Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Я не помню своего первого восприятия этой мелодии, но мне она всегда казалась достаточно гармоничной и совершенной. Чего увы, нельзя сказать о целом ряде даже очень известных песен более позднего периода. Впрочем, о вкусах не спорят. Догадываюсь, что мои недавние оценки популярных эстрадных песен 60-х годов как посредственной "попсы" не совсем справедливы. Но я имел в виду ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Со временем, как я уже сказал, песни эти стали восприниматься лучше.
Но мне нравились (и нравятся! ) композиторы, продолжавшие, несмотря на всяческие новые "веяния", работать в традиционном "архаичном" стиле:
http://m-fradkin.narod.ru/t_v.mp3
http://basner.narod.ru/e b n.mp3 (в этой ссылке убрать два пробела)
http://basner.narod.ru/snr.mp3
http://basner.narod.ru/nbv.mp3
Это тоже 60-е годы.
Мне кажется, что "Песня единства" намного лучше звучит! Постоянная проблема Мурадели в его неспособности сформулировать оригинальную мелодию. Чувствуется, что он почти всегда писал музыку на уже написанные слова -- его мелодии всегда как бы подделываются под заготовленный текст. Прямая противоположность этому -- Дунаевский.
Сочинять музыку на уже написанные слова не так-то просто - ведь все ударения и длительности в будущей песне фактически уже "расставил" за композитора поэт, и у композитора в распоряжении остаются лишь звуковысотные интервалы. Конечно, расставить эти звуковысотные интервалы каким-то более или менее приемлемым (формально грамотным) образом сумеет, пожалуй, даже студент музыкального училища. Да только это будет не песня, а НЕЧТО, изобилующее либо музыкальными штампами, либо наоборот, "неудобоваримыми" оборотами (единственное назначение которых - хоть как нибудь уйти от этих самых штампов). Так что Мурадели - безусловно талантливый композитор, умевший сконструировать (вот именно СКОНСТРУИРОВАТЬ! ) мелодию на уже готовый текст достаточно оригинальным и далеко не худшим образом. Если бы среди нынешних песенников нашёлся композитор ХОТЯ БЫ такого уровня, как Мурадели, песни эти запела бы вся страна.
Но вот возьмите "попсовые" песни 1980-х типа "Лаванды", "Вернисажа", "Миллиона алых роз", скажите в них нет запоминающейся мелодии? А ведь они стали "народными"! Если судить только по мелодичности, то Мурадели удавались в основном только лирические песни (в первую очередь, "Не грусти" -- там у него действительно несвойственная ему сложная и творчески развитая мелодия, ведущая текст, а не следующая за ним). Конечно, "Бухенвальдский набат" тоже, но другие песни очень статичны, повторны. Очень он любил вносить в песни какую-то железобетонную тяжесть, выдаваемую за суровость. Мне кажется, что и Дунаевский, и Новиков, и Блантер на голову выше Вано Ильича.
Ваша оценка творчества В.Мурадели действительно кое-в-чём верна. Что-то удавалось ему больше, что-то меньше, но композитор он неординарный. Видно это не по одной-двум, а именно по всей совокупности его песен в целом. Что же касается штампа "суровости", то в 40-50-60-е гг он встречается довольно часто, обычно в типичном для той эпохи жанре песен "о борьбе за мир". Можно найти такое и у Новикова, и у Туликова, и у многих других (Ю.Левитин "Марш молодых защитников мира", С.Кац "Дай руку, товарищ далёкий"). Ссылок не привожу, так как соответствующие странички сайтов в данный момент почему-то не открываются.
Весьма напоминают этот же "суровый" стиль и некоторые песни германского рейха (поётся в них, разумеется, не о борьбе за мир, а скорее наоборот...):
http://wahm.no-ip.com/music/German Military -3R- Bomben auf England (Luftwaffe arr.) -t.mp3
http://wahm.no-ip.com/music/German Military -3R- 75 Millionen, ein Schlag -n12.mp3
http://wahm.no-ip.com/music/German Military -3R- Siehst du in Osten das Morgenrot -n09.mp3
По поводу "Лавандоподобных" песен с их вроде бы и "запоминающимися" мелодиями. Не могу я к ним привыкнуть, вот это уже действительно попса. Бедность и примитивность аккомпанемента, а главное - полнейшая предсказуемость мелодии, составленной из заезженных штампов. Вот тут поневоле вспомнишь добрым словом и Островского с Пожлаковым, и всех прочих Колкеров-Подельских. Хоть вроде бы уже и почти попсу они сочиняли в 60-е годы, но всё-таки на каком-то КАЧЕСТВЕННО ИНОМ уровне - более профессиональном, что ли. В сложившемся у них стиле вполне можно было при желании писать даже довольно неплохие песни. Что иногда и удавалось. Вот например:
http://ukrpisni.narod.ru/Yaseny_D.Hnatyuk.mp3
Нет, это не Аркадий Островский, это украинский композитор Александр Билаш.