Песня "Возвращение" написана в конце войны. Историю ее возникновения можно прочесть, например, здесь:
http://www.ap22.ru/paper/paper_4895.html
Добавлю, что в 1945 году Георгий Абрамов записал ее на грампластинку. Пластинка эта не является крайне редкой, запись с нее можно легко отыскать в Сети.
Думаю, что у нас нет оснований выдумывать нелепые обвинения Ошанину в том, что он присвоил себе чужие стихи. Можно обвинить Льва Ивановича, допустим, в том, что он был в числе тех, кто набросился с критикой на Бориса Пастернака, тогда как до этого их связывали дружеские отношения. Но ведь всякое было. Ошанин мог искренне поверить, что Пастернак написал такое уж "вредное" произведение. Я уверен, что он, как и многие "критики" Б.Л., даже не читал "Доктора Живаго". Но сейчас разговор о песнях, а не о том, кто себя чем опозорил.
Мне кажется, что Лев Ошанин, не раз выезжавший на фронт и видевший войну отнюдь не только на газетных полосах, мог и даже должен был чувствовать то, что вложено в стихи "Возвращение" и "Дороги". Что же касается разительного отличия этих стихов от других произведений поэта, то это не повод для голословных обвинений. Вот до войны Лев Ошанин написал стихи к песне "Мне потерять тебе нельзя". Когда-то эта вещь звучала во "Встрече с песней", причем совершенно справедливо отмечалось, что данное произведение - стилизация под неаполитанскую песню. И, если композитор Климентий Корчмарев еще создал в некотором роде созвучный "Разговор любви", то ошанинская любовная лирика обыкновенно куда более проста и беззаботна, чем "Мне потерять тебя нельзя". Тоже скажете, что не его стихи?!
Мы же с вами прекрасно знаем, что в годы войны и после нее, мягко говоря, не приветствовалось создание песен-размышлений, способных склонить слушателей к грустным думам. Вероятно, это в некоторой мере было нужно. Но, конечно, "зарубали" многие замечательные вещи. Допустим, прекрасную песню-романс С.Каца "Если будешь ранен", которая была записана уже двадцать с лишним лет спустя. Понятно, что при всем при этом большинство композиторов и поэтов стремилось создавать светлые, мажорные вещи. Поэтому лучше скажем спасибо Анатолию Новикову, Борису Мокроусову и Льву Ошанину, что создали две столь нешаблонные песни. Впрочем, замечу также, что их успех способствовал тому, что они беспрепятственно попали на радио и в грамзапись.
|