Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
У меня вопрос на засыпку.
Почему так любим и известен Бернес?
В любом сборнике военных песен большая часть - его. Это уже действует на нервы. Даже если те песни которые исполняет он есть в других, намного более удачных и красивых исполнениях намного более серьезных певцов. Кажется что он стал каким-то эталоном, символом.
Почему этот бесталанный и беспросветно приторный любитель-самоучка набивший оскомину своим дурацким и поверхностным толкованием всех самых прекрасных песен стал на такое место? Что произошло? Прекрасные певцы забываются, а такой клоун как этот стал героем.
А потому, что пел от души, с чувством и без притворства. И обыкновенному, не обременненому избытком музыкального образования слушателью, это исполнение куда ближе, чем скажем оперный калибр мэтров.
У того же Кобзона может голос и получше (ну в молодости по крайней мере был). Так на этом сайте есть "Враги сожгли родную хату" Кобзона :(......... а есть и Беренеса!
Я хоть и не хочу так резко выражаться по адресу Бернеса, но разделяю некоторые эмоции казака по этому поводу. Я согласен, что Бернес пел с душой и как бы по-простецки, хотя простачком сам Марк Наумович никогда не был. Но ведь были певцы, которые пели тоже с душой (да ещё с какой!), но не были раскручены так как это получилось с Бернесом. Послушайте, например, Владимира Нечаева, Виталия Власова, Петра Киричека, Леонида Кострицу или Михаила Михайлова. Какие чудесные голоса (а голоса Власова и Михайлова -- вообще волшебные)! Но кто сейчас, кроме интересующихся, помнит Михайлова? Кто знает Власова? Разве это справедливо, что ТАКИХ гениев песни не знают, а от Бернеса было деться некуда? Хотя сейчас и Бернес редкостью стал. А то, что Бернес пел доступно, так это тоже не большая заслуга -- не надо обожествлять публику и её вкусы, не надо всё время думать - а как бы мне сделаться популярным? Иногда людей надо учить, поднимать до своего уровня, а не опускаться самому на уровень дешёвой популярности. Мне кажется, что Бернес НЕВОЛЬНО сделал очень многое для закладки фундамента будущего триумфа попсы. Конечно, в этом ему не сравниться с Фельцманом, Островским и особенно Бабаджаняном с их "Манжерками", "Лунными камнями" и "Королевами красоты".
"В далекий край...", "Враги сожгли родную хату".
Да что это я. Были у него в репертуаре и не такие сильные песни, но не одну ему в вину нельзя поставить. Прав чипполино
Леонид в чем-то прав, конечно - несколько глупо использовать мнение публики как единственный, непоколебимый аргумент... кое-кто(увы, многие) ведь всяких теперешних клоунов киркоровых + и т.п. талантливыми певцами читает.
Но Бернес один из моих любимых исполнителей, так что пренебрежительные, язвительные слова Казака о нем меня очень задели. Специально переслушал сейчас пару десятков песен Бернеса. А потом прослушал некоторые из этих песен в других исполнениях. В резултате сделал интересное, как мне кажется, наблюдение - пение Бернеса приносит какое-то необяснимое душевное успокоение, светлую (именно светлую) носталгию, у него даже грустные песни ненавязчиво призывают к жизни.
И еще - например в некоторых видах спорта дают оценки за артистичность. Для певца артистичность тоже не последний фактор успеха. Так вот Бернес был полон этой-самой артистичности. Он мастерски умел передать атмосферу событий описываемых в песне и часто ассоциировался у людей с героями своих песен.... А у того же Кобзона артистичности ноль целых, ноль десятых, про него по этому поводу Утесов однажды сказал: "Дал бог человеку голос и послал к .....й матери".
Не могу противоречить Леониду - возможно успех некоторых "легковесных" песен Бернеса побудил некоторых композиторов и поэтов "развить тему", тем самым дав толчок советской попсе. Однако, по нынешним меркам даже эти бернесовские "легковесы" кажутся полными глубокого смысла.
А самые удачные его песни думаю были:
Темная ночь
Враги сожгли родную хату
Журавли
Песня о родине
Песня шофера
Любимый город
В полях за Вислой сонной
Романс Рощина
Огромное небо
С чего начинается родина
Во-первых, "пение" Бернеса нельзя назвать пением, а скорее речитативом под музыку, сопровождаемым сильной мимикой и эмоционально-театральной нагрузкой -"артистичностью", которая так нравится Чиполино.
Песни Бернеса действительно создают и оставляют чувство "необяснимого душевного успокоения, светлую ностальгию, призыва к жизни" - ведь мастерское и автоматическое создание таких чувств и есть цель того типа "исскуства" которое называют "приторным", "лубочным", "подслаженным", "ресторанным". Именно такое чувство вызывают у толпы все по-настоящему глубокие и сильные старые песни выпотрошенные и лишенные своего первоначального смысла, приподнесенные как старые-добрые "песни о главном", под которые можно всплакнуть и утереть "салезу", чувствуя именно не сам глубокий смысл песни (который во многих случаях недоступен и нелегок, зовет к действию или духовному изменению, обязует и призывает) а именно вот это чувство "светлой ностальгии".
Так как именно такое отношение и стало развиватся в конце 50-ых, и тем более 60-ых и 70-ых годах как к военным песням, так и вообще к патриотической и даже идеологической тематике (не только в песенном исскустве), такие как Бернес стали очень полезны - люди у которых был богом данный талант перевода настоящей патриотической и идеологической сущности в статус "светлой ностальгии" или "артистичного искусства". Они тем самым с одной стороны открывали возможность пользоватся ее романтикой и силой а с другой - маскировали ее исторические, социальные, политические и философские стороны.
То есть, Бернес подходил под изменение вкусов и потребностей всех - и естаблишмента, и толпы.
Это не случай, что во времена войны Бернес был актером. И и пел он все свои песни именно как актер - использовали его ограниченный талант в соответствующих рамках. К его исполнениям относились не с полным "сурьезом". Никто бы и не подумал тогда сравнивать его кривляния и песни исполняемые Бунчиковым или Киричеком. А вот потом его исполнения перешли на "серьезный", почти "официальный" уровень.
Тем более типично, что как Бернес и ему подобные "пошли в горку" и стали "раскручиватся", сразу стали забыватся и намеренно замалчиватся великие голоса - Нечаева, Киричека, Бунчикова, Кострицы.
Так называемый "декламационный" стиль исполнения, при котором отдельные слова и даже целые фразы вовсе не поются, а как бы "проговариваются", по сути дела, маскирует изъяны мелодии. Слушатели вынуждены неосознанно "додумывать" эти "пробелы в мелодии" - причём каждый на свой лад. Не удивительно, что эстрадные исполнители, не являвшиеся профессиональными вокалистами (и по этой простой причине активно использовавшие вот этот самый "декламационный стиль"!), оказались прямо-таки подарком для некоторых нерадивых музыкальных сочинителей. В самом деле, зачем тщательно работать над мелодией, если эстрадный исполнитель всё равно будет её лишь "проговаривать" - очевидно, что неумело состыкованные композитором музыкальные интервалы при этом будут самым надёжным образом замаскированы! Фальшивые ноты (в местах "стыка") не зазвучат, и слушатель будет эти ноты лишь подсознательно "додумывать", "достраивать" - даже не подозревая, что у этой задачи (то есть правильного подбора нужной ноты в нужном месте) попросту нет решения - потому что мелодия была сконструирована композитором изначально небрежно, нерадиво, без соблюдения законов музыкальной композиции - так называемой "теории контрапункта".
Ещё хуже, когда эти псевдопесни пытаются всё-таки петь (именно петь, а не "проговаривать") более или менее профессиональные вокалисты. Петь-то нечего! Получается замкнутый круг: хорошему певцу нечего петь, и его место занимают "эстрадные исполнители". Но композиторы, не имея в распоряжении хороших певцов, вынуждены сочинять музыку уже в расчёте именно на этих "эстрадных исполнителей"! "Диапазон воспроизводимых частот" у "эстрадных исполнителей", как правило, весьма ограничен, так что композитору приходится сочинять песни "без мотива" - то есть с заведомо короткими мелодическими ходами, в совокупности не выходящими за пределы одной октавы.
Мне кажется, что любовь к бернесовскому исполнению песен труднообъяснима, но это меня не очень огорчает. Есть какое-то ощущение подлинности его искусства. Тут действительно не столько музыка, сколько сердце. Я тоже не стану превозносить его певческий талант, но признаюсь, что собираю все его записи и все варианты исполнения. Мне Бернес ближе, чем Леонид Утесов или Клавдия Шульженко, хотя с уважением отношусь и к этим исполнителям.
Среди песен Бернеса - Я люблю тебя, жизнь. Его исполнение и этой песни - лучшее.
Причем, на мой взгляд, эта песня удивительна тем, что если анализировать музыку и слова, то вроде довольно посредственно и то, и другое, и между собой не очень вяжется, но если слушать песню ЦЕЛИКОМ, особенно в исполнении Бернеса - великая вещь.
Я присоединяюсь к среднестатистическому "скорее положительному, чем отрицательному" мнению участников форума по поводу Бернеса. Бывали у него, конечно и явные "проколы". Например, в "Песне об Алжире" В.Мурадели Бернес неправильно "озвучил" так называемую "составную рифму" в тексте песни: надо было спеть "по мИру я" - "разминИрую", а у Бернеса получилось "по миру Я" - "разминИрую" (ударения обозначены здесь большими буквами). Но всё, что сказано здесь о ЛУЧШИХ песнях Бернеса, совершенно справедливо.