Создатель гимна и не только…
К 100-летию Е.Г.Брусиловского
Если Александру Викторовичу Затаевичу мы обязаны сохранением лучших образцов казахского фольклора, то Евгению Григорьевичу Брусиловскому - тем, что он раскрыл их духовный потенциал, возвысив их до уровня шедевров мировой музыкальной культуры. Да простит мне читатель "канцелярщину", но в эти юбилейные дни хочется перечислить прямо по пунктам главное из того, что сделал уроженец Ростова-на-Дону Брусиловский для нашей республики:
1. Он стал основателем казахской национальной оперы и автором ее лучших образцов: "Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман-Шолпан" и вершинного создания - "Дуда-рай". Грустно сознавать, что последняя названная опера нынче не ставится из-за её революционного содержания, которое теперь не в моде.
2. Его третья симфония "Сары-Арка" проложила дорогу казахскому симфонизму (в этом жанре до Брусиловского в нашей республике никто ни чего не писал).
3. Он создал первые образцы казахской камерной музыки - великолепные фортепианные и скрипичные циклы. Сюита "Бозайгыр" стала украшением репертуара любого концертирующего скрипача.
4. Обработал для голоса и фортепиано бесчисленное количество казахских народных песен, сделав их достоянием серьёзной концертной эстрады.
5. Создал свои собственные песни в казахском стиле, среди которых выделяются такие жемчужины, как "Две ласточки", "Сайра", "Шолпан". К слову, последняя песня написана на стихи нашего земляка, уроженца Павлодарской области Нутфуллы Шакенова, а не так давно ее перевел на русский язык Жасулан Садыков – для певца Андрея Корчевского.
6. Брусиловский является одним из главных авторов Гимна Республики Казахстан (основная музыкальная тема и общая музыкальная редакция принадлежат именно ему).
7. Он создал Союз композиторов Казахстана и был его первым председателем.
8. Основал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории. Все выдающиеся композиторы Казахстана - это ученики Брусиловского или ученики его учеников. Именно он, Брусиловский, "открыл" никому не известного Мукана Тулебаева и помог ему написать оперу "Биржан и Сара": привёл в порядок мелодический материал талантливого, но пока еще не имевшего консерваторского образования композитора, создал музыкальную драматургию и выполнил всю оркестровку.
9. Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи "неуправляемым разбойником". Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории - одна из величайших заслуг Евгения Григорьевича.
10. Брусиловский воспитал целую плеяду казахских вокалистов, в том числе легендарную Куляш Байсеитову.
Убежден, что перечислил далеко не всё. Но и перечисленного достаточно для того, чтобы оценить, насколько шагнуло вперёд профессиональное музыкальное искусство в Казахстане благодаря творческой и общественной деятельности Брусиловского, столетний юбилей которого отмечался 12 ноября.
***
В начале 50-х годов прошлого века мне выпало величайшее счастье общаться с Евгением Григорьевичем. В течение полутора лет я приносил ему домой на улицу Сталина (ныне проспект Абылай-хана, там сейчас установлена мемориальная доска) свои робкие композиторские опусы, и он, не считаясь со временем, кропотливо и совершенно бескорыстно занимался со мной. Одну из его открыток, посланных мне по почте, до сих пор храню в своём домашнем архиве, как священную реликвию... Помню, однажды я задал ему не совсем умный вопрос:
- Евгений Григорьевич, а почему вы перестали сочинять русскую музыку?
Он строго посмотрел на меня и, сильно запинаясь (он всегда запинался, когда начинал волноваться), ответил:
- Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры.
...Брусиловскому совершенно чужда была фанаберия, которая, увы, свойственна очень многим профессиональным музыкантам, смотрящим свысока на творения талантливых дилетантов. Постоянно ратуя за повышение профессионального мастерства своих учеников, он тем не менее считал, что главное в композиторском творчестве - это прежде всего талант и общее культурное развитие. Плюс, разумеется, личностные душевные качества. Об этом он пишет в своих "Пяти тетрадях", опубликованных в журнале "Простор" (1997 г., № 9). "Разве музыкальное образование делает композитора профессионалом? Разве композитор, окончивший консерваторию, не может быть дилетантом? И, наконец, разве народный музыкант, всю жизнь посвятивший музыкальному творчеству и достигший высокого, виртуозного уровня игры на домбре и создавший великолепные образцы домбровой музыки, блистающие подлинным профессиональным мастерством и тонким пониманием оригинального жанра, - разве такой деятель является дилетантом?"
В этом высказывании - весь Брусиловский, не терпящий "голый" профессионализм без душевной склонности к художественному творчеству.
...Как-то, выступая в павлодарском музыкальном училище, Ермек Серкебаев произнёс:
- Брусиловский - это наш отец.
Нам лишь остаёт
|