"В «Добром человеке из Сезуана» Брехт исследовал синдром фашизма, но Любимов
развернул острие пьесы в сторону советской власти, создав по сути еще и антирусский спектакль. Как напишет много позже один из критиков: «Превращение героини спектакля – это метафора двойной природы всякой деспотической власти, и прежде всего русской власти (выделено мной. – Ф. Р.)».
Многочисленные «фиги», которые Любимов разбросал по всему действу, были спря-
таны в зонги, которые исполняли актеры. Например, такой: «Шагают бараны в ряд, бьют
барабаны, кожу на них дают сами бараны». Естественно, всем зрителям спектакля было
понятно, о каких именно «баранах» идет речь. Понял это и ректор «Щуки» Борис Захава,
который потребовал от Любимова убрать все зонги из спектакля. Но Любимов отказался это сделать. Тогда Захава издал официальный приказ о снятии зонгов.
Именно этот скандал заставил обратить на Любимова внимание либералов из высших
сфер. Они увидели в нем горячего сторонника мелкобуржуазной идеологии (напомним, что он был отпрыском кулаков), которая в те годы все сильнее крепла в высшем советском истэблишменте."
Ф. Раззаков. «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне»
|