Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
В Конституции каждое слово продумывается.
Почему именно "церковь отделена от государства", а не "государство отделено от церкви". Но при этом "школа от церкви", как будто по своей природе она должна быть в церкви.
Чем плоха единообразная формулировка "церковь отделена от государственных институтов, включая школу"?
Почему именно "церковь отделена от государства", а не "государство отделено от церкви". Но при этом "школа от церкви", как будто по своей природе она должна быть в церкви?
Потому, что государство первично по отношению к церкви, а церковь - потношении к школе. Научное мышление - сравнительно недавнее изобретение человека.
Есть такие слова, Валерий Борисович, об этом и тема:
http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=text4
СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Олегу П
Церковь появилась как следствие отсутствия знаний о явлениях природы у человека, государство тут не при чем. Оно просто всегда поддерживало и эксплуатировало невежество народа (кроме социалистического государства). Но из этого обстоятельства первичность государства не вытекает.
Вторичность школы в связке школа-церковь (как источника знаний, а не религиозной лапши), тоже по крайней мере спорна.
А почему, собственно, отделять надо вторичное по происхождению, а не второстепенное по сути?
Если посмотреть на первоисточник расхожей формулировки, т.е. на Постановление СНК от 23 января 1918 года, то мы увидим следующее:
----------------------------
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
----------------------------
Таким образом "школа" и "государство" - это не синонимы и одно не является подмножеством другого.
Касательно выражения "церковь отделена от государства". Конституцию издают светские власти, церковным властям она без надобности. И поскольку это так, то при внесении такого пункта на центральное место будет поставлено именно государство. Хотя, читая БСЭ, мы увидим, что:
--------------------------------
Отделение церкви от государства, в государственном праве принцип, отвергающий вмешательство государства во внутренние дела церкви, предполагает отказ от участия церкви в государственном управлении и свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии.
--------------------------------
Т.е. это обоюдный принцип невмешательства в дела друг друга.
Что касается того, "школа отделена от церкви" или "церковь от школы" ("совой об пень" или "пнем об сову"), то особой принципиальной разницы не вижу. Ключевое слово "отделяется". Но один момент все же замечу.
Поскольку мы выяснили, что под "школой" подразумеваются не только государственные, но и общественные, и частные образовательные учреждения, часть из которых (ЦПШ) находились как раз в ведении церкви (общественная организация по цитируемому декрету) и там преподавались общеобразовательные дисциплины, постольку оные школы должны быть выведены из под юрисдикции церкви или закрыты. Ну и равным образом, в иных образовательных учреждениях упразднялось преподавание религии (Закон Божий, z.B.). Таким образом, именно школа отделялась от церкви.
Ну и замечу, что в исходном декрете "церковь отделена от государства" и "школа отделена от церкви" - это два разных пункта, 1-й и 9-й, а всего пунктов там 13.
Это значит, что в церковной академии нельзя преподавать общеобразовательные дисциплины? Это весьма оригинально.
---------------------------
Попытайтесь доказать, что церковная академия или духовная семинария являются общеобразовательными учебными заведениями. А вот ЦПШ - это как раз по статусу общеобразовательное учебное заведение.
Де факто это означает, что жестко отделяются система светского образования и система духовного (церковного или как там правильно) образования.
Кстати, не упомянул еще третий допустимый вариант для ЦПШ - стать обычной общеобразовательной школой, хотя и под эгидой общественной организации - церкви. Не упомянул, потому что мне потребовалось изрядное усилие, чтобы просто представить сам этот вариант как возможный.
"Таким образом "школа" и "государство" - это не синонимы и одно не является подмножеством другого.!"
================================
Не это есть предмет обсуждения. Речь, применяя Вашу терминологию, о множестве церковь-школа, из которого отделяется подмножество школа.
"Поскольку мы выяснили, что под "школой" подразумеваются не только государственные, но и общественные, и частные образовательные учреждения, часть из которых (ЦПШ) находились как раз в ведении церкви (общественная организация по цитируемому декрету) и там преподавались общеобразовательные дисциплины, постольку оные школы должны быть выведены из под юрисдикции церкви или закрыты. Ну и равным образом, в иных образовательных учреждениях упразднялось преподавание религии (Закон Божий, z.B.). Таким образом, именно школа отделялась от церкви."
===============================
Что-то не въеду в логику. Цитируемый Вами девятый пункт удаляет из школы преподавание "религиозных вероучений". Даже церковной школе этот пункт запрещает такое преподавание. В принципе, наверное, такая школа могла бы существовать - мораль, этика, философия, нравственность в устах митрополитов Кириллов - пожалуйста. (Почему бы нет, Валерий Борисович?). А вот закон божий - ннельзя.
Так вот это удаление вероучений из школы есть как раз отделение церкви от школы, а не наоборот, как Вы пишете.
Неужели все-таки недодумали, формулируя статью Конституции?
Не это есть предмет обсуждения. Речь, применяя Вашу терминологию, о множестве церковь-школа, из которого отделяется подмножество школа.
------------------------
Ну почему же не это? Ведь это Вы предложили взамен существующей формулировку: "церковь отделена от государственных институтов, включая школу".
Так вот школа - это необязательно государственный институт.
Ровно так же, школа - это и не церковный институт. Если ЦПШ находились в ведении синода, то это вовсе не означает, что все остальные общеобразовательные учреждения находились в ведении церкви.
Короче говоря, нет никакого множества церковь-школа, равно как и государство-школа. Есть три множества: церковь, государство, школа. Последнее частично пересекается как с первым, так и со вторым.
Так вот это удаление вероучений из школы есть как раз отделение церкви от школы, а не наоборот, как Вы пишете.
Неужели все-таки недодумали, формулируя статью Конституции?
--------------------------
"Совой об пень" или "пнем об сову"? Невероятной важности вопрос. :)))