Уважаемые авторы сайта!
Большое Вам спасибо за информацию об авторстве песни "Там вдали за рекой".Наконец-то я узнал имя соавтора Н. Кооля. Конечно меня могут обвинить в синдроме "бревна Ленина на субботнике", но позвольте вам поведать некоторые факты, свидетели, которых еще живы.
В нашей семье гордятся с восьмидесятых годов, что наш отец, Свищев Константин Семенович, являлся соавтором этой действительно всенародной песни. Из детских воспоминаний наиболее яркие - это хоровое пение, собирающихся по праздникам родственников, которые от природы обладали хорошим музыкальным слухом и голосами, поэтому запомнилось чистое звучание и многоголосие. Начинали всегда с этой песни, вторым номером всегда шла "Царица Тамара" (стихи Лермонтова, положенные на музыку нашим отцом).
В нашей семье все по наследству обладали незаурядными голосами: сестра, Фомина (Свищева) Ольга Константиновна, благодаря своему уникальному драматическому меццо-сопрано, всю жизнь проработала артисткой хора Большого театра, да и мне все знакомые по сей день пеняют, что я закопал талант в землю.
В восьмидесятых годах наш отец, один из немногих выживших членов "Общества старых большевиков", что давало ему право копаться в архивах КПСС, вдруг приносит моей сестре газету тридцатых годов: то ли "Курская Правда", то ли какое другое курское издание, в которой написано, что автором этой песни являются наш отец и какой-то другой молодой боец армии Буденного с латышской фамилией (фамилию сестра забыла).
Если бы в те времена была такая свобода информации, как сегодня, такое сообщение произвело бы сенсацию не только в музыкальном мире. Не надо забывать, что на этом комсомольском гимне гражданской войны воспитывались многие поколения, а в песенниках писали: сл. и муз. народные.Таким образом событие имело и политическое значение. Конечно героическая биография отца вполне была достойна авторства такой песни. Участник гражданской войны - не смотря на юный возраст (1903 г/р) он был грамотен, что в те годы было редкостью, поэтому был зачислен писарем в обозе армии Буденного. Дослужился до должности министра областного правительства. Весь его жизненный путь- это путь истинного коммуниста и патриота. Не смотря на бронь в НИИ, где он работал, ушел на фронт добровольцем. Прошел горнило Ленинградской блокады и Сталинградской битвы. Получил несколько тяжелых ранений (после войны нашивки за ранение уважали куда больше, чем "цацки" на груди), инвалидность и огромный осколок в сантиметре от сердца пронес до своих последних дней. Ему горько было узнать, что никто из его сослуживцев не последовал его примеру - все "доблестно" ковали победу на трудовом фронте.
При такой биографии автора надо поднять на щит и нести, как икону! Вот только маленький нюанс: не смотря на то, что многие члены ЦК КПСС по большим праздникам считали своим долгом сфотографироваться с чудом выжившими членами "Общества старых большевиков", никто из этих политических "динозавров" не имел личных связей на "верху", т.к. давно уже были отстранены от активной политической жизни вследствие известных условий выживания. А кто же возьмет на себя ответственность объявить автором комсомольского гимна человека - не члена Союза композиторов, не члена Союза писателей, не родственника члена ЦК КПСС?
Срок возврата документа из архива КПСС подходил к концу и отец, предприняв несколько безуспешных попыток и не зная что с ним делать дальше, принес эту газету моей сестре, надеясь, что у нее есть какие-то связи в музыкальном мире. Все что она успела сделать - это показать газету в музыкальной школе при училище Гнесиных, где училась ее дочь. Заметка произвела фурор, но... в пределах училища и не более. Результатом была фотография отца на почетном месте с указанием его авторства этой песни, биографии и званием почетного то ли гостя, то ли еще кого уже не помню.
Вот такая занятная история. Еще раз благодарю авторов сайта за полученную информацию.
С уважением,
Свищев Александр Константинович.
25.10.11г.
|