Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Тема
Вот нашел у себя скачанное.
Автор: Губин В.Б.     14.12.08 03:22  Сообщить модератору

Создатель гимна и не только…
К 100-летию Е.Г.Брусиловского
Если Александру Викторовичу Затаевичу мы обязаны сохранением лучших образцов казахского фольклора, то Евгению Григорьевичу Брусиловскому - тем, что он раскрыл их духовный потенциал, возвысив их до уровня шедевров мировой музыкальной культуры. Да простит мне читатель "канцелярщину", но в эти юбилейные дни хочется перечислить прямо по пунктам главное из того, что сделал уроженец Ростова-на-Дону Брусиловский для нашей республики:

1. Он стал основателем казахской национальной оперы и автором ее лучших образцов: "Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман-Шолпан" и вершинного создания - "Дуда-рай". Грустно сознавать, что последняя названная опера нынче не ставится из-за её революционного содержания, которое теперь не в моде.

2. Его третья симфония "Сары-Арка" проложила дорогу казахскому симфонизму (в этом жанре до Брусиловского в нашей республике никто ни чего не писал).

3. Он создал первые образцы казахской камерной музыки - великолепные фортепианные и скрипичные циклы. Сюита "Бозайгыр" стала украшением репертуара любого концертирующего скрипача.

4. Обработал для голоса и фортепиано бесчисленное количество казахских народных песен, сделав их достоянием серьёзной концертной эстрады.

5. Создал свои собственные песни в казахском стиле, среди которых выделяются такие жемчужины, как "Две ласточки", "Сайра", "Шолпан". К слову, последняя песня написана на стихи нашего земляка, уроженца Павлодарской области Нутфуллы Шакенова, а не так давно ее перевел на русский язык Жасулан Садыков – для певца Андрея Корчевского.

6. Брусиловский является одним из главных авторов Гимна Республики Казахстан (основная музыкальная тема и общая музыкальная редакция принадлежат именно ему).

7. Он создал Союз композиторов Казахстана и был его первым председателем.

8. Основал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории. Все выдающиеся композиторы Казахстана - это ученики Брусиловского или ученики его учеников. Именно он, Брусиловский, "открыл" никому не известного Мукана Тулебаева и помог ему написать оперу "Биржан и Сара": привёл в порядок мелодический материал талантливого, но пока еще не имевшего консерваторского образования композитора, создал музыкальную драматургию и выполнил всю оркестровку.

9. Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи "неуправляемым разбойником". Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории - одна из величайших заслуг Евгения Григорьевича.

10. Брусиловский воспитал целую плеяду казахских вокалистов, в том числе легендарную Куляш Байсеитову.

Убежден, что перечислил далеко не всё. Но и перечисленного достаточно для того, чтобы оценить, насколько шагнуло вперёд профессиональное музыкальное искусство в Казахстане благодаря творческой и общественной деятельности Брусиловского, столетний юбилей которого отмечался 12 ноября.

***


В начале 50-х годов прошлого века мне выпало величайшее счастье общаться с Евгением Григорьевичем. В течение полутора лет я приносил ему домой на улицу Сталина (ныне проспект Абылай-хана, там сейчас установлена мемориальная доска) свои робкие композиторские опусы, и он, не считаясь со временем, кропотливо и совершенно бескорыстно занимался со мной. Одну из его открыток, посланных мне по почте, до сих пор храню в своём домашнем архиве, как священную реликвию... Помню, однажды я задал ему не совсем умный вопрос:

- Евгений Григорьевич, а почему вы перестали сочинять русскую музыку?

Он строго посмотрел на меня и, сильно запинаясь (он всегда запинался, когда начинал волноваться), ответил:

- Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры.

...Брусиловскому совершенно чужда была фанаберия, которая, увы, свойственна очень многим профессиональным музыкантам, смотрящим свысока на творения талантливых дилетантов. Постоянно ратуя за повышение профессионального мастерства своих учеников, он тем не менее считал, что главное в композиторском творчестве - это прежде всего талант и общее культурное развитие. Плюс, разумеется, личностные душевные качества. Об этом он пишет в своих "Пяти тетрадях", опубликованных в журнале "Простор" (1997 г., № 9). "Разве музыкальное образование делает композитора профессионалом? Разве композитор, окончивший консерваторию, не может быть дилетантом? И, наконец, разве народный музыкант, всю жизнь посвятивший музыкальному творчеству и достигший высокого, виртуозного уровня игры на домбре и создавший великолепные образцы домбровой музыки, блистающие подлинным профессиональным мастерством и тонким пониманием оригинального жанра, - разве такой деятель является дилетантом?"

В этом высказывании - весь Брусиловский, не терпящий "голый" профессионализм без душевной склонности к художественному творчеству.

...Как-то, выступая в павлодарском музыкальном училище, Ермек Серкебаев произнёс:
- Брусиловский - это наш отец.
Нам лишь остаёт



Ответы
Окончание:
Автор: Губин В.Б.  14.12.08 03:24  Сообщить модератору
...
...Как-то, выступая в павлодарском музыкальном училище, Ермек Серкебаев произнёс:
- Брусиловский - это наш отец.
Нам лишь остаётся не забывать мудрой поговорки: "Чти отца своего".

Н.ШАФЕР.
-----------------------------------
Опубликовано: "Звезда Прииртышья" - Павлодарская областная газета. Выпуск от 15 ноября 2005 г.

=====================

В 50-х Брусиловского много исполняли. По радио во второй половине 50-х передавали и сочинения Курмангазы в исполнении оркестра народных инструментов имени его. Я помнь два названия: "Степь золотая" и "Кишкентай" (что означает "малыш", как мне перевел гораздо позже мой знакомый, будущий (и уже прошедший) вице-премьер Казахстана).
На сайте есть песня "Две ласточки" в исполнении упомянутой Куляш Байсеитовой. Мотив также известен с 50-х.

А может ли кто сказать, что за песня, вроде татарская, со словами примерно, "Ой, джигУне, джигунЭ"? Очень хороший мотив.


ДжигУне, джигунЕ
Автор: Валерий Николаевич  14.12.08 11:12  Сообщить модератору
Насколько я помню, это украинская народная песня. Была у меня пластинка, надо поискать, может, сохранилась.


ДжигУне, джигунЕ
Автор: Валерий Николаевич  14.12.08 11:38  Сообщить модератору
Найти оказалось проще, чем ожидал. очень коротенькая песня - помещается на одной стороне с другой (Ой, я дiвчина, Наталка). Вот что указано на этикетке:
б) ОЙ, ДЖИГУНЕ, ДЖИГУНЕ
Укр. нар. пiсня, обр. М. Лисенка
Л. I. Масленнiкова
А. Д. Макаров
(ф-но)
В 14194
________
Лисенка - это по-русски Лысенко.
К сожалению, у меня проблемы с оцифровкой пластинок на 78 об.


Две ласточки
Автор: Слушатель  14.12.08 12:33  Сообщить модератору
А я вот "Две ласточки" на русском нигде не могу найти :-( А раньше слышал в разных исполнениях. Последний раз (вернее 2 раза) слышал( и видел) в 1988 году по местному телевидению (я живу в Татарстане) в исполнении солистки Татарского академического театра оперы и балета им Мусы Джалиля Зили Сунгатуллиной, но записать не сумел(не успел). Замечательное было исполнение.


Попросим помощи у здешних и иных товарищей!
Автор: Губин В.Б.  14.12.08 13:46  Сообщить модератору
Вроде и еще была хорошая песня под названием "Две ласточки", но, кажется, армянская.



Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024