Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Тема
Вредна ли вражеская музыка?
Автор: Либерал в отставке     16.07.05 18:05  Сообщить модератору

Имеется ввиду, естественно, не современная MTVшная и прочая попса, а такие направления как джаз, танго, фокстрот.

В классический период СССР они то допускались до ушей советских граждам, то шельмовались как буржуазные нечистоты.
Но теперь представляются не менее слабой (и не более сильной, к сожалению) антитезой нонешней масс-культуре, чем "совмузыка" и классическая музыка.

В общем может получиться интересное обсуждение, наверно...



Ответы
Ответ-то ясен. Но не прост.
Автор: Вася Грозин  16.07.05 18:18  Сообщить модератору
Все - яд и все - лекарство. Зависит от меры.
Идейное здоровье социалистического общества необходимо блюсти. Но надо научиться это делать не запретами и шельмованием, а лавированием и противодействием.
Последние полтора десятилетия много прибавили аргументов для будущих руководителей социалистического государства, что можно, что нельзя, и почему.
Но, ребяты, везде нужны умы и таланты, и в нашем деле тоже.


.
Автор: kazak  16.07.05 21:51  Сообщить модератору
джаз танго и фокстрот это васильки вражеких происков. Настоящую угрозу представляют такие рьяно-капиталистические и оголтело-реваншистские направления как классическая музыка и театр.


kazak,
Автор: Либерал в отставке  16.07.05 22:02  Сообщить модератору
а смеяться надо при слове "лопата"?


Об отношении к музыке разных жанров.
Автор: Грозин Вася  17.07.05 16:58  Сообщить модератору
И не только к музыке.
Нужно всякое искусство. Но также нужно и правильное отношение к искусству. Это непростое дело. Никак нельзя доводить до запретов, общество теряет иммунитет и заболевает от этого. Пройдя опыт антикоммунистического реванша, теперь мы могли бы легко обосновать концепцию государственного вмешательства в духовную сферу.
Социалистическому государству нужен механизм регулирования, который будет восприниматься не как тупая цензура, а как влияние авторитетных и талантливых людей. Надо привлекать к госрегулированию и ярких оппозиционеров (такие всегда найдутся в расцветающем искусстве). Но правила для самих участвующих в этом госрегулировании должны быть очень строгими и консервативными.


Музыка не может быть вражеской
Автор: Тоже Алекс  17.07.05 19:50  Сообщить модератору
Музыка вражеской или дружеской может быть не больше, чем стихотворение или картина. Всякие завихрения были, конечно, но РАППы закончили в ГУЛАЕе, где им самое место. А иные бредовые начинания не были длительными. Притом, что даже запреты на отдельные стили на радио и грамзаписи всегда сочетались со свободным неофициальным хождением этих стилей. Не хочется вдаваться в паранойю, но возникает ощущение, что именно запреты были вражескими акциями. Это толкало миллионы людей к западным исполнителям и западным светлячкам. Но, при всех запретах джаза, с 20х годов джаз все же развивался. Появлялись оркестры, они записывались, снимались в кино, выступали. Была собственная школа джаза, не уступающая западной качественно. А вот в 60е тотально закрыли всякое развитие биг-бита, заменив его дебильными ВИА. Ранние составы Песняров, Поющих гитар, Веселых ребят (были бы и другие) могли бы создать Советский бит не хуже уровнем, чем Советский джаз. И миллионы людей слушали бы не только англоязычные группы (попутно прихватывая и образ жизни). Сложно сказать (несложно) в какой мере англоязычный рок способствовал антисоветским настроениям. И, вместо того, чтобы адекватно ответить, выкатили идиотские запреты, что, при одновременном выпуске миллионов магнитофонов и коротковолновых приемников, дало вполне предсказуемый результат. Эх, допросить бы этих запретчиков с пристрастием. Узнать бы, откуда на самом деле ноги росли. Много бы интересного открылось.


о музыке
Автор: KOM  18.07.05 11:53  Сообщить модератору
Может в самой музыке ничего плохого и нет, но я как то слышал, что американци весьма серезно рассматривают или рассматривали мызыку в стиле Рок, как один из видов своего оружия (в плане прочистки мозгов, и забивания их "демократическими" ценностями).

Как говорится: SEX, DRUGZ & рокЕнрол!!!


Речь не о рок'н'ролле
Автор: Либерал в отставке  18.07.05 21:46  Сообщить модератору



полностью согласен с Тоже Алексом
Автор: Леонид  19.07.05 02:59  Сообщить модератору
Борьба с определёнными стилями и направлениями в искусстве путём топорных запретов не просто неэффективна, а контрпродуктивна! Она свидетельствует о полном непонимании человеческой психологии, в данном случае приципа "запретный плод сладок". Всё, что оказывается под запретом и официально осуждается на самом деле наделяется в умах людей аурой таинственности, притягательности или "клёвости". Борьба должна всегда принимать форму ответного действия!

Но здесь тоже не всё ясно. Ведь кто может гарантировать, что эта борьба завершится успехом? Интересно ещё и другое. Возьмём, например, джаз. Почему на каком-то этапе это направление было объявлено вредным? Что это значит -- "вредный музыкальный стиль"? Мне кажется, что нужно вникнуть в эту проблему поглубже. Некоторые предположения. Определённые направления нажимают на какие-то "клавиши" в человеческой психике, результат действия которых рассматривается как особо опасный для официальной культурной системы. Это могут быть и вопросы полового развития и отношения между полами, и вопросы отношения к обществу и прочее. Я, например, когда был подростком (и тем более сейчас) просто никак не мог понять, что ребята находили в heavy metal или позже techno? А ведь помешательство просто на этом происходит? Это не просто (псвдо)-культурный феномен, а социально-психологическое явление -- эти стили являются своего рода музыкальным наркотиком. Но мы ведь знаем, что и наркомания не существует просто так, что она является разрушительным псевдо-решением РЕАЛЬНЫХ психологических проблем и потребностей! Главное их которых -- проблема духовной пустоты, попытка заполнить её музыкальной наркотой, которая, естественно, только углубляет это ощущение пустоты. Но с другой стороны, есть такой подход -- мол, "пускай перебесятся, потом поймут как зерно от плевел отделять." Это своего рода теория "возвращения блудного сына". Может быть и она имеет право на существование. С другой стороны, может быть прав и экс-Либерал -- капитализм просто по определению более силен в вопросах влияния на человека, так как он исходит из каких-то объективных черт человеческой природы, которые он затем возводит в аксиому и культивирует. Поэтому социалистическое искусство (в самом широком смысле) приговорено всегда быть искусством сопротивления.


ответ на некоторые соображения Леонида
Автор: Либерал в отставке  19.07.05 08:21  Сообщить модератору
Про хэви-метал и т. п.
Это не наркотик, а молодежная субкультура. Молодежи надо "тусоваться". Это потребность на биологическом уровне. Хэви-метал, хоббиты и покемоны - только повод. Не было бы хэви-метала, больше бы подростков блатняк слушало бы. Вопрос "что ты слушаешь?" для подростков гораздо важнее, чем вопрос "какое у вас политическое кредо?" для взрослых. Отсюда, кстати, - потребность тоталитарного государства в пионерии/[лидер]-югенде. Оно создает тотальную молодежную "тусовку" и направляет энергию молодежи в конструктивное со своей - тоталитарного государства - точки зрения русло. Начиная от сбора металлолома и кончая выявлением "вредителей" (маоистский Китай тут, по слухам, дальше всех пошел).

Про запреты.
При Сталине запреты работали - ничего "клевого" в том, чтобы угодить в лесорубы, граждане не находили. А вот с началом оттепели, когда стало "нельзя, но если очень хочется - то можно", "клевость" и ореол бунтарства, связанные с западной музыкой, джинсами и пр. мигом стали плодородной почвой для развития всевозможных "альтернативных" и "неформальных" субкультур. Опять же по слухам, дети высокопоставленных номенклатурных деятелей здесь явились законодателями моды. В самом деле, не будешь же репрессировать свое собственное чадо, только за то что оно пластику "Битлов" из загранкоммандировки привезти попросило. А если своему чаду можно, то и людЯм простительно. Ну и пошлО, как снежный ком.
Хотя нельзя не признать, что любой запрет - это своеобразная уловка-22, полный отказ от запретов есть вседозволенность ("гласность" - ?), без всяких уловок.

Про психологические "клавиши".
Вот это то и есть самое интересное. В чем вредоносность джаза, танго и фокстрота? Если она только в текстах, сопровождавших мелодию, то проблема в том, чтобы написать правильные тексты. Если в "клавишах", то как установить, какие "клавиши" вредны? Тут фундаментально-научная база требуется, одним марксизмом-лененизмом не обойдешься.
А могло ведь и так быть: джазовые, например, композиторы потому и джазовые, что сочиняют джаз, а не официальную музыку. А композиторы, сочиняющие официальную музыку, - не сочиняют джаз. Соответственно, между теми и другими существует определенная конкуренция - за благорасположение партии и правительства. И у "официальных композиторов" всегда один козырный туз - в руке ("мы - официальные"), другой - в рукаве ("они - буржуазные"). В общем, не был ли тут замешан элемент "лысенковщины"?


по теме
Автор: Леонид  19.07.05 09:16  Сообщить модератору
Экс-Либерал пишет по увлечению heavy metal:

"Это не наркотик, а молодежная субкультура. Молодежи надо "тусоваться". Это потребность на биологическом уровне. Хэви-метал, хоббиты и покемоны - только повод. Не было бы хэви-метала, больше бы подростков блатняк слушало бы."

Мне кажется, что это не очень адекватный ответ, то есть ответ, который не отвечает на вопрос полностью. Что такое "молодёжная субкультура"? Своего рода протест? Против чего? Все ли субкультуры молодёжи одинаковы или они преобретают разные формы в разные времена и в разных странах? Например, что выполняло функцию "тусовок" в крестьянском мире дореволюционной России? Не секрет, что половое созревание сопровождается усиленным интересом ко всему "запретно-дьявольскому". Церковные власти всегда уделяли огромное внимание проблемам взросления, иногда идя на дичайшие методы борьбы с "силами Сатаны".

Мысль о роли пионерских организаций в тоталитарных режимах в принципе интересная и правильная, но вот в чём дело. Успех тоталитарных (я бы использовал слово "тотальных" или "органических") режимов в их попытках мобилизовать молодёжную энергетику заключался в том, что сами эти режимы воспринимались как революционные, как культурно-прорывные, как глубоко контр-конвенциональными. Эта энергетика являлась союзником революционного гос-ва до тех пор пока оно само воспринималось романтично и авангардно. Постепенное закостенение официальной культуры всегда порождает проблему отчуждения молодёжи. Главный провал СССР на культурном фронте произошёл в 1960-х годах -- советская молодёжь не получила новой авангардной культурной идиомой, которая смогла бы противостоять американской экспансии. Хотя, должен сказать, что культурные войны шли и в самих США (американские консерваторы лютой ненавистью ненавидели битлов и рок, а сама контркультура Запада имела ярко выраженные анти-капиталистические, своего рода анархические элементы).

О запретах при Сталине. Сталинский период являлся всё-таки героическим периодом истории -- индустриализация, коллективизация, великий террор, подготовка к войне, война, восстановление после войны, начало холодной войны -- привлечение молодёжной энергетики огромное. Хотя вспомните как боготворили многие Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Петра Лещенко, Тамару Церетели да и Утёсова. Мещанство и сентиментализм, конечно, не идентичны откровенной контркультуре, но всё же элементы культа аполитичности в них есть. Ведь правильно кто-то сказал, что войну легче выиграть, чем мир. Мир, ув. Либерал в отставке, разлагает! Я не пропагандирую войну или милитаризм, а просто ставлю сложную проблему.

По третьему пункту. Марксистские теоретики разработали интереснейшие теории культурного развития, включая и проблему культурного атавизма. Посмотрите, например, работы Антонио Грамши о буржуазной культурной гегемонии, работы мыслителей из Франкфуртской школы нео-марксизма (хотя у них не всё бесспорно). Конечно, и великие консервативные мыслители внесли свой вклад в понимание этих проблем -- Шопенгауер, Шпенглер, Юнгер и, естественно, Ницше. Но Вы подняли интересную проблему -- разщепление музыки на жанры. Почему существуют разные жанры? Какая функция у маршей в отличие от романса? Какая разница между песней "Тёмная ночь" или "Пшеница золотая" или даже более легкомысленной "На побывку едет молодой моряк" и песнями "Сердце" (Утёсова), "Тайна" или "Утомлённое солнце"? Какая была функция песни "Ландыши" и какая у песни Высоцкого "Протопи ты мне баньку, хозяюшка"? Как объяснить тот смех, которым окатывалась песня Туликова "Родина", и превозносился репертуар "Наутилуса"?


предложение
Автор: Леонид  19.07.05 09:35  Сообщить модератору
У меня возникла идея. А что если мы (и я, и Тоже Алекс, и казак, и экс-Либерал, и тов. Грозин, и Сталинградский) попытаемся проследить разложение советского музыкального искусства хронологически и тематически? Как и при каких обстоятельствах всё это происходило?


Леониду
Автор: Либерал в отставке  19.07.05 10:49  Сообщить модератору
Про адекватность.
Видите ли, Леонид, у каждого человека своя "история болезни", поэтому каждый и "мега-ученый" и "любитель" норовит "задвигать" концепции в соответствии со своими "тараканами". Вы (часто) рассматриваете общественные феномены с культурологических позиций, я стремлюсь скатиться на биологизаторский уровень.

В общем, так. Подростки, вступившие в период полового созревания, созревают не только для воспризводства вида, но и для социальной жизни, кипящей внутри вида. И стремятся завоевать себе место под солнцем. Взросые, достигшие уже определенных социальных позиций, делиться этим солнцем с подростками/молодежью не желают. Ресурсов, чтобы взять социальные позиции "штурмом" у подростков нет. Поэтому в молодежной среде начинают процветать "субкультуры", в значительной степени изолированные от "мира взрослых". В рамках этих "субкультур" подростки ведут свое социальное существование, со своими, значимыми только в этих "субкультурах" ресурсами и позициями. Форма, как вы верно заметили, меняется, но сущность-то остается - кипучая социальная жизнь. В "пошехонской" России, наверно собирались на завалинке "после отбоя" и пели под гармошку с балалайкой всякое, в том числе, наверно, и "сатанинское".
Протест - это больше не про то, как подростки рассматривают свое поведение (они вообще не особо этим вопросом мучаются), а про то как взрослые рассматривают их поведение ("Вот ведь негодяи непутевые - не хотят знать своего места, а придумывают себе рок'н'роллы всякие...").
Пионерия - средство органично инкорпорировать молодежную "тусовку" в тоталитарное общество. Во-первых, удовлетворяется потребность подростков/молодежи в социальной жизни; во-вторых, молодежная "тусовка" не противопоставляется и не выпадает из "мира взрослых", а является его частью; в-третьих, подростки/молодежь находятся под контролем и подготавливается к "полноправной" социальной жизни; в-четвертых, повышается количество заготовленного металлолома и "лесорубов".

"вспомните как боготворили многие Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина, Петра Лещенко, Тамару Церетели да и Утёсова"
- честное слово, не помню. В "мое время" уже как раз хэви-метал пошел, а из доморощенного - Цой, Грибенщиков и "Аквариум". Духовная пища для ползучего, мещанского антисоветизма.

"Ведь правильно кто-то сказал, что войну легче выиграть, чем мир."
- фраза, достойная "семи мудрецов".

"Я не пропагандирую войну или милитаризм, а просто ставлю сложную проблему."
- Порблема со "сложными проблемами" в том, что всякий пытающийся их разрешить, постоянно натыкается на ответы, которые должны шокировать почтенную публику своей неполиткорректностью, и в результате вынужден либо отказаться от решения "сложных проблем", либо пытаться завуалировать неудобные ответы какой-нибудь диалектикой, либо открыто записаться во "враги рода человеческого".

И все-таки про музыку.
Вы заметили, что "американские консерваторы лютой ненавистью ненавидели битлов и рок, а сама контркультура Запада имела ярко выраженные анти-капиталистические, своего рода анархические элементы".
- На мой взгляд, здесь и зарыта собака. "анархические элементы", в частности в музыке, не только анти-капиталистичны. Они направлены на разложение любого порядка, в том числе и советского. Поэтому они безусловно приносили тот же самый вред, что на Западе, что Советском Союзе (только в СССР больший вред, потому что порядок был строже). С другой стороны, если в музыке нет этих "анархических элементов" (т. е. "клавиш" с опасным результатом действия, как вы выразились), то она не может быть априори вредна. Соответственно, вопрос, вынесенной мной в название ветки сводится к этому - есть ли во "вражеской" музыке (в, частности, в джазе, танго и фокстроте) эти самые "анархические элементы"?


..
Автор: Леонид  19.07.05 11:27  Сообщить модератору
Насчёт политкорректности Вы здорово сказали и в точку! Я признаюсь -- немного испугался собственных выводов! :))




Наконец появилась замечательная тема и о музыке.
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 12:31  Сообщить модератору
И написали уже столько интересного, что не знаешь за что и хвататься. Отвечу чуть позже. Сейчас время жмет. А пока на http://www.retro.samnet.ru/ в разделе Клуб друзей фонотеки под названием В песнях останемся мы лежат мои рассуждения на тему предложения Леонида о разложении Советского песенного искусства. Они написаны лет пять тому и довольно поверхностны, но все же.


Попробую принять участие в обсуждении
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 15:56  Сообщить модератору
И отвечать буду и Леониду и Либералу вместе.

Определённые направления нажимают на какие-то "клавиши" в человеческой психике, результат действия которых рассматривается как особо опасный для официальной культурной системы.\\\\\
Абсолютно все музыкальные направления нажимают "клавиши" (вызывают эмоциональный отклик). И, вообще, любое искусство. Трудно даже представить себе способ коммуникации, который бы этого не делал. И этот отклик меняется со временем. В 19м веке вальс считался жутко развратным и эротическим. Потом это место заняло танго, потом блюз. Вальс стал символом целомудренности и красоты. Сейчас, в этом смысле, его догоняет танго.

капитализм просто по определению более силен в вопросах влияния на человека, так как он исходит из каких-то объективных черт человеческой природы, которые он затем возводит в аксиому и культивирует. Поэтому социалистическое искусство (в самом широком смысле) приговорено всегда быть искусством сопротивления.\\\\\\
Капитализм исходит из тех черт человеческой природы, которые роднят его с животным и возводит в аксиому именно их. Поэтому он всегда враждебен любым духовным (религии) и социальным (коммунизм) системам, постулирующим несовершенство человека и необходимость развития его за рамки чисто биологического существа. На мой взгляд, коммунистическое искусство это искусство прорыва, а не сопротивления. Но задача его неимоверно сложна. Сила природной косности чудовищна. Падения на этом пути неизбежны. И, все же, люди раз за разом снова будут вставать и снова пускаться в Путь. Это гигантская тема.




Продолжение
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 15:58  Сообщить модератору
Это не наркотик, а молодежная субкультура. Молодежи надо "тусоваться". Это потребность на биологическом уровне.\\\\\\\\\\
И наркотик тоже. Исследований на тему воздействия тех или иных музыкальных ритмов на психику, довольно много.

Отсюда, кстати, - потребность тоталитарного государства в пионерии/[лидер]-югенде. Оно создает тотальную молодежную "тусовку" и направляет энергию молодежи в конструктивное русло\\\\\\\
Любое государство пытается это делать. Скаутизм появился раньше пионерии. В СССР был выше уровень организации, но само явление появляется при капитализме.

При Сталине запреты работали \\\\\\
Ни фига они не работали и при Сталине. Обратите, кстати, внимание. Практически никто из композиторов и исполнителей не был репрессирован, что бы они не писали и не пели. Были проработки, но репрессий не было. И пластинки с "вредной" музыкой ходили совершенно свободно. Вы вот Козина, Юрьеву и Лещенко не помните а то бы знали.

Вот это то и есть самое интересное. В чем вредоносность джаза, танго и фокстрота? Если она только в текстах, сопровождавших мелодию, то проблема в том, чтобы написать правильные тексты. Если в "клавишах", то как установить, какие "клавиши" вредны? \\\\\\\
Еще раз повторю. Нет никаких вредных клавиш. Можно, конечно, считать, что эмоции вызывающие торможение психической деятельности, вредны (близко к этому и было), но это РАППовство в чистом виде. Но дело и не только в текстах. Скорее в контекстах бытования тех или иных стилей. Вот контексты могут быть очень вредны.


А могло ведь и так быть: джазовые, например, композиторы потому и джазовые, что сочиняют джаз, а не официальную музыку. А композиторы, сочиняющие официальную музыку, - не сочиняют джаз. Соответственно, между теми и другими существует определенная конкуренция - за благорасположение партии и правительства\\\\\\\
Либерал, Вы плохо знаете историю Советской песни. Композиторы были одни и те же. И Дунаевский и Блантер писали как "официальные" песни так и джаз. Были, конечно, и более "попсовые" Цфасман или Флакс, но противостояния по жанровому признаку не было никогда. И потом песня не сочиняется "официальной", она ею становится. Далеко не все песни, сочинявшиеся как подчеркнуто лояльные, стали таковыми. И наоборот.




Продолжение
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 16:01  Сообщить модератору
Главный провал СССР на культурном фронте произошёл в 1960-х годах -- советская молодёжь не получила новой авангардной культурной идиомой, которая смогла бы противостоять американской экспансии\\\\\\\
Абсолютно согласен.

Мещанство и сентиментализм, конечно, не идентичны откровенной контркультуре\\\\\\\
Мещанство это основное идейное ядро любой контркультуры. Все остальное - хайры, фенечки, ирокезы, цепи - бантики и цветочки.

Почему существуют разные жанры? Какая функция у маршей в отличие от романса? Какая разница между песней "Тёмная ночь" или "Пшеница золотая" или даже.....\\\\\\\
Потому, что существуют разлличные психоэмоциональные состояния. И я не уверен, что здесь применим термин "функция" По меньшей мере, если не рассматривать песню в грубо утилитарном пропагандистском смысле. А уже на психоэмоциональные состояния можно наложить различное содержание. Можно "Смерть не страшна, мы не раз с ней встречались в степи" а можно о вечной своей обделенности благами жизни (как у Окуджавы и не только), можно "строчи пулеметчик за синий платочек" а можно "У самовара я м моя Маша" ну и т.д.

Поэтому в молодежной среде начинают процветать "субкультуры", в значительной степени изолированные от "мира взрослых". В рамках этих "субкультур" подростки ведут свое социальное существование,
Это только один аспект и, не думаю, что главный. До 20го века никаких молодежных субкультур не было, только социальные. Молодежные субкультуры решают также задачу адаптации новых поколений в стремительно меняющемся мире. И, кстати, очень часто (почти всегда) сильно влияют на мир "взрослых"

придумывают себе рок'н'роллы всякие\\\\\\
Когда ж молодежь сама придумывает. Придумывают взрослые. Молодежь берет себе то, что ей кажется "улетным"

Соответственно, вопрос, вынесенной мной в название ветки сводится к этому - есть ли во "вражеской" музыке (в, частности, в джазе, танго и фокстроте) эти самые "анархические элементы"?
НЕТ, В МУЗЫКЕ САМОЙ ПО СЕБЕ НИКАКИХ "АНАРХИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ". Гораздо интересней, какие элементы как и зачем в нее вкладывются. Вот пенье птиц тоже очень разное. Соловей, канарейка, ворона, кукушка по разному звучат и тоже вызывают разный психоэмоциональный отклик. Но никто пока не брался разбирать полезность и вредность птичьих голосов.




Тоже Алексу
Автор: Либерал в отставке  19.07.05 18:01  Сообщить модератору
Про скаутов.
Кажись, скаутов придумал частный деятель, а не государство. Потому что в либеральном обществе они особо не требуются. В Америке распространение скаутского движения произошло отчасти благодаря повышенной религиозности некоторых тамошних communities, и вообще "правому крылу".

Про "субкультуры".
"Придумывают рок'н'роллы" действительно взрослые дяди, но "субкультурами" они становятся потому, что это нужно подросткам/молодежи. Именно подростки делают из дядей кумиров, именно подростки мастерят фенечки и втыкают кольца в носы, именно подростки признают других подростков авторитеными/невавторитетными по признаку знакомства с творчеством группы [подставь название] (или по другим признакам, значимым в данной субкультуре, но абсурдными с точки зрения непосвященных). "Молодежные субкультуры" появились 20м веке с развитием средств связи и отчасти маркетинговыми технологиями. Но основаны они на потребности молодежи "тусоваться", которая существовала всегда. Что касается влияния "молодежных субкультур" на "мир взрослых", то оно происходит не непосрественно, а путем привнесения повзрослевшими подростками в этот "мир" накопленного ими опыта социальной жизни, полученного в рамках "субкультуры". Исключение - когда кто-то "взрослый" целенаправленно использует "молодежную субкультуру" в своих целях - тогда она сама становится частью "мира взрослых".

Про музыку.
Не спорю, у меня по истории советской музыки - полный пробел. Поэтому и завел ветку. Почитал ваш обзор на ретро-самнете. Как говорится, "афтар жжот!" Коротко и по сути. Спасибо.
Насколько я понял, ваша позиция сводится к выправлению текстов песен. Надо чтобы было про самоотверженную борьбу и всякие невзгоды, которые надо превозмочь. И что б приорететы были расставлены верно. А на какой мотив - не так уж важно, главное чтоб не на травмирующую психику долбежку.
Ну в общем, я приблизительно того же мнения.


Я не понял суть и цели дискуссии.
Автор: kazak  19.07.05 19:04  Сообщить модератору



Либералу
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 19:17  Сообщить модератору
Про скаутов и субкультуры промолчу дабы не слишком обнимать необъятное и не отвлекаться.

Насколько я понял, ваша позиция сводится к выправлению текстов песен. Надо чтобы было про самоотверженную борьбу и всякие невзгоды, которые надо превозмочь.\\\\\\
Моя позиция не только не сводится к этому, но даже прямо противоположна. Песни с одними "взвейся и развейся" (даже очень хорошие) ни одного нормального человека не удовлетворят. Нужна и хорошая лирика (и было ее более чем, только на этом сайте не представлена), и просто легкие веселые песни и даже песни с эротическим подтекстом (на самом деле секс в СССР был, это враги все врут) должны быть. Да все должно быть. Человек не одномерен, да и не всякий человек способен к росту. Мещанская психология (она пока неистребима) тоже должна иметь свою комфортнуюэкологическую нишу, иначе этот тип людей неизбежно будет вытолкнут в протест, расширяться только эта ниша не должна. Кстати, после войны так и было. Была идеологема "простого советского человека". От него особенно ничего не требовалось, только лояльность и добросовестный труд. Это в 60е, вместе с либерализацией общественной жизни, начала нарастать (как не странно) абсолютно бессмысленная и тупая идеологическая тотальность. Но, если в послевоенные годы и к "мещанской нише" проявлялось известное внимание, то позже это было брошено на самотек. А подобные идеологии, брошенные на самотек, начинают распространяться и вылезать туда, где им совсем не место. Все это отразилось и в песне. Не должно быть "неформальных" стилей. Любой появившийся стиль, особенно когда он приобретает популярность, должен быть тут же утилизирован и приспособлен к текущим целессобразностям. Иначе он будет утилизирован другими. Это прекрасно понимают на Западе и делают именно так. И не думаю, что только в силу частной инициативы. Основные каналы СМИ там контролируются почище чем в СССР, только механизмы иные.
Так что больше песен хороших и разных. Но под умным присмотром.


сложность
Автор: Либерал в отставке  19.07.05 20:17  Сообщить модератору
Так ведь "простых советских человеков" всегда больше, чем "непростых". И ниша у них - о-го-го, даже без самотеков. И чем ее заполнять? "Мурками" или специально доработанными "мурками", или специально для них (мещан) сочиненными произведениями? Может все-таки пускай про "трех танкистов" слушают? А то ведь никаких сил присматривать (тем более, с умом) за ними не хватит.


Ну, не такая уж и сложность.
Автор: Тоже Алекс  19.07.05 21:16  Сообщить модератору
О-го-го у них ниша, ну и что. Главное, чтоб нишей оставалась. А то вылезут - всем остальным вообще ниши не оставят, как и случилось. Их специально доработанными "мурками" и кормили (Утесов и т.д.). А специально ничего сочинять не надо. Подобное само неплохо получается. И не будут они про танкистов слушать.
Вру, будут иногда. Им ведь тоже иногда "как большим" хочется. И потом, мещанство это не диагноз, это состояние. Оно тоже может (и должно, только торопиться не надо) меняться. А кормить их танкистами насильно - все равно выплюнут рано или поздно.
Присматривать за ними важнее, чем танки делать. Вот много танков и ракет у СССР было, ну и что? Помогли?
Да, собственно, Ленин и Сталин о мелкубуржуазности, как о главной опастности постоянно предупреждали. А мы, кретины, смеялись.


о молодёжных субкультурах
Автор: Леонид  19.07.05 21:40  Сообщить модератору
В принципе, каждое поколение пытается себе локтями пробить место под солнцем в часто заполненном и даже закостенелом "мире взрослых". Это верно -- в какой-то степени войны поколений неизбежны. Это связано и с тем, что историческое время расщеплено на несколько времён (некоторые времена очень быстро летят, всё меняется чуть ли ни за 3-5 лет, а другие времена тянутся вечность). Но дело в том, что молодёжная страсть к авангарду, к новшествам в культуре может быть направлена в разные стороны. Почему-то с 1960-х годов молодёжь постоянно стремилась к культурному РЕГРЕССУ, к озверению, к опошлению, к нигилизму, к атавизму, к дикому цинизму. Почему? Виноват мир взрослых? Может быть! Может быть виновато само индустриально-денежное общество современности? Тоже может быть! Не знаю точного ответа, но обсудить это можно.


.
Автор: kazak  20.07.05 00:06  Сообщить модератору
Не буду начинать на полную катушку, но хочу отметить один момент. Раз уж разговор зашел о суб-культурах, о музыке и о исскустве, хочу отметить важную деталь: есть очень большая разница между коммунистическим и капиталистическим обществом в отношении вопроса о главенствующей и суб-културы, и взрослого и подрастающего поколения. В коммунистическом обществе нет суб-культур в западном значении этого слова. Во всяком случае их не должно быть. Вопрос почему - сложный и неоднозначный. Простой ответ на это - потому что коммунистичекое общество ставит для всех один идеал, один "путь", одну идеологию, и требует ото всех быть верными ей. Коммунистическое общество - сплоченное, однородное, органическое общество, не разделенное на множество конкурирующих, воюющих, взаимо-отрицающих и несовместимых течений.
Одна из наиболее интересных особенностей жизни в СССР было то что не было "юношеской" субкультуры. Она была частью главенстующей "культуры", ее важной частью. И это выражалось и в исскустве, и в кинематографе, и в музыке направленной на юношескую аудиторию. Она была несла те же ценности как и взрослая культура, но в виде подходящем для этой аудитории. Все помнят то, что дети спокойно могли смотреть все фильмы вместе со взрослыми и не надо было боятся за секс, извращенности, или насилие, а взрослые были очарованы прекрасными и вдохновенными добрыми детскими мультфильмами.
В западных обществах, наоборот, всегда есть очень ясное деление на субкультуры. Там дети и юношество растет на ненависти, отчуждении, неприятии взрослой культуры и ценностей (хиппи, панки, наци, зеленые) и со временем обязано к ней приспособл_тся "с боем". Иногда люди в таком обществе до старости "остаются" верны юношеской своей позиции и несут в себе всю жизнь скрытую ненависть к системе в которой вынуждены жить и даже преуспевать. В западных обществах характерно острое качественное разделение исскуства и музыки на взрослую и юношескую аудиторию, и оно доходит до того, что содержание полностью противоположно. И чем дальше - тем хуже.



p.s
Автор: kazak  20.07.05 00:12  Сообщить модератору
Разделение этой "взрослой" и "юношеской" культуры проходит по двум главным осям: разница между специально подделаваемую под самые низменные желания юношества дикой ерундой и более менее серьезной взрослой тематикой, и между антагоничной и яростно критичной по отношению к главенствующей культуре платформой разных юношеских течений, и обычной принятой тематикой.


Леониду о молодежи
Автор: Тоже Алекс  20.07.05 06:57  Сообщить модератору
В принципе, каждое поколение пытается себе локтями пробить место под солнцем в часто заполненном и даже закостенелом "мире взрослых". Это верно -- в какой-то степени войны поколений неизбежны.\\\\\\
Почему неизбежны? Если пренебречь приростом населения (а кое где уже и убыль), сколько рождается, столько и умирает, то отчего молодежь должна что-то локтями пробивать. Она совершенно естественным путем будет подниматься по социальной лестнице. Молодежь - состояние временное, увы. А, в пятнадцать лет, никто себе место директора концерна не требует.

Почему-то с 1960-х годов молодёжь постоянно стремилась к культурному РЕГРЕССУ, к озверению, к опошлению, к нигилизму, к атавизму, к дикому цинизму. Почему? Виноват мир взрослых? \\\\\
Очень спорное высказывание. Дичало все общество, причин тому множество. Оснований для утверждения, что молодежь дичала в авангарде, не просматривается.
И кто это - молодежь? Мажоры с Калинки и Гоголей, пацаны из люберецких дворов, девки из тамбовской деревни - это одна молодежь, или разные? Те, кто учится в МГИМО и МГУ и те кто идет на панель и в бандиты за иллюзией жизни - это одна молодежь? С одной субкультурой? Сумнительно что-то.


Танго - пролетарский танец
Автор: Wovoka  23.07.05 15:13  Сообщить модератору
Статья украинского левого журналиста Андрея Манчука
http://www.communist.ru/lenta/?1029

Эффект Танго

Эа! Вчера они убивали нас работой, сегодня - на улицах. Стреляют в рабочих, как в скот. Мы не простим им этого никогда. Не забудем расправы над нашими бедными братьями.

Танго "Васена". Буэнос-Айрес, 1919 год

...уже четвертый раз за третью неделю я без работы... Не знаю, что теперь буду делать, но так больше не могу {плачет, смеется}. Сейчас, наверно, пойду танцевать танго, а потом зарежу собаку - последнего хозяина. Я хотел зарезать и нашего последнего президента! Я бы с ним станцевал, а потом зарезал!

Из уличного интервью. Буэнос-Айрес, январь 2002



Этот танец-песня - прямое историческое порождение капитализма, своего злейшего культурного врага. Согласно традиции, его принято считать аргентинским, но на самом деле танго изначально лишено своего строго определенного отечества.

Скотоводческая Аргентина стала первой по-настоящему капиталистической страной континента, и в начале минувшего столетья ее народившаяся индустрия жадно впитывала в себя мировые потоки рабочей силы и крови. Мощные пароходы втягивали в дельту Ла-Платы гигантские жилые баржи - "плавучие бараки", нещадно измотанные океанической качкой. Их человеческой начинкой служили сотни тысяч иммигрантов из Старого Света - итальянцев, немцев, греков, испанцев, африканцев, балканских славян и галицийских украинцев - выходцев из тюремной габсбургской империи. Они оседали в Буэнос-Айресе - крупнейшем городе Южного полушария, ведущем промышленном центре Латинской Америки и ее портовых воротах. В великом городе противостояния труда и капитала, где скотобоен, железных дорог и итальянских рабочих было больше, нежели в самом Чикаго. Во всяком случае, именно так гласила известная в обеих полушариях эмигрантская поговорка, а точнее - куплет популярного аргентинского танго "Новички-безработные". Буэнос-Айрес того времени был городом танго и наемных рабочих. Городом рабочего танго.

О пролетарском, интернациональном происхождении танго сегодня в обязательном порядке упоминается во всех очерках истории этого танца и его культуры - вне зависимости от их академического или популярного характера. Танго сформировалось, окрепло на задворках города и общества. Жизнь бедняцких гетто аргентинской столицы переплавила уникальные демократические традиции романса гаучо - аргентинских степных ковбоев-кобзарей - с ритмикой афроамериканского танца данса хабанера и испанской сарсуэлой - театральной музыкой великого Лопе де Вега. Результатом этого синтеза стало рождение танго-милонги, народного танца-песни, изначально являвшегося неотъемлемой принадлежностью культуры городской бедноты.

"Начальный период аргентинского танго связан с социальной средой бедных кварталов Буэнос-Айреса. Эта среда была самой благоприятной для смешения старого и нового, внутринационального и инонационального, "высокого" и "низкого". Герои танго... олицетворяли рожденное социальными противоречиями ощущение социальной неполноценности и ущербности городского "низа". (И. Кряжева, "Городской музыкальный фольклор", 1993 г.)

Для них этот факт - не больше чем курьез или материал для дежурных диссертаций. Для нас - классовая история, тесно связанная с сегодняшним днем, когда Аргентина вновь приковывает к себе внимание сознательных рабочих всей планеты. На этот раз - своими многомесячными "беспорядками" против бесчеловечных хозяйских порядков буржуазии, вконец разорившей, окунувшей в глубины социального дна народ этой богатой и жизнерадостной страны. Сегодня там снова танцуют танго.

"Прежде чем решиться на новую атаку (президентского) дворца, демонстранты устроили танго архентина... на кучах сгоревшего мусора, который лежал на площади после забастовки уборщиков... Перед глазами у измученных полицейских "мятежники" отплясывали танго, набираясь энергии". (Радио Гавана о зимних столкновениях в Буэнос-Айресе).

В декабре 2001-го полиция стреляла в восставший народ - точно так же, как в девятнадцатом году, когда на авенидах Буэнос-Айреса были расстреляны полторы тысячи бастующих рабочих-демонстрантов. Памятником им стала знаменитая "Васена" - роковое пролетарское танго. Во время кровавого военного переворота 1930 года аргентинский народ создал танго "Иполито Иригойен", названное по имени популярного левонационалистического политика, свергнутого ставленниками североамериканских монополий. Каждый раз, когда классовые выступления ставили на уши господские кварталы Буэнос-Айреса, когда на городских улицах убивали протестующих, аргентинское танго становилось действенным средством, оружием социальной борьбы. Там, у себя на родине, оно не предало своих урожденных классовых традиций.

И еще бы - ведь сердцевиной этого страстного, эмоционально-напряженного, драматического танца-песни изначально являлся непримиримый социальный конфликт, о классовой природе которого говорят сами названия аргентинских танго начала ХХ века - "Горькая жизнь", "Нищие", "Новички-б


продолжение
Автор: Wovoka  23.07.05 15:15  Сообщить модератору
И еще бы - ведь сердцевиной этого страстного, эмоционально-напряженного, драматического танца-песни изначально являлся непримиримый социальный конфликт, о классовой природе которого говорят сами названия аргентинских танго начала ХХ века - "Горькая жизнь", "Нищие", "Новички-безработные" ("Безработные эмигранты"). И вовсе не случайно аргентинская буржуазия, после превратившая это культурное достояние интернационального пролетариата в интернациональный танец буржуа, в первые годы существования танго-милонги откровенно, с презрением чуждалась его как непристойного, запрещенного в приличном обществе уличного действа. Всесильные в Аргентине попы с церковной кафедры объявляли порочным и богохульным пролетарский танец, в котором впервые в истории хореографии обнялись мужчина и женщина. Креольская знать, скороспелые пришлые миллионеры-нувориши нутром ощущали враждебный им социальный ритм развития танго. По своим культурным корням он был чуждым для класса господ. Он не принадлежал им.

"Танго - жанр, отмеченный печатью мучительного прорастания нового сознания, драматических коллизий, которые возникали в период вхождения страны в капиталистическую действительность; оно запечатлевало "окраинную" социальную психологию полупролетария большого города... Высокомерное отношение к танго было знаком отношения культурной элиты к разноязыкой пролетарской толпе Буэнос-Айреса, где родилась традиция танго". (Валерий Земсков, советский исследователь социальной истории танго).

Не сумев победить и уничтожить ростки новой культуры, они затем попросту купили танго - в лице его лучших народных исполнителей, вроде знаменитейшего Карлоса Гарделя, в прошлом - бедняка из рабочего квартала, или блестящих танцоров "Танго" Карлоса Сауры. Буржуазия успешно переварила в себе этот танец конфликта, направила его гневную энергию в неоновый полумрак дансингов и кинозалов, обратив ее в долларовый чистоган. Однако вековая история танго показала, что буржуазии достались лишь внешние формы танговой культуры, в то время как ее подспудная конфликтная сущность будет жива до тех пор, пока существуют порождающие ее социальные противоречия капиталистического города, капиталистического миропорядка. А они вновь максимально обострились в нынешней Аргентине. То, что происходит там сегодня, в мировых экономических кругах уже принято с кривой усмешкой именовать "эффектом танго". В этом названии - неприкрытая боязнь того, что разрушительный ритм экономического кризиса со временем с неизбежностью распространится и на другие страны обеих капиталистических Америк, а затем пойдет свободно кружить по всей остальной планете, до смерти загнав своего родителя - хромоногий престарелый капитализм.

И мне бы хотелось, чтобы моя страна тоже станцевала этот танец на своих восставших улицах.




о протестной музыке
Автор: Wovoka  23.07.05 16:20  Сообщить модератору
Зачем, я привел здесь текст этой статьи о танго. Для того, чтобы сказать, что в основном та музыка, которая в конце концов стала популярной в свое время имела во многом протестные корни. Даже классическая музыка - это музыка революции. Вагнер, Бах, Бетховен, Верди, все это музыка революции, пусть даже и буржуазной революции, но в то время буржуазные революции были прогрессивны, они уничтожали мерзость феодализма. И музыка, которая рождалась в эпоху этих революций, была прогрессивной. У Вагнера даже есть научная работа "Музыка и революция", где он критикует свободных художников, не имеющих социальной позиции. А скажем без музыки Мусоргсого и Римского-Корсакова, и вообще без искусства и науки 60-80х годов ХIХ века, может и русской революции не было бы. Так это искусство революционизировало интеллигенцию, что затем она пойдет в народники.

Теперь по поводу джаза, рэгги, рока, панк, рэпа. Вся эта музыка рождалась, как музыка протеста, как музыка сопротивления, рождалась на негритянских каторгах, в рабочих кварталах, и первые песни этой музыки имели совсем другое содержание.

Джаз - это музыка негров каторжан. Музыка ска, рокстеди, регги , Oi! и панк - "working clas music", музыка рабочей молодежи, музыка рабочих кварталов, музыка протестная, ее слушали и играли моды, панки, традиционные скинхеды во всем мире. Кстати скины раньше называли себя "working clas kids" - рабочая молодежь (сейчас я не буду анализировать их позиций, я только фиксирую факт того, что музыка эта рабочая). Рэгги - первоначально музыка ямайских рабочих. Рэп - это музыка негритянских гетто, а точнее негритянской марксистской организации "Черные пантеры", это позже они выродились в террористическую организацию, но чего вы ожидали, если им постоянно приходилось бороться с ку-клус-клановцами и скинхедами, которые убивали их товарищей.

В любом случае вся эта музыка - это порождение капитализма и одновременно протест против капитализма.

Хотя капитал спокойно переварил всю эту музыку, делая ее популярной. Есть спрос на протест будем торговать протестом. Кстати, фашисты тоже использовали музыку Вагнера для агитации своих идей.


Представитель франкфуртской школы немецкий социолог, неомарксист Теодор Адорно, очень хорошо в своей работе "Социология музыки", показал на примере джаза, как буржуазия приватизирует протестную музыку, начиная ее использовать в своих целях.
Также, как капитализм приватизировал сегодня советскую музыку

Поэтому наша цель не говорить о том, что эта музыка вражеская, а вырвать эту музыку, да и вообще искусство, из рук буржуазии, и превратить их в наше оружие против капитала.

Заходите все на сайт группы Sixtynine (sixtynine.ru) и послушайте современный левый
РЭП.



НАШИ песни !!!
Автор: Наш  7.07.09 08:31  Сообщить модератору
Я , когда сюда захожу, отдыхаю СЕРДЦЕМ. А это - ГЛАВНОЕ !!!


как в ссср боролись с западной музыкой
Автор: sever-89  8.07.09 19:11  Сообщить модератору
Перечень запрещенных групп и исполнителей
http://pripyat.com/ru/literature_and_art/music_of_80th/2006/05/15/849.html


5 коп.
Автор: Миксо  9.07.09 16:47  Сообщить модератору
Насколько я могу судить, такие направления как танго и фокстрот были неотъемлемой частью советсткой массовой культуры 30-х, а джаз или его элементы - играли оркестры Утесова, Цфасмана и т.д. Такая постановка вопроса в корне темы выглядит идиотичной, извините. Или вы не так вопрос сформулировали. И слово "вражеская" - ирония?


pardonnes
Автор: Миксо  9.07.09 17:28  Сообщить модератору
А, я понял! Тема старая, 2005 года, а сейчас ее кто-то поднял наверх. А я и не посмотрел, когда писал. Мои извинения. Просто, тогда, очевидно, форум совсем еще дикий был, раз такие темы поднимались. И на полном серьезе!


НЕ НАШИ "песни"
Автор: Актуализатор  11.07.09 11:43  Сообщить модератору
Миксо, опять Вы горячитесь.
Такая постановка вопроса НЕ выглядит идиотичной.
Более того, из всех имеющихся здесь тем – эта самая актуальная для данного сайта. И если Вы прочли ВСЕ высказывания, то заметили, что обсуждается не только политика, но и психология и даже физиология человека, а об этом вообще НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ! В противном случае мы опять начнём навязывать кому-то «хорошую» музыку, «хорошие» книги и «хорошие» телепередачи. А мы, если считаем себя разумными людьми, должны не навязывать, а ФОРМИРОВАТЬ (от слова «форма», «придание формы») хорошие вкусы, в результате у людей чисто автоматически начнётся отторжение плохих вещей и, как следствие, рост общей культуры.




Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024