Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
Кажется, кто-то не понимает, что была бы "гнильца" - не было бы портала. Даже самые лучшие политические убеждения не стоит доводить до степени фанатизма: оценивается исполнение в целом, а не только его политический компонент. А аноннс вполне адекватен: это марш, он революционный по содержанию и похоронный по форме.
Текст представляет собой контаминацию двух стихотворений А. Архангельского: "Идет он усталый, и цепи звенят..." и "Мы жертвою пали борьбы роковой..." . Иногда Архангельского указывают автором только одного из них (потому что оно было опубликовано в легальной печати под его подписью), однако в последние десятилетия 20 века проблема вроде окончательно решилась, и Архангельский признан полным автором текста (см.: Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Сост. С. А. Рейсер, 1988). Мелодия восходит к популярной песне "Не бил барабан перед смутным полком..." на стихи Ивана Козлова (перевод из Чарльза Вольфа, 1826). Еще ранее этот мотив заимствовали военные: в связи с похоронами генерала Бистрома песня Козлова была переделана под реалии Кавказской войны (1816-1864), и в переделанном виде ее пели казаки.
Мелодия "Вы жертвою пали..." в исполнении духового оркестра знакома по фильмам о Гражданской войне – под нее хоронили павших красных бойцов. Впервые легально песня прозвучала на похоронах жертв Февральской революции. Песню часто пели перед смертью. В частности, есть свидетельство очевидца, что ее пели перед расстрелом 19 матросов - участников Кронштадтского восстания 1906 года.
Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!
Порой изнывали вы в тюрьмах сырых,
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи уж давно изрекли,
И шли вы, гремя кандалами.
Идете усталые, цепи гремят,
Закованы руки и ноги,
Спокойно и гордо свой взгляд устремив
Вперед по пустынной дороге.
А знойное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И живо дорогой вы вспомните тех,
Кто прежде, как вы, проходили.
Пусть деспот пирует в чертогах своих,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы огнем на стене
Чертит уж рука роковая.
Падет произвол, и восстанет народ,
Великий, могучий, свободный…
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный.
. Похоронный марш
Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу.
Порой изнывали Вы в тюрьмах сырых...
Свой суд беспощадный над Вами
Враги палачи уж зрекали порой,
И шли Вы, гремя кандалами.
Идете усталые - цепью гремя -
Закованы руки и ноги,
Спокойно, но грустно свой взор устремив
Вперед по пустынной дороге.
А знойное солнце нещадно палит,
И дышится трудно от пыли,
И живо дорогой вы вспомните тех
Что прежде, как Вы, проходили...
Нагрелися цепи от жгучих лучей.
И в тело впилися змеями.
И каплет на землю горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая.
Падет произвол, и восстанет народ,
Великий, могучий, свободный.
Прощайте же, братья,- Вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный.
Песни революции. Издание Уполкультработы при водопути Н. К. П. С. Тюмень, Первая Гостипография, 1923, без подписи.
. Вы жертвою пали в борьбе роковой…
Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали все, что могли, за него,
За жизнь его, честь и свободу!
Порой изнывали по тюрьмам сырым;
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи изрекали порой,
И шли вы, гремя кандалами.
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая
Но грозные буквы давно на стене
Чертит уж рука роковая!
Настанет пора, и проснется народ,
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья! Вы честно прошли
Ваш доблестный путь благородный.
Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)
Примечания к авторскому тексту
2-я часть стихотворения под загл. «В дороге», без последней строфы впервые в легальной печати: «Русское обозрение». 1878, 5 февр., подпись: А. Архангельский. Публикация этого и следующего стихотворения «Тучи черные в небе носятся…», а также статьи Г. К. Градовского «Духовная пища на генеральском обеде» явились причиной закрытия газеты (см.: Градовский Г. К. К истории русской печати // Градовский Г. К. Итоги, 1862—1907. Киев, 1908. С. 263—268; ср.: «Правительственный вестник». 1878, 9 февр., а также арх. материалы — ЦГИА, ф. 776, оп. 6, дело № 58). Стихтворение приписывалось разным авторам. Как достоверно установлено А. А. Шиловым и И. Г. Ямпольским, им является Антон Алексеевич Амосов, печатавшийся под псевдонимом: А. Архангельский. Немногие биографические данные и сведения о напечатанных им нескольких стихотворениях, очерках и статьях приводятся в статье: Ямпольский И. Г. Кто такой Архангельский? // «Вопросы литературы». 1968, № 3. С. 253—255; то же в изд.: Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики. Л., 1986. С. 317—322.
Стихотворение датируется 1870-ми годами: эта дата в ряде списков и в сб. «Перед рассветом» (Женева, 1905), где стихотворение опубл. в составе четырех строф. Стихотворение быстро приобрело огромную популярность в качестве революционной песни, бытовало во множестве ред. и с многочисленными вариантами. В революционной традиции 1870—1880-х годов обе части стихотворения прочно срослись (ср., например, «Похоронный марш» в сб. «Песни каторги и ссылки». М., 1930, состоящий из семи строф). Ф. Я. Кон сообщил М. С. Друскину, что стихотворение исполнялось в качестве похоронного марша в Варшаве в 1883 г. (Друскин. М. С. Русская революционная песня. М., 1954. С. 159). В первые годы после Великой Октябрьской революции было официальным похоронным маршем.
Это именно революционный похоронный марш, так как он звучал на ПОХОРОНАХ погибших РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
Плохо говорить, когда ничего не понимаешь в том, о чем говоришь, товарищ Серый!
А буквы чертит рука Шаи Голочёкина и Янкеля Юровского? Шалом блин
Надо же быть таким ушехлопом, как этот БелогвардеецЪ! В ранних революционных песнях, особенно переводных, из Европы, постоянно встречаются христианские образы и символы. Это метка эпохи. Про "буквы на стене" из эпической части Библии, сказки о Валтасаровом пире.
Ведь в первых строках Интернационала почти на всех языках звучит аллюзия на библейское "проклятие труда" из мифологической части. "И сказал бог Адаму: "В поте лица будешь есть свой хлеб".
Это уже потом в стихах и песнях зазвучали уже гораздо более древние и национальные символы: "клятва", "гроза-тревога", "конь-вестник" и другие...