Арабские султаны формировали свою личную гвардию из мамлюков. Мамлюки – воины, профессионалы высокого уровня, выращенные из похищенных в раннем детстве мальчиков преимущественно с Кавказа (но не только). Это была продуманная политика, гарантировавшая султану надежную защиту от угроз разного рода родственно-дворцовых интриг.
В далеком детстве я прочитал книгу (не помню автора) «Мамлюк» (или «Мамлюки»). Двух маленьких мальчиков, любивших играть вместе, похитили и продали в рабство. Один из них стал мамлюком, а второй попал в Европу и со временем стал офицером французской армии. Книга заканчивается тем, что по прошествии многих лет судьба свела их в жестоком сражении в египетской пустыне. Это была трагическая встреча. Мамалюк, давно уже забывший свое происхождение и свой язык, умирая, вдруг вскрикнул: «Вай, нана!». И французский офицер, услышав это, перед своей смертью вспомнил себя и узнал друга детства. Конечно, я не помню дословно последнюю фразу автора книги, но смысл ее сохранен мною навсегда: в знойной египетской пустыне лежали бесстрашный мамалюк и доблестный французский офицер, а были они оба сыновьями несчастной Грузии.
О чем это я?
О нас с вами, о красных и белых, о серобуромалиновых и в крапинку, о патриотах и безродных космополитах, о либералах и демократах, о наших и ваших и т.д., и т.п.
Что из себя представляют большинство дискуссий на этом сайте, на других сайтах, на кухнях и на митингах, в курилках и на рыбалке в перерывах между тостами? В любой дискуссии сопоставляются позиции. Позиции должны отражать существо проблемы. Чтобы выявить проблему, необходимо мышление, ориентированное на системный подход, системное видение проблемы. Заведомо ясно, что любая из антагонистических сторон найдет уязвимые места в доводах другой стороны (в ваших селах не танцуют твиста, а у вас негров вешают). Когда проблема дифференцируется на множество частных, и внимание сосредоточивается на одной из них, то тупик гарантирован. Нельзя из частей сложить целое – части существуют только потому, что есть целое. Плохо, когда люди не могут за деревьями увидеть леса, отличить причину от следствия (в пьянстве виноваты виноградники), главное – от второстепенного. Плохо, потому что они обречены быть жертвами манипуляций (кто виноват, если в кране нет воды?). Еще хуже, когда люди, наделенные системным интеллектом, сознательно прибегают к такой дифференциации, играя на частностях. Это называется демагогия, а одной из ее форм является провокация (вытащить дохлую кошку из-за пазухи).
Что имеем в итоге? Я нашел слабое место в доводах противника, значит я победил в споре. Не нашел слабого места – дай я его укушу больнее (как приятно!). Он нашел слабое место у меня – да кто он такой, чтобы я его слушал (а мы еще посмотрим, чем его родители занимались до 17-го года!). Человек – существо во многом иррациональное. Порой ему кажется, что он сражается за истину, а на самом деле накопилась потребность «выпустить пар». Об этом мало говорят, но одна из функций государства – регулировать агрессивные наклонности граждан (вспомните ревущие стадионы, выпускающие этот пар, различные форумы и т. д.)..
Да, одним из основных атрибутов жизни является борьба добра и зла. (Образные понятия «добро» и «зло» имеют множество интерпретаций: религиозную, экономическую, политическую, юридическую, социальную и т.д.). Сейчас, в наше время, преимущество на стороне зла. Зло (как и добро) «живет» в каждом человеке, а также имеет социальные формы, т.е. их носителем является и социум. Как, каким образом добро может противостоять злу? Единственно в принципе возможным способом противостоять злу (никто из них никогда друг друга не «победит») – не дать размножаться злу за счет добра. Добро не должно множить зло. Уступка плацдарма начинается внутри каждого человека («это не мое личное пьянство является причиной бедности, а происки зарубежных хищников» – за рубежом тоже есть хищники с хорошим аппетитом, но зачем ты им освобождаешь место своим пьянством, кто тебя с пистолетом у виска заставляет пить, кто тебя заставляет засорять свой язык и язык своих детей матом и матерными суррогатами, деформируя свое мышление, убивая потребность думать, почему тебе комфортнее чувствовать рабом, рабом сигареты, рабом алкоголя, рабом чужого интеллекта? Надо развеять иллюзии, что этому научат в школе или институте – у образования другие функции и возможности.
Я, наверное, уже утомил даже тех, у кого хватило терпения дочитать до этого места. Я не хотел бы, чтобы написанное здесь воспринималось, как некие нравоучения. Лучше считать это беседой в кругу друзей. Заканчиваю на оптимистической нотке – скоро зло уйдет в глухую оборону!
«Эй, друг, улыбнись, что ты вешаешь нос,
Мой, друг улыбнись, разве это всерьез!
……….
Хмуришься, сердишься ты, приятель, зря,
Крутится, вертится все-таки Земля!»
Музыкальные «зубры», знают, что это слова из известной песни «Мамалюк» (Эй, ту, мамалюк…» в русском варианте. Я не знаю итальянский язык, но, кажется, содержание песни там друго
|