Правила, разумеется, принимаю и обязуюсь соблюдать. Но есть небольшие сомнения, их лучше высказать сразу.
1-е. Почему белогвардейские песни названы провокационными? Согласитесь, например, что без них переживание трагизма гражданской войны было бы неполным.
2-е. Чем считать, исходя из тематики и философии Вашего сайта, песни советских исправтрудлагерей? Я имею в виду не песни о самих лагерях и преступниках, там содержавшихся (типа "и мне товарищ серый брянский волк" или "будь проклята ты, Колыма"), а песни, которые создавались в лагерях специально для повышения сознательности и трудового энтузиазма з/к, и были частью культпросветработы, обязательной для каждого лагеря. Песни о том, как славно перековываются вредные социальные элементы на строительстве ББК или канала Волга-Москва - это тоже прославление социализма или провокация? Чья?
3-е. Песни, выражающие монархический русский/российский патриотизм - можно ли считать частью нашего общего, совместно с советским, исторического патриотического сознания? Если да, то как соотнести все части нашей истории - гимны и оды в честь царей и дореволюционные военные марши, - и бунтарские протестные песни, прямо антимонархические? Если я правильно понял Ваш замысел, именно эти последние и являются предшественниками социалистического патриотизма и реализма (а не, к примеру, "Гром победы раздавайся" или "Вперёд, наш Конногренадерский полк, ура! Имя наше добыто под Варшавою в бою" и т. д.). И как тогда прикажете быть с песнями на стихи Дениса Давыдова из х/ф "Эскадрон гусар летучих"? (Светлая память Ростоцкому). Фильм - вполне советский, т. е. для сайта подходящий, а песни - "я рождён для службы царской!" - провокационны? Ну или как минимум, не зовут на революционные баррикады или проявлять трудовой героизм на стройках социализма.
4-е. Теперь обратная ситуация с парой "фильм-песня". Возможно, вот самый наглядный пример - красноармейская песня-марш из к/ф "Собачье сердце" ("чу-чу-чу - стучат, стучат копыта, та-та-та - стреляет пулемёт, белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!"). Фильм антисоветский, т. е., говоря Вашими словами, провокационный, а, значит, размещение песни из него придаст сайту двусмысленность. Кстати, помогите разобраться с этой песней - она написана специально для фильма или советский ещё хит? Сама песня и эстетически, и словесно превосходная и вполне социалистическая.
5-е. Последнее и, пожалуй, главное. Как быть с хорошими песнями из хороших - советских! - фильмов о Гражданской войне, - но которые не прославляют романтику революционных баррикад и победу красных или кого бы то ни было в той войне, а... Скорее, осуждают саму идею и философию гражданской борьбы - применю именно такое, нередкое в трудах и воспоминаниях революционеров и борцов за народное счастье, словосочетание. Эти песни - советские, из эпохи до 1985 года и, наконец, прошедшие строгую советскую цензуру. Но на самом деле они осуждают и саму по себе эту борьбу, и её конкретно-историческое проявление (простите за ещё один термин из времён истмата) в виде Гражданской войны в России! Примеры - песни из х/ф "Служили два товарища" ("Вот пуля пролетела ...и ага"), песни из х/ф "Бумбараш", как и весь этот фильм. Ещё - "Белая гвардия" по Булгакову, "Бег", "Хождение по мукам", "Адьютант Его превосходительства" и т. д. Если всё это списать как провокацию или двусмысленность, что же останется безупречным продолжателем традиций выражения в культуре пролетарской борьбы и солидарности - только "Гулял по Уралу Чапаев-герой, он соколом рвался с врагами на бой!" да ещё революционно-приключенческий примитив типа "неуловимых", что ли?
Прошу прощения за длинный комментарий. А вообще - спасибо Вам и дальнейших успехов!
С уважением Никулин А.
|