Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
  Не грусти о доме "...Назвала тебя братом ротная семья. За тобой, за солдатом, Родина твоя!.." Отличная строевая песня. Что тут еще скажешь? Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Лев Ошанин 1957 Исполняет: Вокальный октет Краснознаменного ансамбля. Запевает Николай Абрамов. Духовой оркестр п/у Алексея Онегина. Исполнение 1957г. Прислал: Константин Вершинин 19.07.23 Обращений: 2560
... мгновенно "схватывались" слушателем!
И это была какая-то алгоритмика (сродни математической) - которой, возможно, даже учили "в рабочем порядке" на композиторских и дирижёрско-хоровых отделениях учебных заведений.
Но в какой-то момент сама эта технология оказалась потерянной.
Сплошь и рядом стали появляться мелодии, проникнутые каким-то "глубоким разладом" всех без исключения музыкальных интервалов - как дальнего порядка (между ладами), так и порядка ближнего (то есть внутри ладов).
Причём обставлялось это иной раз даже как некое "достижение", которым якобы следует "восхищаться" (хотя и ежу понятно было, что король-то голый).
Ну вот и допелись, так сказать. Не в расширительном каком-то смысле (свят, свят), но конкретно в умении сочинять мелодические темы. Даже и как следует оркестровать то, что получилось, умеют не всегда.
Любой из композиторов даже "второго-третьего ряда" - из тех, что активно работали в 50-е гг, будь он жив в наши дни, оказался бы более чем востребованным. И строевая песня, и гражданская лирика, и оркестровая музыка к кинофильмам - всё это им было по плечу!
Вероятно, во главу угла следует поставить процессы, шедшие в "серьезной музыке", начиная с пресловутой додекафонии. Сейчас, сравнивая их с другими экспериментами по разложению культуры, можно полагать, что эти процессы были далеко не стихийными и стимулировались музыкальными авторитетами Запада, учебными и научными центрами. На фоне идеологической беззубости позднего СССР неудивительно, что и более частные области пустили на самотек. А ведь еще Асафьев говорил об интонационном кризисе современной музыки.
Я пришёл к выводу, что в музыке, в песне выражается определённый дух. То, что мы ценим в советской песне, наполнено этим определённым духом. И именно этот дух вызывает психологическое отторжение теми, кто склонен к его противоположности. Я проводил своеобразные эксперименты, предлагая "девственникам" (в смысле знания классической, традиционной советской песни) прослушать некоторые из них - мне потребовалось довольно значительное время даже для того, чтобы объяснить что такое советская песня как жанр, как направление В ПРИНЦИПЕ. Так как на Западе песня понимается либо как РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ жанр, либо как некая концертная классика, которая свидетельствует о статусе человека (в смысле посещения им концертов).
Додекафония и иные (не менее спорные) течения в академической ("серьёзной") музыке не могли не отразиться и на советской массовой песне. Возможно, что и музыкальные чиновники постепенно стали принимать управленческие решения "с оглядкой" на музыкальные авторитеты Запада. "Раскрутка" песен явно слабых (но отмеченных "передовыми" интонационными тенденциями) это подтверждает.
Важно ли для слушателя проникнуться стилистикой советской песни, знать и воспринимать её как жанр? Наверное, да. Но вот, например, песня Богословского "Звезда моих полей" в исполнении Лемешева. Даже для самого неподготовленного слушателя эта песня - классический русский романс! "Психологического отторжения" здесь не будет.
По поводу "статусного" (то есть, по существу, "стадно-подражательного") восприятия музыки западным обывателем вспоминается изречение, приписываемое Козьме Пруткову:
"Ежели показывают тебе Пирамиду Египетскую, то не стой, как истукан, но разинь рот и восхищайся - дабы не прослыть в обществе человеком грубым и неотёсанным". :)
То есть, признаться (даже самому себе), что та или иная навязываемая шоу-бизнесом музыка, "вообще-то говоря, фигОвая", западный обыватель не может, не умеет - он панически боится уронить свою "статусность"! Это превратилось прямо-таки в систему коллективного поведения - примечательную тем, что в зависимости от заданного ей "вектора развития" она равно могла бы поддерживать и прогресс, и регресс. Но для шоу-бизнеса регресс "энергетически выгоднее" - и в результате этого "методологический распад" даже самИх технологий композиторского творчества идёт полным ходом.
Насчет понимания наших песен, для молодежи это целая вселенная, переплетение различных наук, истории литературы, к примеру, за все время общения со сверстниками лишь единожды мне девчонка сказала, что ей стыдно, что она не понимает сути этих песен.
Давно такого не было. Давайте время от времени поддерживать обсуждение серьезных вопросов.
В продолжение данной темы. Действительно, советская песня не сводится к развлекательности и тем самым представляет собой феномен, весьма редкий в истории мировой культуры (а по масштабу, вероятно, - уникальный). Причем, как мне думается, идейные истоки этого феномена нужно искать в творчестве Пролеткульта и затем РАПМ. Впоследствии музыкальные влияния могли быть какие угодно, но задачу создания жанра ставили именно упомянутые организации. Создание советской песни должно было сопровождать создание нового человека. Как только от этого последнего проекта отказались, необходимость в самобытной музыке отпала - перешли на чужое.
Немного о собственно музыкальных качествах советской песни. Уже поздний РАПМ, вопреки расхожему мнению, преодолел пролеткультовский догматизм и широко черпал материал не только из классики, но также из русской крестьянской песни и музыки других народов СССР. Поэтому роспуск музыкальных организаций в 1932 году и создание единого Союза композиторов не ломали процесса, а лишь вводили его в определенное русло.
Молодёжь в достаточной степени понимает и советскую музыку, но оценивает её по "западным стандартам Автор:
Прохожий 25.07.23 18:59 Сообщить модератору
В этом всё и дело. Встречаются и сейчас хорошие песенные тексты (сколько угодно), но вот музыка-то пишется по "эстрадно-западным" образцам.
Что-либо "насаждать" здесь не получится. Просто композиторы должны уметь сочинять "и то, и другое, и третье" - то есть работать в разных жанрах, в разной мелодической стилистике, быть "ремесленниками" в положительном смысле этого слова (то есть "хорошо вооружёнными профессионалами"). Когда-то именно так оно и было.
Слом буржуазной гос.машиныи переход к диктатуре пролетариата был новой вехой развития общества, культура не могла не быть частью этого процесса. Но взглянем сейчас хотя б на музыкальную культуру кндр,там и сейчас есть образцы весьма напоминающие советские песни по стилистике, хотя и пропитанные территориальными особенностями, и вектор которых смещен в шапкозакидательское "смерть мировому гегемону". Так что можно сказать, чтт они творят по инерции))
Здесь во многих ветках комментариев под песнями весьма полезную информацию участники писали, она так ж достойна внимания, эдакий аналог встречи с песней от татарского, когда история песни, когда занимательный факт
Да, конечно. Но настоящий расцвет сайта был приблизительно до 2009 или 2010 года...
Это как раз связано с общим расцветом капиталистической экономики России... Автор:
Товарищ С. 28.07.23 15:29 Сообщить модератору
Великий последний шанс так сказать, после 13го года стало совсем не до интернета,хотя для меня загадка почему на основании сайта в регионах не создали некое подобие интернет выставки или музея оффлайн по данным сайта, зашло б на ура, благо в школы тогда можно было зайти просто, для младших классов информация была б интересной вкупе с графическим дизайном. Здесь история, литература сильно переплетены. Даже видеоигры в тот период с советскими песнями были, из последних проектов какой то градостроительный симулятор социалистический... Впрочем, как в сознание молодежи внести снова песни, скорее без государства не обойтись,)
Это как раз связано с общим расцветом капиталистической экономики России... Автор:
Товарищ С. 28.07.23 15:29 Сообщить модератору
Великий последний шанс так сказать, после 13го года стало совсем не до интернета,хотя для меня загадка почему на основании сайта в регионах не создали некое подобие интернет выставки или музея оффлайн по данным сайта, зашло б на ура, благо в школы тогда можно было зайти просто, для младших классов информация была б интересной вкупе с графическим дизайном. Здесь история, литература сильно переплетены. Даже видеоигры в тот период с советскими песнями были, из последних проектов какой то градостроительный симулятор социалистический... Впрочем, как в сознание молодежи внести снова песни, скорее без государства не обойтись,)