Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
Жди меня - 02:44 (643Kb) Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди..." А это ранний вариант песни в исполнении Утесова, в полной версии, с невырезанным вторым куплетом. Мелодия несколько отличается от более поздних вариантов. Музыка: М. Блантер Слова: К. Симонов 1942г. Исполняет: Леонид Утесов Скачано: 25307 раз
Мне попадалась версия, что это первоначальный вариант М.Блантера. Но, как говорят более достоверные источники, музыка написана М.Горбенко. Я склоняюсь к мысли, что эти мелодии (Горбенко и Блантера) абсолютно разные. Запись же сделана на т/ф (тонфильме). Она должна была войти в к/ф "Концерт фронту", но ее забраковали. Вообще на стихи Симонова "Жди меня" еще писали музыку В.Соловьев-Седой, К.Молчанов, некий Нечаев и т.д.
Первым, если не ошибаюсь, музыку на эти стихи написал еврейский композитор (забыл как зовут), на перевод на иврит Шлонского. Я слышал эту мелодию и даже рассказ самого композитора о том как это было.
Кстати, забыл сказать, что "М.Горбенко" значит Микола Горбенко. По-нашему, он, конечно же, Николай Горбенко.
Казаку: Весьма интересно. Это, верно, было до войны. Стихи ведь, как говорится на обложке одного диска с военными песнями, еще довоенные. Просто популярность они получили после широкомасштабной публикации в прессе уже в военные годы. В
1941-м эту песню уже пел Утесов в сопровождении своего неизменного джаз-оркестра. В любом случае то, что говорил Толян на Форуме (якобы песня 1942) - не более, чем ошибочное заключение.
Кстати, Казак, Вы не слыхали "Давай закурим" в записи Утесова? Автор:
Иван А. 7.09.07 19:12 Сообщить модератору
Само собой, в дискографии певца, составленной Глебом Скороходовым, ее нет, т.к. в грамзаписи она не была. Спрашиваю чисто из интереса, т.к. в Фондах Радио вроде есть такая фонограмма.
Я записями Утесова не очень интересуюсь, даже не помню.
А запись на еврейском я выложу, где-то она была. Кстати перевод на иврит - прекрасный, поработал один из лучших, тот кто переводил "Тихий Дон" на иврит...
У меня запись на иврите! Текст перевел с русского израильский поэт Аврагам Шленский. К этому тексту В 1945 г. сочинил Шломо Дрори (Дойтчер) другую музыку, и вообще только та песня знакома в Израиле. Поэтому песня в таком исполнении конечно не считается "чистой" русской. Если Вы хотите, выложу песню.
Я тоже не очень-то люблю Утесова, но тем не менее такие редкие вещи, как "Давай закурим" в его записи, интересны, т.к. не приобрели большой известности. Да и "Давай закурим" ему более идет, чем, скажем, "Под звездами Балканскими". Хотя любителям певца, возможно, и нравится та запись, несколько раз выходившая на патефонных пластинках. А что в ней? Примитивное топорное исполнение. А вот "Давай закурим" можно и утесовским голосом спеть ярко и эмоционально ... Но это так мне кажется. А пока что будем искать.
Да, "Давай закурим" ему подходит, конечно.
А насчет "Под звездами балканскими" - совсем не согласен. Хотя может быть ты говоришь о другом его исполнении? Я имею в виду классическое, и самое известное. Дело тут даже не в том как он ее поет, а и в сопровождении, в оркестровке, вообще в самой интерпретации. Мне кажется что лучшего быть не может, никакое другое исполнение даже близко не приближается. В других исполнениях это выходит просто очередной песней, а в этом все ставится как раз на свое место и выходит история..
То-же самое с песней "Случайный вальс" и многими другими в его исполнении. Дело просто в прекрасной интерпретации и преподношении. Ну, и главное - человек действительно пел сердцем, чего не наблюдалось у многих вокалистов.
Собственно, я и не ругал Утесова. Просмотрел книгу про него с живым интересом, как и отдельные публикации, размещенные в Интернете. Одна из таких публикаций освещает его не в лучшем свете: как человека жадного и хитрого. Было дело ... Но не думаю, что, говоря о песнях, стоит вспоминать что-то, что не имеет никакого отношения к пению Лазаря Иосифовича. В песне "Под звездами Балканскими" оркестровка действительно хорошая, а вот поет Утесов как-то несерьезно. Гораздо большее впечатления производят песни "Шел старик из-за Дуная", "Случайный вальс", "Ленинградские мосты", "Мой милый Ленинград", "Сталинградский вальс" и еще кое-какие вещи. Идет певцу и легкий репертуар: "У окошка", "Лимончики", «Джазболельщик», "Песня беспризорника" и т.п., позднее - "Песня Курочкина" и пр. Утесов вызывает во мне уважение, но его пение меня не задевает. Может, потому мое мнение о песне "Под звездами Балканскими" заниженное. Мне куда ближе запись В.Нечаева. Однако не поздняя, что лежит на сайте, а звуковая дорожка из какой-то телевизионной программы. Там он поет в сопровождении ф-но. Была она где-то на кассете, но не могу найти. А вообще, как я понимаю, был у него и третий вариант, выходивший на пластинке на 78 об/мин. Но я его никогда не слышал.
Мало ли что могут написать о ком-то, тем более сегодня. Факт тот что Утесов помогал и продвигал многих, и большинство отзывов о нем людей которых общались с ним и были близки к нему - однозначно положительны.
Песню "Под звездами Балканскими" можно петь по разному, и более легкий характер исполнения Утесова вполне приемлем. Мне кажется, что веселость и жизнерадостность исполнения Утесова даже более правдоподобны, глубоки и подходят содержанию песни нежели другие интерпретации. Вообще, Утесов умел делать песни яркими, вдохновенными, сочными, он умел оживлять их. Так и в этом случае. Другие исполнения звучат мертво, в том числе Нечаева. Характерная черта исполнений Утесова - они ритмичны, они льются, являются одним целым, задают темп и проходят с ним до конца, и поэтому они запоминаются. Воистину Утесов был первым настоящим эстрадным певцом. Другая черта делающая его действительно эстрадным, это то о чем ты говоришь - некая "несерьезность". Даже самые трагичные или большие по своему масштабу песни в его исполнении имеют не тотальный, метафизический, роковой оттенок, а теплый, личный, уменьшенный, заземленный характер.
Песен из которых он сделал шедевры - нескончаемое множество. "Полюшко-поле", "Коса", "У черного моря", "Песенка старого извозчика", "В землянке", "Сторонка родная", "Бомбардировщики", "Дорога на Берлин", "Здравствуй, здравствуй", "Борода", "Солдатский вальс", "Лейся песня на просторе" и многие, многие другие.
В общем, надо признать что удачных исполнений, "коронных песен" у него на много, много порядков больше нежели у любого другого певца, и умение его создавать песенные шедевры в разных жанрах - неповторимое.
Да, все перечисленные Вами песни Утесову удались. Я, лично, очень ценю, когда певец не делает из грустной песни песню траурную. У Утесова грусть не является тяжелой, как Вы верно заметили. Таковы песни "О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?" и всем хорошо известная "Сулико". Что же до отзывов, то весьма тепло о нем говорили Г.Скороходов, А.Райкин и т.д. Я читал эти статьи, и они производят хорошее впечатление. Но все же сравнивать Утесова с вокальными мастерами никак нельзя. Он пережде всего артист. Песню он "играл", тем самым делая понятной и близкой слушателю. И в этом, бесспорно, его заслуга.
Выложил "Жди меня" (на иврите) в старом исполнении (1948 г.) Знаю что есть старее, но у меня нету такого. Может быть Вы правы, и композитор сочинил музыку еще в 1943 или 1944 г. Постараюсь проверить это.
Интересно, что в CD "Жди меня" (1939-1942) из серии "Все песни из репертуара Л.О. Утесова" написано, что авторы этой версии песни - К. Листов и А. Сурков! Hаверно опечатка!!!
Но неужели серия называется "Все песни из репертуара Л.О. Утесова"? Все они в принципе не могли собрать. Есть там что ли "Давай закурим", "За мир" и "Березонька"? Конечно, нет. Совеременным издателям таких песен не "откопать". Опять же, Юрий, не Ваша вина! :-)))))
//"Но все же сравнивать Утесова с вокальными мастерами никак нельзя. Он пережде всего артист. Песню он "играл", тем самым делая понятной и близкой слушателю. И в этом, бесспорно, его заслуга."//
- Смотря по каким критериям сравнивать. Если даже совершенно не сравнивать ни по каким критериям, кроме оценки качества самого окончательного результата, то в общем, можно сказать, мне кажется, что многие песни он исполнял просто лучше их, даже если совершенно по иному.
Что-то лучше, а что-то нет. Вот "Темную ночь", на мой взгляд, лучше всех в то время спел Георгий Виноградов. Очень мягкое и лиричное исполнение, показана тоска молодого бойца по дому, по любимой. Эту песню донесли до слушателя в должном виде именно Виноградов и Бернес. Голос Утесова как-то не вяжется с ней.
Опять же - тот исполнил то лучше чем Утесов, тот - другое, но в общем - у него удачных исполнений ровно столько сколько у других всех вместе взятых примерно :)
Лучшее исполнение "Тёмной ночи" - это исполнение Бернеса 60-х годов. Я не большой обожатель Бернеса, но его исполнение "Тёмной ночи", "Журавлей" и "Москвичей" вне какой-либо конкуренции.
Лучшее исполнение "Землянки" Бернесом - из самого фильма.
А если тут говорили что нельзя сравнивать Утесова с вокалистами, то что говорить о Бернесе? Мне кажется, что это просто НЕ ПЕВЕЦ. Он самым тривиальным образом не был способен на то что называется пением, а лишь с правильным напополам темпом говорил под музыку.
Бернеса я вообще не люблю, но "Темную ночь" он исполнил душевно. Автор:
Иван А. 10.09.07 14:45 Сообщить модератору
Кстати, из многочисленных вариантов "Темной ночи" Бернеса мне, как и Вам, больше всего близок по настроению и манере саундтрек из фильма "Два бойца". Говоря о том, что Бернес спел песню достойно, я подразумевал именно настроение, его подход к данному произведению ...
Сатурну:
Вариант 1960-х у меня есть на гибкой пластинке, но там идет ужасная подпевка, портя все впечатление. Или Вы говорили о той записи, что сделана немного ранее, без подпевки?
Так в этом "говорении" под музыку и была "сила" Бернеса! В этом-то и заключался его "ключик" к людям. Чем Бернес подкупал тогда и почему он очень многим нравится и теперь? Простецкостью, приземлённостью, созданием впечатления отсутствия дистанции между слушателем и исполнителем. Многим кажется, что Бернес как бы поёт от их имени, как бы "за них". Вот в этой любви к Бернесу (и отсутствием схожего отношения, скажем, к Бунчикову) уже тогда стал проявляться раскол между "официальной" культурой (то есть, как бы созданной сверху вниз и "по заказу") и культурой хоть и советской, но воспринимаемой в качестве некого противовеса официальной (скажем так, "народно-советской"). Бернес в 50-60-е годы стал рупором "народно-советской" культуры (воспринимаемой как что-то идущее снизу вверх) в противовес "официальной" (воспринимаемой как что-то идущее сверху вниз). И СТИЛЬ Бернеса был не последним элементом в создании имиджа "народности" и "искренности" песен, которые он исполнял.
Мы уже когда-то тут пытались понять феномен Бернеса. Мне кажется что он не только своей простецкостью и отсутствием дистанции нравился людям, а тем что сводил серьезное на нет, делал его более переваримым. Он превращал "великие и ужасные" песни в безобидные реминисенции. А людям такое и подавай.
В этом можно усмотреть некоторые интересные моменты в месте искусства в обществе. Даже если какое-то направление или произведение искусства не перестает быть запрошено и пользуется популярностью, то все равно со временем его первичная форма может становиться все более неподходящей для массового потребителя, и изменятся, вплоть до неузнаваемости. Очень часто такое изменение это путь от злободневности, актуальности, выражения конкретных чувств или идей близких всему обществу в их первичной форме, до совершенной потери связи с первичным смыслом и развитием расплывчатого ностальгического отношения к нему или к ассоциирующимся с ним вещам, преподношения его как обьекта к которому развиваются второстепенные чувства.
Мне кажется Бернес был одной из вех такого изменения отношения советского общества к тематике песен которые он исполнял.
У меня сложилось впечатление, что во взаимоотношениях музыкантов и аудитории возможны несколько различных подходов.
1) Держать высокую планку и пытаться подтягивать аудиторию к ее пониманию.
ИМХО в классическое сталинское время основная идеологическая установка была именно такой, Бунчиков и другие исполнители "большого стиля" - ее
2) Держать высокую планку и работать на ограниченную аудиторию
Отдельные моменты были и в СССР, но преимущественно это подход профессиональных коллективов западного (капиталистического) мира. Якобы, есть музыка для "людей", и есть для "толпы", мы дескать работаем на "людей" а на то понимает ли нас "быдло" или нет - наплевать.
3) Опускать планку, подстраиваясь под аудиторию
ИМХО самая легкая, но самая скользкая дорожка. Опять же самый бустрый путь к завоеванию "дешевой" популярности, работать на "простоту" и "все так могут". Я неважно отношусь к исполнителям, которые решились пойти именно по этому пути, потому что именно этот путь вел к подмене мелодии ритмом, стихов текстами,профессионального вокала посредственным... А в финале этот путь привел к пугачихе, попсе и "фабрике звезд". Причем не только у нас, но и во всем мире тоже.
Понятно, что равнять Бернеса с пугачихой нельзя, но именно он был среди тех кто делали первые робкие шажки в этом направлении (вряд ли отдавая себе отчет в последствиях).
Я могу согласиться с описательной частью последнего поста Сатурна, но моя оценка этого явления будет явно негативной. Мало того, что в качественном отношении это был шаг назад, Сатурн правильно отметил что с этого момента можно говорить о двух разных культурах - "официозной" и "народной". Фактически с этого момента "образовательную миссию" советской массовой культуры можно было считать проваленной.
Так я тоже неважно отношусь к Бернесу! И все мои характеристики его стиля - это КРИТИКА! :-)) По-моему, это понятно из всех предыдущих моих реплик по советской массовой песне.
Насчёт расщепления СОВЕТСКОЙ культуры. Очень интересный и сложный вопрос. Дело в том, что в сталинский период (о досталинском периоде сейчас говорить не станем) не было такого расщепления. Да, существовала неидеологическая эстрада (всякие танго, романсы и проч.), но это было ВНЕ рамок советской музыки. Советская музыка сталинского периода - это довольно органичное явление. Ну, например, можно ли определить "официальной" или "народной" являлись такие разные песни как "Весёлый ветер", "Марш энтузиастов", "Три танкиста", "Заветный камень", "Марш нахимовцев", "Ой, цветёт калина" или "Одинокая гармонь"? Конечно же, нет, нельзя. А вот в постсталинский период такое раздвоение уже начало о себе давать знать. Появился четко ощутимый официоз и четко же ощутимый АНТИ-официоз (хотя он ещё продолжал быть в рамках советского искусства и канвы). Причём, самое интересное, - это понять, а что, собственно, произошло сначала. Скорее всего, конечно, этот процесс шёл одновременно и взаимозависимо, хотя лично мне кажется, что первое грехопадение всё-таки принадлежит таким как Бернес и всем тем, кто потакал ему (то есть, композиторам и поэтам, которые буквально дрались между собой для того, чтобы их песни исполнял М.Н.).
Глеб Скороходов, как всегда, врёт и путает. Песня, впервые фрагментом вышедшая на долгоиграющей пластинке в 1975 г., в 1996 - полностью на компакт-диске, в 2008 - на другом (фирмы
Почему-то не отображается полностью текст сообщения! Ппростите, повторю с мста обрыва: ...фирмы "Мелодия", наилучшего качества), снималась не в Москве в конце 1942 г. для фильма "Концерт фронту", а в Новосибирске в начале того же года тамошней студией кинохроники. Автор музыки - новосибирский композитор Николай Горбенко.