Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Стоит ли очищать оцифрованную запись от шумов пластинки? И как, если да?
Автор: Челябинец 7.01.06 07:34 Сообщить модератору
И с помощью каких программ это можн сделать....
------------------------------
Недавно удалось подключить проигрыватель к компутеру и вот что думаю:
Есть n-ное количество неплохих, по моему мнению, песен, (хочу оставить себе "на цифровую память") но они очень "шуршат" после оцифровки. Надо ли соханять "оригинальную" запись (с шумами, щелчками) или обрабатывать в чем-то (и в чем, я знаю только Funny Voice) - но тогда, говорят, появляются "провалы" в музыке, ухудшается восприятие песни, да и запись уже не та.
Кидаю в "Самодеятельность" советские произведения и думаю: "а что же качество"?
------------------------------
Кто знаком с цифровой обработкой подскажите, пожалуйста.
Максимальные резервы повышения качества оцифровки кроются в улучшении условий воспроизведения звука с пластинки (ленты) за счет приспосабливания проигрывающего оборудования к носителю фонограммы, чтобы снять как можно более качественный сигнал. Но тут мои возможности крайне ограничены.
Остаются программные методы.
Я использую для реставрации звукозаписей Adobe Audition и Wave Purity совместно.
1) При помощи Wave Purity - убрать щелчки и шипы (в стандартном режиме). Качество фонограммы при этом практически не ухудшается. На мой взгляд Wave Purity -это лучший из простых в обращении "трескошипоподавителей" Если дефекты не убираются, а иногда и наоборот, начинают потрескивать более отчетливо, то, значит, подавить такие трески мне уже ничем не удастся. Можно лишь эквалайзером скорректировать частотный состав записи, когда трески будут меньше мешать восприятию. Но это дело довольно субъективное, ведь меняется и тембр записи. Кстати, в Adobe Audition эквалайзер удобнее.
2) При помощи Adobe Audition перевожу в 32 бита и выполняю второе подавление "кликов".
Заметного эффекта нет, но хуже не будет, если не считать редкие случаи искусственно возникающих "кликов". А отдельные неубранные большие щелчки можно удалить вручную - вырезанием или фильтрацией частот (см.ниже)
Если выполнить сначала (2), а потом (1), то эффект будет заметен и от (2), но (1) добирает иногда еще немало дефектов.
3) При помощи Adobe Audition выполняю фильтрацию частот свыше 14-18 кГц. Имеется в виду плавное (не резкое!!!) снижение частот до уровня глубокого подавления (18 кГц и выше) FFT-фильтром. Эта операция, не давая сама заметного на слух эффекта, значительно улучшает качество последующего шумоподавления, да и кодирования в mp3.
4) При помощи Adobe Audition выполняю шумоподавление по образцу (кусочку) фонограммы, содержащей только шум без сигнала. Если такого кусочка нет, то этот шаг пропускаю. Тут важно набить руку - правильно подбирать степень подавления шума. Если она очень велика, то происходит заметное на слух искажение фонограммы, которое портит ее больше, чем сам исходный шум.
Вообще встречаются фонограммы с хорошо подавляемым шумом, а есть с таким, который лучше не трогать. Возможен и компромиссный вариант - подавить шум частично, оставив его на заметном уровне, но улучшив субъективное впечатление от фонограммы..
5) Финишные операции в Adobe Audition:
5.1) нормализация громкости к уровню 85-92% (меньшее значение для ровных по громкости записей, а большее - для записей с резкими пиками),
5.2) оформление начала и конца фонограммы, если это нужно,
5.3) ручное устранение отдельных оставшихся дефектов (тресков, шипов, прочих),
5.4) перевод в 16-битный формат и сохранение wav-файла.
Ручное устранение дефектов я выполняю при помощи эквалайзера. Большой щелчок - подавлением на месте щелчка частот ниже 200-400 Гц. Шип - наоборот, подавлением на месте шипа частот от 1.5-2 кГц и выше. Иногда сочетаю то и другое. Если частотное устранение дефекта приводит к заметной на слух проплешине в записи, то просто вырезаю этот кусочек.
6) Окончательная обработка в Wave Purity - подавление шума "FFT noise reduction" с параметрами, отличающимися от стандартных в сторону смягчения. В некоторых фонограммах эта операция дает заметный эффект "доочистки" без заметного ухудшения субъективной оценки записи.
7) Перекодирование в формат mp3 из wav. Для этого ни Wave Pu\rity, ни Adobe Audition я не использую. Рекомендуют LAME-кодек с какой-либо программой для его запуска. А я пользуюсь Nero (Wave Editor или пункт меню Encode files), установив для Nero кодек mp3pro. По-моему, качество при часто используемых битрейтах такое же, а пользоваться удобнее.
Для записи - старенький простенький (со времен первых-вторых "пеньков" WinDAT;
формат перевожу в мощном QSD-плейере (который хотя бы ЭТО делать умеет)!
-----------------------------------
До того работал только с монтажом звука, такие программы встречать не приходилось (досегодня не нужны были).
----------------------------------
Василий, у меня вопрос:
Попадаются-ли такие программы в Сети? И сколько стоят?
Если возможно, подскажите ссылочку.
Adobe Audition (Cool Edit Pro 2.1) - 30-40Мб, но она того стоит. Удобный и мощный инструмент.
Wave Purity - 7-9Мб, не такой удобный, зато "чемпион в своих видах спорта", для нас важных.
Насчёт провалов - они забиваются путём интерполирования имеющихся звуковых данных... Звуковые редакторы приличные это поддерживают. Cool Edit, по-моему, в том числе...
Ежели умеючи, то стОит.
Если же нет, тогда лучше не портить то, что есть.
Возможно это сделают за Вас другие, если содержание Вашего файла стоит затрат усилий по его улучшению.
а редактор все равно найду! И что я умопянул Funny Voice ? - Это же совсем другой коленкор! Ведь хотел сказать про мощный редактор SOUND FORGE!!!, если не изменяет память. Пять лет звук писал на нем для телевидения.
---------------------------------------------------
Еду в этом месяце в Свердловскую область. Там в сельском поселке у бабушек много разных пластинок (такого хорошего качества, их берегут, но не слушают, даже обрабатывать не надо) - думаю, пригодятся.
А у нас в городе их хоть бесплатно отдадут. Недавно нашел ВЫБРОШЕННЫМИ 50 (!) отличных дисков (50-80-х). Нельзя же так с ПАМЯТЬЮ. Хотя: кому как... Это тема уже для другой ветки...
http://www.soft.join.com.ua/?action=soft&id=126
но пока скачать не даёт 46 к_битный модем :-)
завтра ночью проверю действенность ссылки,
------------------------------------------------------------------------------
...но это так, кому интересно
Если входной файл был не Wav, а Mp3, то он всегда переводится редактором в Wav. При этом потери качества не происходит, она уже произошла при создании mp3. При сохранении редактор снова станет его сжимать в mp3, но можно делать Save As вместо просто Save, при этом формат выходного файла можно задать, какой хочешь.
Изменение формата - это довольно простая, но все же отдельная тема.
Про в Адоб в двух словах не скажешь. Нужно хорошо разобраться с ним и задавать только узко конкретные вопросы. Я бы и сам с опытным человеком посоветовался..
А если будут заявки насчет WavePurity (4Мб всего оказывается), то при определенном их количестве (секрет фирмы - В.Г.) соглашусь инструкцию составить с картинками на простые операции. Иначе - жаль времени.
Насчет этого ФФТ фильтра в Адобе интересно бы послушать немного. Насчет треско-убирателя в Адобе - что-то не особенно помогает, а вот Адобовый хисс-редакшн неплохо действует. Ваше мнение, Вася?
И самый главный вопрос - убирание шума и треска делает запись более "глухой", удаляет высокие частоты. Что делать? Эквалайзер не помогает. Как сделать запись более "звонкой"?
Есть FFT Noise Reduction, про него видно речь. А есть Filters -> FFT Filter - просто изменение АЧХ (практически эквалайзер).
FFT-Noise Reduction - иногда очень хорошо помогает, мало ухудшая полезный сигнал. Но надо поэкспериментировать и "набить руку".
"хисс-редакшн" я почти не использую, поскольку он чаще убирает вместе с шумом и полезный сигнал, чем FFT Noise Reduction.
Убрать шум ценой "глухоты" записи - это нетрудно. Но цель-то иная.
Начнешь поднимать высокие у глухой записи - шум возвращается либо тембр становится грубым и неестественным. Так что я ищу способы давить шум без заметного глушения. Лучше недодавить, чем переглушить.
В общем, я свою тропинку протоптал и по ней хожу.
1. Каким именно должен быть тип удаления щелчков в Адобовом клик элеминаторе из существующих там опций. В Адобе он очень незаметно работает.
2. Как должен выглядеть график ФФТ фильтра - т.е каким именно должно быть это "плавное понижение" частот 14-18 кГц и свыше 18кГц.
2. ФФТ-noise reduction в Wave purity работает слегка проблематично - у него есть инклинация производить такой же эффект "металлического" искажения записи (хоть и меньший) как и у Адобовского noise reduction (по кусочку записи) на высоких процентах.
Кабы шумоподавление не искажало исходную запись...
На Wave purity я придерживаюсь ОДНИХ и ТЕХ ЖЕ раз и навсегда настроенных операций:
1) удаление щелчков и шорохов - не ухудшает на слух, щелчки удаляет хорошо, использую перед Adobe;
2) удаление шума (степень удаления НИЖЕ, ЧЕМ по умолчанию) - тоже не ухудшает, если один раз, правда и шум убирает далеко не весь. Использую для доочистки после Adobe.
О параметрах можно много дискутировать. По почте отвечу
убеждаюсь на практике, что все записи нужно снова перецифровать.
Главная проблема - несовершенство соединения "вертушки" и компьютера:
встроенный аналогово-цифровой преобразователь - источник многих проблем,
в т.ч., фоновых шумов. Гудящий трансформатор и тому подобные "прелести".
Согласен, что лучше сохранить в основе исходный сигнал высокой чАстоты (но,
к сожалению, низкой чИстоты) чем заглушать звук фильтрами.
Пока пробуем...
---------------------------------------------------
И ещё ЦИТАТА:
"Записи...немного реставрированы. Вырезаны сильные щелчки. Шипение и потрескивания, конечно остались. Я не профессионал в реставрировании старых записей, но, думаю, что именно это шипение и передает атмосферу того времени, когда эти песни были популярны".
(А. Кочанов, http://patefon.knet.ru/)
....................тоже верно...
У вас такая интересная компания, можно присоединиться? Хотелось бы задать несколько вопросов мэтрам аудиоредактирования. Как приспособить Sound Forge 7 или 8 для редактирования файлов с расширением VQF? Как устранить из записи треск кастаньет? Очень простые вопросы. С уважением. abdary.
Если Вам жизненно необходимо задать вопрос, советую создать отдельную ветку - сюда всё равно никто не полезет по причине того, что:
во-превых, тема и комментарии банально устарели (открыто 7 января с.г.)
во-вторых, в куче других вопросов и проблем, Ваше обращение попросту не заметят.
в-третьих, на почве возникшей откуда ни возьмись старой проблемы новые вопросы смотрятся невадными и неинтересными.
Уверен, профессионалы Вам помогут.
От себя, как любителя, могу сказать: найдите конвертор файлов (на практически любом современном диске с аудиопрограммами), позволяющий переводить VQF и mp3: туда - обратно. С кастаньетами сложнее. Знаю только один способ - фильтр Noise Reduction (вырезка по образцу), но это относительно программы Adobe Audition. Sound Forge (надо же - восьмая версия! - прогресс не стоит на месте!) уже - увы - вышел из памяти...