Снятся глаза матерей...
Юрий Евгеньевич Бирюков
Песня «Солдатские сны», строки которой дали название очередному моему рассказу, родилась в 1958 году.
Вначале были стихи.
Вот что рассказывал мне об истории их создания поэт Феликс Янович Лаубе:
«В ту пору я учился в Щукинском театральном училище. Занимало оно здание на первом этаже которого располагалась Мосэстрада. Мы, студенты, поэтому часто встречались и даже общались творчески с артистами. Я, к примеру, был дружен с певцом Михаилом Гальпериным. Зная о том, что пишу стихи, тот сказал мне однажды, что к юбилею Советской Армии ему нужна солдатская песня и попросил текст для нее, заявив, что знакомый композитор готов написать к этим стихам музыку.
Подходящих стихов к этому случаю у меня не было, но свежи были в памяти впечатления от встречи с армией во время сборов спортсменов, которые проходили в расположении гвардейской Таманской дивизии. Жили мы тогда в солдатских казармах, спали на двухъярусных койках. Вспомнились почему-то именно эта деталь, а также сигналы тревоги, нередко нарушавшие наш сон. И сами собой пришли строчки:
После отбоя,
Когда засыпают солдаты,
В сумраке ночи,
Минуя бесшумно посты,
Входят в казармы
И бродят в подушках измятых
Ночью незримой
Солдатские сны…
Одним словом, вскоре я отдал свое стихотворение певцу, тот — композитору. И через некоторое время песню уже прослушивал художественный совет Мосэстрады, который возглавляла в ту пору Надежда Апполинарьевна Казанцева. Стихи одобрили, а музыку…
забраковали.
Решено было передать эти мои стихи присутствовавшему на прослушивании композитору Вано Мурадели.
Вот тогда-то я впервые с ним встретился. Познакомились. Он первый и преподал мне наглядный урок того, как надо работать над песней по-настоящему.
— Надо писать, как пишут все, но чуточку подвинутей, то есть талантливо, — говорил Вано Ильич. Когда он садился за инструмент и принимался за работу над произведением — это был концерт. Мне посчастливилось быть свидетелем рождения не только собственной песни, но и «Бухенвальдского набата». Лучше и сильнее этой его песни я не знаю.
Для самого же Вано Ильича эталоном была книпперовская песня «Полюшко».
К сказанному Феликсом Яновичем Лаубе мне бы хотелось добавить, что судьба его с Мурадели песни «Солдатские сны» поначалу складывалась трудно. Тогдашним блюстителям армейской нравственности показалось, что петь про то, как солдаты спят и что им снится при этом, вовсе не стоит. Есть сюжеты и темы для песен об армии более важные и актуальные. Знаю об этом от Сурена Исааковича Баблоева. Руководимый им в ту пору ансамбль песни и пляски Группы советских войск в Германии был первым исполнителем этой песни, и ему пришлось выслушать немало упреков от высокого армейского начальства за то, что включил «Солдатские сны» в репертуар своего художественного коллектива. Песню отказывались публиковать, записывать на радио и грампластинки. Но она все равно и вопреки всему нашла дорогу к слушателю. СО временем ее подхватили и краснознаменцы. Запевал Иван Букреев. А на Всесоюзном конкурсе эстрадных исполнителей ее спел Вадим Муллерман и стал его лауреатом.
Песня «Солдатские сны» по сей день живет и поется теми, кому посвящена, помнится и любима ими. И в этом — залог ее долгой и счастливой жизни в народной памяти.
СОЛДАТСКИЕ СНЫ
Слова Ф.Лаубе
Музыка В.Мурадели
После отбоя,
Когда засыпают солдаты,
В сумраке ночи,
Минуя бесшумно посты,
Входят в казарму
И бродят в подушках измятых
Тенью незримой
Солдатские сны.
ПРИПЕВ:
Снятся солдатам родные деревни и села,
Снятся косы и очи подружек веселых,
Снятся им города,
Снятся лица друзей,
Снятся глаза матерей.
Блеском суровым
Луна на штыках задрожала,
Зорко дозоры
На страже границы стоят.
Ночью в казармах,
Готовые встать по сигналу,
Чутко солдаты
Усталые спят.
ПРИПЕВ.
Если нежданно
Враги посягнут на границы,
Встанут солдаты
И грудью пойдут защищать
Нашу Отчизну,
Которой нельзя не гордиться,
Нашу родную,
Великую мать.
ПРИПЕВ.
Ваш Юрий Евгеньевич Бирюков
Опубликовано 18 ноября 2008
|