Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Тема
В защиту "песен массовой радости".
Автор: Сатурн     11.08.06 02:09  Сообщить модератору

Мне пришло на ум написать этот небольшой литературный этюд для того, чтобы правильно оценить и воспринимать один из главнейших жанров, составляющих советскую массовую песню -- "песни массовой радости".

Я хочу просто описать те эмоциональные состояния, те эстетические переживания, которые вызывает у меня этот жанр.

Непосредственными корнями своими этот жанр уходит в традицию массовой революционной песни (как в России, так и в Европе). Отличительной чертой этой песни уже с самого начала была неприязнь ко всем формам сентиментальности и даже лиризма. Ключевой задачей этой песни было (1) мобилизовать внутренний протест и негодование царящими порядками и превратить его в коллективный порыв организованной борьбы и (2) сплавить индивидуальные состояния в единое мощное, монументальное состояние железной уверенности. Важнейшей отличительной чертой этой музыки был ей радикальный антитрадиционализм, отказ от копирования стиля традиционных военных маршей и песен. Истоки этого радикально-революционного направления можно скорее найти не в народном творчестве, не в фольклоре и не в традиционных военных песнях 19-го века, а в музыке Древней Греции и Рима и даже в музыке раннего христианства и готического периода, для которых было характерно противостояние местным фольклорным обычиям и, особенно, сопротивление тому, что сейчас назвали бы лиризмом или сентиментальностью. В массовой революционной песни мобилизационного стиля (см., например, песни, которые исполнян Э.Буш) проглядывалась попытка создать действительно ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНУЮ социалистическую эстетику, идентификация с которой могла бы существовать в СССР, в Германии, в Испании, в Греции, в Турции, в Китае, в Иране и проч.

Советские композиторы гениально продолжили развитие этого жанра. Особо большой вклад в этот жанр сделали музыканты из рядов РАПМ (В.Белый, З.Компанеец, М.Коваль). Они боролись с двумя тенденциями в музыке. Первое -- с сентиментальной эстрадной музыкой. Второе - с массовым импортом фольклоризмов. Они отстаивали интернационалистичность массовой музыки и её монументализм. Монументализм огромных пространств, монументализм панорамы всеобщего труда, монументализм полыхающих на солнце алых знамён, монументализм грозных ветров и бурь, монументализм льющейся стали, монументализм возводимых гигантских предприятий, грандиозность реконструкции природы. Сталь и солнце, белые голуби, летящие на фоне грозового неба, колонны, колонны, колонны людей, уходящие за горизонт, открывающиеся перед ними дали, где ещё стоят невзятые бастионы природы, где ещё маячат непокорённые крепости. Ты захлёбываешься от радости, от ощущение единства с монолитом воли, с коллективным счастьем многих миллионов людей....

Отдельной фигурой в этом жанре стоит Исаак Дунаевский, сделавший как ни кто другой величайший вклад в развитие этого жанра. Вся его музыка этого жанра пронизана осбождением человека от ухода в себя, раскрытием в человеке потенциала полного слияния с многомиллиоными "трудовыми армиями". Его музыка - это музыка счастья, солнечности, динамичной энергии, романтической грандиозности свершений, общего триумфа общей воли над мелкими частными потугами. В его музыке нет трагичности, нет вообще никакого интереса к личным переживаниям конкретных людей. Нет! Есть гениальная попытка ОСВОБОДИТЬ человека от этих переживаний, найти счастье в отрешение от себя, от зацикленности на себе, на собственных сентиментальных переживаниям, от зацикленности на рутинном, на обычном, на привычном, на традиционном. Его песни - призыв к новому, свежему, к радикальному, к авангардному....

Продолжение следует.



Ответы
продолжение
Автор: Сатурн  11.08.06 02:53  Сообщить модератору
Песни военно-боевые во многом отличаются от песен массовой радости (не лучше, не хуже, а другие). Интересно подумать над тем, чем, собственно, они отличаются.

Несколько предположений приходят в голову.

Первое. "Песни массовой радости" беспрецедентны именно из-за того, что являются мобилизационными, так сказать, "военнизированными" по своему стилю, но не относятся никоим образом к войне как таковой. Они воспевают спартанство как таковое, то есть проявляемое в "мирное время". Эти песни осуществляют революцию в повседневной жизни человека. "Но жизнь незря зовут борьбой, и рано нам трубить отбой!" -- хорошее суммирование этой идеи.

Второе. "Песни массовой радости" в чём-то даже противоположны "военным песням". Следует заметить, что патриотизм в традиционном понимании этого слова неочень-то присутствует в них. И это неспроста. "Песни массовой радости" во многом РАДИКАЛЬНО анти-традиционны, авангардны, берущие свои "соки" из народного ожидания НОВОГО, РЕВОЛЮЦИОННО СВЕЖЕГО. "Военные песни", как правило, консервативны, "почвенны", традиционны. Они в основном направлены на возбуждение в народе ЖЕЛАНИЕ ВЕРНУТЬ ЧТО-ТО УТРАЧЕННОЕ или же защитить то, чему угрожает исчезновение. Естественно, именно этим общеконсервативным вектором и объясняется массовый импорт фольклоризмов в "военные песни". "В лесу прифронтовом", например, - прекрасный пример попытки подвигнуть солдат на боевой подвиг при помощи воспоминаний о (временно) утерянном личном счастье. Я вовсе не критикую эту песню (я её считаю шедевром), а просто констатирую её прямую противоположность "песням массовой радости", как жанру, с ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ.



продолжение
Автор: Cатурн  11.08.06 11:38  Сообщить модератору
Песни военной тематики можно концептуально разделить на две группы -- "военно-боевые" и "военно-лирические".

Военно-боевые песни советского периода, естественно, происходят (с музыкальной точки зрения) от народных солдатских и боевых песен. В них сочетается несколько элементов. Выделю из них два, на мой взгляд, главнейших: (1) залихватская бравада и кураж (особенно в т.н. "казачьих" песнях) и (2) военное напряжение. Первый компонент (т.е., бравада и кураж) сильно отличает "военно-боевые" песни от маршей "массовой радости". Это объясняется фольклорными корнями первого жанра и АНТИфольклорными истоками второго жанра. Военно-боевые песни корнями своими уходят в песенные традиции казачьей вольницы, народных дружин и даже разбойничьих ватаг. Это песни "удали молодецкой". Марши "массовой радости" не просто не имеют этих народных элементов, этих аллюзий и параллелей с песнями "удали молодецкой", но и активно и осознанно противостоят этим элементам, примерно также как когда-то в течение многих столетий Православная церковь боролась с языческими традициями в народе.

Военно-боевые песни также по своему назначению более узки нежели чем марши "массовой радости". Они повествуют ТОЛЬКО о войне и о приготовлении к ней. Недаром сам жанр казачих военно-боевых песен перестал существовать после войны (да и во время войны он уже стал постепенно уступать место песням "оборонного" характера, для которых не была свойствена бравада).

прод. следует


От кого защищаетесь?
Автор: Валерий  11.08.06 11:56  Сообщить модератору
Из постов однозначно вытекает - от народа, от его фольклора, его переживаний, чаяний, надежд. Т.е. вы необычайно ярко и образно показали, как с первых дней революции происходило жёсткое навязывание чуждых народу верований. Печально всё это.


Валерию
Автор: Сатурн  11.08.06 12:24  Сообщить модератору
Ну не всё так просто. Конечно, революция подразумевает "весь насилья мы разрушим ДО ОСНОВАНИЯ, а затем..." Революция - это рождение принципиально нового, радикально авангардного. В неё уже почти по определению заложен известный футуризм. В советской песне к 1940-50-м годам сложился паритет между радикально-антитрадиционным компонентом и консервативно-почвеническим. К сожалению, первый жанр уже стал сдавать позиции в военный период и после войны не был продолжен (кроме некоторых действительно незаурядных попыток А.Пахмутовой в конце 50-х - начале 60-х). Второй жанр расцвёл в период позднего сталинизма (достаточно обратить внимание на огромные масштабы фольклоризации не только песенных мелодий, но и текстов (см. многие замечательные песни В.Соловьёва-Седого, Б.Мокроусова и даже такого сугубо "городского" композитора, как Н.Богословский). Уже к концу 50-х и этот жанр стал сходить на нет, вследствии того, что руководство Советского Союза дало сигнал начинать переориентацию с деревенской и сельско-пасторальной тематики на городскую и рабочую тематику. Начался некий странный возврат к тому, что, собственно, доминировало в советской музыке в 30-е гг -- то есть, песни о заводах, фабриках, городах и стройках. В песнях снова появились грохот станков, промышленный рокот и городской и индустриальный пейзаж (всё это по большому счёту почти отсутствовало в песнях 1945-55 гг -- в этот период доминировала сельская тематика и сельская метафорика). Но вот этому переходу к промышленно-городской тематике в песенном искусстве не сопутствовало действительное возрождение "песен массовой радости" (за исключением нескольких ярких удач таких композиторов, как А.Лепин, А.Пахмутова и М.Фрадкин).


А как еще это назвать?
Автор: kazak  11.08.06 13:49  Сообщить модератору
p.s Правда, за исключением последнего поста, тут хотя бы есть ограничение простым описанием достаточно обьективных процессов, отсутствуют потуги очертить какие-то глубиннные генеалогические и эстетические связи, и нет использования бесконечных слов синонимов связанных с субьективными чувствами которые, вроде бы, должны создать вид серьезного музыкологического анализа.


Был вынужден удалить перебранку. Товарищи, будьте корректнее друг к другу
Автор: Lake  11.08.06 16:34  Сообщить модератору



Возражения Сатурну
Автор: Lake  11.08.06 21:51  Сообщить модератору
Не могу согласиться с Вашей трактовкой роли народной музыки и фольклора и их влияния на советскую музыку, более того имею прямо противоположное мнение. Попробую его развернуть:

"Второе - с массовым импортом фольклоризмов. Они отстаивали интернационалистичность массовой музыки и её монументализм."
Не понимаю, почему заимствование фольклорных элементов и монументализм - вещи несовместимые. В виде примера - многие песни социалистических Китая и Сев. Кореи, имеющие ясно выраженные национальные мотивы и при этом явно самые что ни на есть социалистические "песни массовой радости". Одно другому не мешает.

Подумайте: в этом мире тысячи народностей, многие из них имеют свои оригинальные музыкальные приемы и традиции, как правило достаточно целостные и законченные. Это ведь какое богатство стилей, вариаций, мотивов!

Именно широкое использование народной музыки, причем не одного конкретного народа, а разных народов мира, их творческое переосмысление и развитие, взаимное переплетение могут обеспечить красоту и богатство музыки.

Именно они позволяют получить оригинальные, не заезженные и не написанные под копирку мелодии. Именно здесь композитор всегда может найти (и найдет - ведь народностей то тысячи) новые идеи и ходы в своем творчестве. Это общий подход ко всей музыке, он применим в том числе и к "песням массовой радости".

В творчестве того же Исаака Осиповича можно заметить как отдельные черты присущие русской народной музыке, так и мотивы, явно пришедшие из богатой еврейской музыкальной традиции. Добавьте к этой смеси гениального композитора и получите то что надо - шедевры советской музыки.

Опять же использование народных мотивов вовсе не обязательно означает консерватизм, тем более если речь идет об их творческом переосмыслении, переплетении, заимствовании. В данном случае они как кирпичики для смелых экспериментов автора. Можно привести тому немало примеров в т. ч. у великих советских композиторов.

А что касается музыки чисто интенациональной - самым типичным массовым примером такой музыки является современная попса. Абсолютно типовая, абсолютно одинаковая вне зависимости от страны и при этом абсолютно бездарная.

Кстати очень интересно было бы послушать мнение по этому вопросу уважаемого т. Прохожего.


Лэйку
Автор: Сатурн  11.08.06 22:48  Сообщить модератору
Каюсь - я не совсем чётко объяснил то, о чём хотел написать. В советской песне было много жанров. Какие-то из них, естественно, больше впитывали в себя фольклорный элемент, какие-то - меньше. Были радикалы (из пролеткультовских кругов), которые очень отрицательно относились к народным традициям и считали, что музыка нового мира, музыка революции должна быть как можно дальше от ТРАДИЦИОННОЙ музыки. Примерами такой (ново-революционной) музыки являются такие неоспоримые шедевры, как "Интернационал", "Авиамарш", "Взвейтесь кострами, синие ночи!", "Мы - молодая гвардия", "Вперёд, краснофлотцы!", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (В.Белого), "Юность" (М.Коваля), "Всё, чем теперь сильны мы и богаты" (З.Компанейца) и др. Эти песни МАССОВЫЕ, но не "народные", то есть в них нет инструментальной и мелодийно-стилистической фольклористики. Да и генеалогия их, как я написал в начале, не идёт от народных напевов, а скорее проистекает от традиций древних церковных песнопений и месс.

Моя задаче здесь была не в том, чтобы противопоставить эти песни песням, на которые фольклор больше повлиял, а просто обозначить вот эти разные истоки и указать на определённое "трение" между ними. В советской песне произошёл сплав вот этих революционно-монументальных направлений и направлений, вышедших из народно-песенной среды (например, такие шедевры, как "Песня о Щорсе" М.Блантера, "По морям, по океанам..." А.Новикова, "Терская казачья" Д.Покрасса). Советская культура - это именно сплав народного ("местного") и революционного ("универсального"), единство радикально-авангардного (прорывного, футуристского) и консервативно-почвеннического (я не вкладываю никакого отрицательного смысла в это понятие!). Послушайте такие шедевры консервативно-почвеннического направления, как "Далеко-далеко" Г.Носова, "Пшеница золотая" М.Блантера, "Звезда моих полей" Н.Богословского, "Поёт гармонь за Вологдой" В.Соловьёва-Седого. Они наполнены пафосом, который коренным образом отличается от пафоса, например, "Весеннего марша" И.Дунаевского или "Орлята учатся летать" А.Пахмутовой. Это разные жанры, с разными векторами и разными приоритетами. Очень важно, что для консервативно-почвеннического вектора характерно не просто заимствование фольклоризмов, но и сочетающееся с этим заимствованием внесение ноток задушевности и грусти. В песнях "массовой радости" нет этих элементов по определению. :-)

Моей целью здесь было просто обозначить вот эти некоторые трения, которые, кстати, отражали и более широкие идеологические трения внутри советского социализма между традиционным и авангардным.


...
Автор: kazak  11.08.06 22:57  Сообщить модератору
Цитата 1:

"Песни массовой радости" во многом РАДИКАЛЬНО анти-традиционны"

Цитата 2:

"Моя задача здесь была не в том, чтобы противопоставить эти песни песням, на которые фольклор больше повлиял, а просто обозначить вот эти разные истоки и указать на определённое "трение" между ними"

:)

Еще:

Цитата 1:

"Мне пришло на ум написать этот небольшой этюд для того, чтобы правильно оценить и воспринимать один из главнейших жанров, составляющих советскую массовую песню -"песни массовой радости"

Цитата 2:

"В советской песне было много жанров. Какие-то из них, естественно, больше впитывали в себя фольклорный элемент, какие-то - меньше..."

:)




Невозможно добавить ответ

Тема закрыта модератором!


НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024