейчас. Основания для придирок, пусть и мизерные, возможно, были. На сайте есть тому пример - выступление Хренникова, где он описывает роль Брежнева, как маяка и надежды мира (или чего-то в этом роде). Но только ли он произносил эти шаблонные речи по бумажкам? Опять же не хочу задевать чьи-то чувства, но в 1977 году Брежнев уже был карикатурный старик, разваливающийся на глазах у всего Союза, никуда не зовущий, а лишь просиживающий место генсека. Но можно ли ставить все эти выступления, к которым обязала Хренникова должность, в сравнение с его талантом? Вспомним, что есть иные случаи, где лакейство не заметить нельзя. Я думаю, все прекрасно поняли, о какой "древности", теперь уже перешедшей в достояние РФ, я говорю.
Надо сказать, что в России очень любят с переменой эпохи топтать историю, причем в грязь затаптывается и то лучшее, что было раньше, а вот что-то непотребное, о чем речь тремя строками выше, как раз всплывает, перекрасившись в новый цвет. Поэтому очень больно, когда плюют на память таких композиторов, как Хренников. Может, все эти оперы, как "Мать", про которую еще в давние времена ходила эпиграмма, что, дескать, "музыка хреновая и матерный сюжет" и не есть что-то ценное для русской музыкальной культуры. Но посмотрим на песни, романсы, оркестровые произведения Хренникова! Разве не стоит после знакомства с ними повернуться к нему лицом?! Эти слова я обращаю отнюдь не к тем ценителям музыкального наследия минувшей эпохи, что здесь собрались, а к тем, кто, если не топит остатки прошлого. то просто о них не знает. не помнит...
А ведь даже в Германии, как рассказывал Хренников, уже спустя долгое время передавали по радио под соусом исторической ценности "Прощальную" и "Марш артиллеристов", записанные Хренниковым на Берлинском радио еще в 1945 году. Наше же радио лишь единый раз, все в тот же День Победы, уже четыре года назад, передало маленький фрагмент "Прощальной"... Увы...
Да, Хренников - бесспорно, замечательный композитор и один из столпов музыкальной культуры XX века, недаром он прожил столь длинную жизнь, захватив почти весь ХХ век. Из его произведений плохих вспомнить не могу, а вот культовых - великое множество. Один из лучших, культовых композиторов-песенников, наряду с Дунаевским, братьями Покрасс и подобными им.
Прекрасный отзыв Вы написали Иван об одном из талантливейших музыкантов нашего времени. Мне, к примеру, очень нравится его опера "В бурю" - добротная музыка. Хороша музыка в его балете "Любовью за любовь" - из простых(его ранних) песен к спектаклю т.Вахтангова, создать на основе сюитной формы полноценную большую музыкальную форму - мастер! Про песни даже не говорю - у всех на слуху, шедевры совмузыки. А музыка к фильмам - "Свинарка и пастух", "В 6 часов вечера...", "Дорога идет на Восток", "Гусарская баллада", "Верные друзья", может чего забыл, простите. Ведь какая плодовитость и все в точку. Мне запомнились его очень добрые глаза на его юбилейном концерте в БЗК (зеркало души), его теплые отзывы об исполнителях, потрясающая музыкальная эрудированность - мгновенные краткие и верные оценки, светлый и добрый разум. Очень жалко, что Тихон Николаевич от нас ушёл... СВ.
Хотелось бы сказать, что Хренников - ни в коем случае не композитор-песенник. Песен у него не так уж и много. Зато есть четыре или пять опер, балеты, три симфонии, концерты для ф-но, скрипки, виолончели с оркестром и др. К своему стыду, я не знаком с этой, основной стороной его творчества (хотя услышать сейчас эти вещи сложновато).
Если же говорить о песнях, то, конечно, наиболее сильные - это упомянутые "Иди, любимый" (прекрасная запись Тамары Янко, долго приписывающаяся на сайте Нине Александрийской. Исакова хорошо поет. Пахоменко, да, спела ужасно), "Песня о песне", и, разумеется, "Песня артиллеристов" (именно таким было оригинальное название) в гениальном исполнении Марка Осиповича Рейзена.
///Я не читал ее книги и не имею полного представления о том, как она кого облила грязью, в том числе и про Хренникова узнал лишь сейчас///
И хорошо, Иван. Лучше не читайте! А грязью щедро политы все, кроме упомянутых выше лиц... И Хромченко, и Самосуд, и Нэлепп (вообще враг народа), и Хренников, и Фурцева, и прочая, и прочая, и прочая...
"В шесть часов вечера после войны", наверное, мой самый-самый любимый фильм - вне конкурса. Знаю его наизусть, каждую фразу и каждую ноту. Фильм без слабых мест - и музыка, и съемки, и игра. Впрочем, может я и не объективна :)) Оценки детства самые консервативные.
Замечательный фильм "Верные друзья".
А еще очень нравится из "Свинарки и пастуха" "Ах ты зимушка-зима (кони мчатся... как-то так примерно слова).
замечательного композитора. А давайте-ка я выложу одну его лирическую вещь, которая мало известна, но лично мне нравится. Однажды она уже выкладывалась, но была мгновенно стерта. С тех пор политика на сайте немного изменилась...
Конечно, Тихон Николаевич не был композитором-песенником в первую очередь, но всё же большинству народа он всегда был знаком именно по своим замечательным песням и киномузыке (ну и, конечно, как бессменный руководитель Союза композиторов СССР).
Более того, Хренников проявил себя не просто как известный композитор-песенник, а и как первоклассный мелодист. Практически ВСЕ его песни оригинальны, нешаблонны, отличаются отличным качеством. Хренникову удавались и лирические романсы, и боевые марши, и путевые-дорожные, и эстрадные шлягеры, и лирико-патриотические баллады. И всё на самом высшем уровне - у Т.Н. практически не было проходных песен. Писал он их не так уж и много, но каждая прямо в точку... Причём, хренниковский музыкальный стиль значительно отличался от музыкальных почерков других крупных композиторов-песенников, которые были его современниками. С Дунаевским Хренникова роднит серьёзное, очень профессиональное отношение к построению самих мелодий, к их оркестровке (чувствуется присутствие глубокого образования в области симфонической музыки). С Блантером и Милютиным Хренникова роднит прекрасный сплав эстрадных мелодических ходов и народной мелодики. С Соловьевым-Седым - некая задорность, лукавость, а также тонкий лиризм. Но в целом Хренников является очень значительным и оригинальным композитором-песенником, классиком советской массовой песни, внёсшим огромный вклад в создание самого жанра.
Вот бы найти его "Уральцы бьются здорово" (на слова А.Барто) (если, конечно, вообще такая запись существует)!
"Что так сердце растревожило" - действительно, как ветром тронуло струну...
И лучшее исполнение - Борисова. Скольких других слушала - не то, теряют эту пронзительную лиричность."
===============================================================
Песня, действительно, первоклассная. Согласен. Однако, мне лично больше всего нравится исполнение Е.Кибкало...
Я в 50-е слушал с пластинок оперы Фауст и Травиату в исполнении лучших наших оперных певцов Козловского и Елизаветы Владимировны Шумской. Я считаю ее лучшей оперной (но она и песни и романсы пела, см. http://kkre-47.narod.ru/shumskaya.htm). Позже смотрел о ней энциклопедии. Во втором издании БСЭ о ней написано, что она народная артистка РСФСР, а в третьем (красном) - ничего не написано вообще. Это меня удивило еще в 60-е годы, но я ничего не узнал.
В 80-90-е годы я знал о фокусах ВИшневской и Растроповича, а по радио Вишневская еще и хвалилась, что у нее в США есть 400 акров (которые потом у них отобрал зять в обмен на внучку). Т.е. мадам была не фонтан в моральном отношении. Книжку ее я не читал.
И вот в интернетные времена я поискал информацию о Шумской. И с удивлением узнал, что она покинула Большой театр в 56-м году, а умерла в 88-м! Посмотрел о Вишневской, так та пришла в Большой в 54-м. И я, зная манеру Вишневской, подумал, что это Вишневская выжила Шумскую!
Я зашел в оперный форум и задал этот вопрос. И тут появляется Tarid и пишет типа "В нашей семье на упоминание имени Вишневской наложено табу. Бабушка очень переживала." Подпись - Шумский. Я так понял, что Вишневская устроила какую-то гадость, что оскорбленная Шумская ушла из Большого театра.
И кстати влияние Ростроповича и Вишневской было так велико, что смогли убрать статью о Шумской из третьего издания энциклопедии..