Да, интересная тема. Она уже в том или ином виде обсуждалась и раньше.
"Удачность" текста, мне кажется, во многом зависит и от ТИПА песни. Например, некоторые тексты могут быть очень даже удачными с точки зрения общего восприятия песни даже если они (тексты) и не особо "глубоки" по смыслу и даже в чём-то чуть трафаретны и стилизованы. Часто такое случается в разных дорожно-попутных песнях. Одним словом, не всегда некая "шаблонность" и "неглубокость" текста причиняет ущерб песне, но это зависит от ЖАНРА, в котором песня написана.
Интересно и то, что вплоть до конца 50-х годов откровенно официозных песен практически не было (ну, может быть, за исключением всяких здравиц-славиц вождям). Они появились только где-то после 1957 г. Почему? Мне кажется, вот что интересно. Песни сталинского периода как бы были песнями о СОВРЕМЕННОСТИ, то есть в них рассказывалось о том, что ТОГДА происходило, о том, какими были люди именно в момент создания и исполнения этих песен. После "развенчания культа личности" началась НОВАЯ историческая эпоха, когда предыдущий период уже ощущался не как часть настоящего, а как часть прошлого. Поэтому появились песни (в первую очередь с точки зрения текстов), которые как бы говорили о героической борьбе ИЗВНЕ, а не ИЗНУТРИ того самого времени! Началась в какой-то степени хрестоматизация прошлого и, следовательно, она привела к усилению хрестоматийности в песнях об этом прошлом! Например, в сталинский период было очень мало песен-воспоминаний (я имею в виду песен идеологической тематике), так как "вспоминать" было не принято - всё должно было восприниматься как часть настоящего момента. А к концу 50-х уже появились песни, которые как бы извне окидывали взором прошлое, которое, естественно, начинало превращаться из чего-то конкретного и живого во что-то более музейное и напоминающее легенду.
Пока такие вот сумбурные мысли...
|